Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Приметы весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Приметы весны" 
с применением ИКТ в старшей группе
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primety_vesny.docx10.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16» оздоровительной направленности.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Приметы весны"

с применением ИКТ в старшей группе

Составил воспитатель:

Климина Оксана Владимировна

2019 г.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Приметы весны"

с применением ИКТ в старшей группе

Цель: актуализировать знания детей о весенних явлениях в природе.

Задачи

образовательные: обобщить представления детей о весенних изменениях в природе: назвать приметы весны, расширить представления об изменениях в жизни животных, растений и птиц с приходом весны;

 развивающие: развивать диалогическую речь, желание активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями; развивать воображение, внимание, память.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес; формировать умение работать коллективно, воспитывать активность, уверенность в себе, любознательность.

Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов, разучивание стихов о весне, беседы о птицах, животных, растениях, деревьях.

Методы и приёмы: игровой, словесный, познавательный, ИКТ

Материалы: интерактивный планшет, макет солнца, одно панно с деревом без почек, одно панно с деревом с почками, плоскостные фигуры птиц (воробей, синица, снегирь, голубь, жаворонок, ласточка, грач, скворец, дрозд, сорока)

Словарная работа: подснежник, ясное, тёплое, приветливое, лучистое, доброе, яркое, весёлое, весеннее, зимняя спячка, зимующие, перелётные.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришло письмо. Интересно узнать от кого? На экране появляется письмо (слайд 2)
Воспитатель: читает: "Ребята, пишет вам Лесовичок. Везде наступила весна, а в моём лесу - нет. Я совсем старый, забыл некоторые признаки весны. Помогите, пожалуйста, их вспомнить".
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовику?

Дети: да!

Воспитатель: Ну тогда отправляемся в лес.

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь пеньков,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

На экране появляется изображение Лесовичка в зимнем лесу (слайд 3)

Дети: Здравствуй Лесовичок, мы пришли тебе помочь вспомнить приметы весны.

Воспитатель: А чтобы найти первую примету, отгадайте загадку:
Хорошо гулять в лесу! Тихо… Утро раннее.
Чудо-песенка звенит на лесной проталине,
Чей-то нежный голосок еле-еле слышен –
Кто, расправив лепестки, из - под снега вышел?  (Ответ: подснежник)
Воспитатель: Можно это назвать признаком весны? На интерактивной доске появляется подснежник. (слайд 4)
 Воспитатель: А почему он так называется?

 Дети: они появляются в лесу на проталинах, на полянах из-под снега.
Воспитатель: Скажите, а можно ли их рвать? Почему? (дети отвечают, что их на земле очень мало, воспитатель напоминает, что они занесены в Красную книгу).
Эту примету, вы назвали, а чтобы найти следующую Маша, прикоснётся два раза к цветку.
Подснежник исчезает, на его месте появляется изображение солнца. (слайд 5)
А теперь о чём мы будем говорить?
 
Дети: О солнышке.
Воспитатель: Солнце появилось у вас в группе (подходят к модели солнца). Как меняется продолжительность дня и ночи с наступлением весны?
Дети: День становится длиннее, а ночь короче.
Воспитатель: А сейчас вы по очереди будете вытягивать лучики, чтобы они быстрее согрели землю и говорить о том, какое солнце бывает весной.
Дети: Ясное, тёплое, приветливое, лучистое, доброе, яркое, весёлое, весеннее, ласковое, огромное.
Воспитатель: Вы вспомнили о том, что весной у солнца меняется настроение, теперь, Даша, прикоснись к нему на экране, чтобы найти следующую примету. На экране появляется загадка "медведь". (слайд 6) О чём мы должны напомнить Лесовичку?
Дети:  О том, что некоторые животные просыпаются после зимней спячки.
Воспитатель: А какие еще животные просыпаются весной?

Дети: ежи, барсуки, летучие мыши.

                                                   Интерактивная игра «Кто тут лишний?» (слайд 7) 

Воспитатель добавляет интересные факты из жизни животных зимой с иллюстрациями на экране. (слайд 7)

      Летучие мыши на очень длительное время впадают в спячку. Они подыскивают подходящее укрытие, забиваются в щели либо надёжно прикрепляются лапками к стенам или потолкам, повисая вниз головой, и впадают в долгую зимнюю спячку общей длительностью 6-8 месяцев. Как правило, они просыпаются на несколько минут каждые несколько недель, чтобы попить, хотя также известны случаи, когда летучие мыши даже не шевелились в течение нескольких месяцев.
     Барсук зимует к в норе, которую он в состоянии вырыть в течение одного дня. В своих норах барсуки устраивают подстилки из листьев, травы... Перед погружением в спячку барсуки затыкают вход в нору изнутри. Барсуки, в отличие от медведей, могут просыпаться и выходить из норы (особенно, если наблюдается оттепель).

