Проектная деятельность в детском саду Проект "Природа наш друг, не губите её".
проект по окружающему миру (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Олонский детский сад»

 

Проект по экологическому обучению и воспитанию

детей среднего дошкольного возраста

 

«Природа наш друг, не губи ее»

 

 

 

                                                                                          

 

                                                                                           Автор – составитель:

                                                                             Васильева Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

С. Олонки

2022г.

Пояснительная записка

Введение

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природы, как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Актуальность проекта. Проблема экологического воспитания и образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Главная цель проекта - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.  Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и формировать ее в виде культурно-значимого продукта.

 Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей среднего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной.

Направленность проекта – приобщение детей к изучению и защите природы родного края.

Цель проекта: знакомство детей с природой родного края. Формирование у детей осознанно – правильного отношения к представителям живой природы, убеждению, что красота природы бесценна, поэтому ее необходимо охранять.

Задачи проекта:

  • Расширять знания об окружающем мире, формировать представления о взаимосвязях в природе.
  • Познакомить детей с природой родного края.
  • Развивать представления об опасных для природы действий человека.
  • Познакомить детей со способами сохранения и восстановления окружающей среды.
  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение произведений о природе, через практическую деятельность.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

 

Вид проекта:

  - информационно – творческий,

  - исследовательский,

  - групповой.

Срок реализации:

- сентябрь, октябрь, ноябрь.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

Подготовительный этап:

  • Изучение методической и педагогической литературы по темам «Взаимодействие детей с природным окружением через поисково – исследовательскую деятельность».
  • Проведение диагностики по экологическому развитию детей 4 лет.
  • Сбор и накопление материалов для уголка природы в группе в соответствии с возрастными особенностями детей 4 лет, через взаимодействие и привлечение родителей воспитанников.
  • Пополнение в группе уголка опытно – экспериментальной деятельности.
  • Составление перспективного плана работы по экологическому воспитанию с детьми 4 лет.

Основной этап:

  • Реализация плана работы с детьми средней группы «Солнышко» по экологическому воспитанию.
  • Изготовление дидактических игр в уголок природы, для самостоятельного использования детьми и совместно с воспитателями с целью закрепления полученных знаний в ходе экспериментов посредством игрового метода обучения.
  • Создание картотеки наблюдений в природе на участке в осенний период.

Заключительный этап:

  • Диагностика по экологическому развитию детей 4 лет.
  • НОД по экологическому развитию с элементами экспериментирования.
  • Презентация с представлением результатов реализации проекта по развитию экологического воспитания с исследовательской деятельностью в средней группе «Солнышко».

 

Ожидаемый результат:

  • Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к миру природы.