     Ежи ведут ночной образ жизни и находятся в спячке с ноября по март
Ежики не охотятся на мышей – это миф. Они, может быть, и рады были бы полакомиться мышатиной, но догнать мышь не способны.
Воспитатель: А сейчас Вика прикоснётся к картинке, чтобы вспомнить ещё одну примету. На экране появляется загадка "птицы". (слайд 8) О чём мы должны напомнить Лесовичку?
Дети: О том, что некоторые птицы возвращаются из тёплых стран.
Воспитатель: Правильно, а как называют таких птиц?
Дети: Перелётные.

Воспитатель: Назовите их.
Дети: перечисляют: ласточки, стрижи, жаворонки, грачи, стрижи, дрозды.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что делают птички, когда прилетают из тёплых стран?

Дети: Птицы начинают вить гнёзда и выводить птенцов.

Интерактивное задание «Найди перелетных птиц» (слайд 9)

«Кто тут лишний?» (слайд 10)

Воспитатель: А как называют птиц, остающихся в городе?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Перечислите их.                                                                                          Дети: Снегирь, воробей, сорока, голубь, синица.
Воспитатель: Посмотрите, на эти деревья. Одно без листвы, а на другом, появились признаки весны? Какие?
Дети: Почки.
Воспитатель: Как вы думаете на какое дерево нужно посадить зимующих птиц? А на какое перелётных?
Дети: На дерево без листьев- зимующих, на дерево с  почками- перелётных.

                     Дидактическая игра «Посади птичку на дерево и назови» (дети отгадывают загадку и рассаживают птиц на ветки)

1 - Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Вдоль по полю мчится вскачь,

А зовётся птица … (Грач)

Воспитатель: Правильно грач. А что вы знаете о нём?

Дети: он самый первый прилетает к нам.

Воспитатель: А как ещё называют грача?

Дети: Вестник весны.

Воспитатель: Правильно. А ещё говорят, что грач на своих крыльях весну приносит. Грач ходит по оттаявшему полю и кричит: «Крак! Всем червякам - враг!»

2 На шесте весёлый дом,

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец

Разноголосый он певец (Скворец)

Воспитатель: Что вы можете о нём сказать?

Дети: скворец может петь голосом любой птички. Он прилетает вслед за грачём.

3 Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Воспитатель: Аист- вьёт гнезда прямо на крышах домов).

4 - В лесу на ветке она сидит,

Одно ку-ку она твердит.

Года нам всем считает,

Птенцов своих теряет. ( Кукушка)

Воспитатель: Правильно кукушка. А, что вы можете сказать о кукушке?

Дети: она плохая мама, подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда.

Но зато она питается крупными гусеницами, которых другие птицы проглотить не могут, тем самым очищает лес от вредителей.

 5 - Кто без нот и без свирели,

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? ( Соловей)

Воспитатель: А что вы знаете о соловье? (У них очень сложные и красивые трели.)

6 - Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Воспитатель: Ласточка прилетает к нам самая последняя из перелётных птиц. Считается, что если эта юркая птичка построила свое гнездышко под карнизом вашего жилища, то это указывает на то, что вы очень добрая семья, где люди живут в спокойствии и любви. Если ласточка пролетает низко над землей, то скоро начнется дождь, а высокий полет птицы предсказывает ясную и солнечную погоду.

Воспитатель: Итак, вот мы с вами, ребята, и вспомнили некоторых перелетных птиц.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете мы все приметы весны назвали? (нет)

Какие еще есть приметы весны?

Интерактивная игра «Выбери приметы весны» (слайд 11)

А теперь, когда вы назвали приметы, которые забыл Лесовичок, давайте сложим их в конверт и отправим ему. А чтобы Лесовичок наверняка не забыл приметы весны мы составим ему рассказ. (дети составляют рассказ подбирая недостающие по смыслу слова) Интерактивная игра «Собери приметы в конверт» (слайд 12)

,«Подбери подходящее слово» (слайд 13)

Воспитатель: Лиза нажми на конверт, чтобы отправить его Лесовичку (слайд 14)
Ну вот, он скоро получит наше письмо, вспомнит признаки весны, и она обязательно наступит  в его лесу.

Появляется изображение Лесовичок в весеннем лесу (слайд 14)

Воспитатель: Вам понравилось искать весенние приметы? А что нового вы узнали? Что для вас было сложным? Я благодарю вас за помощь Лесовичку, Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна идет, весне дорогу!»

Занятие по лексической теме «Весна» создано с учетом психолого-педагогических характеристик детей старшего возраста. Занятие и презентация могут быть использованы как в индивидуальной,  так...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Весна идёт - весне дорогу"

Закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весна идет — весне дорогу»

Конспект НОД«ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ - ДОРОГУ»Образовательная область: Формирование целостной картины мираИнтеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,...

6.04.2020г. Конспект занятия по ознакомлению с природой. "Весна". Рисунки детей на тему "Весна из моего окна"

Конспект занятия по ознакомлению с природойВРЕМЕНА ГОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ: ВЕСНА Времена года: весна. Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, познавательное видео. Давайте вместе с де...

Конспект экскурсии по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Весна, весна на улице»

Цель: формирование начальных представлений об экологической культуре, закрепление знаний о птицах и животных, правилах поведения в лесу.Задачи:Образовательные: познакомить детей с особенностями жизни ...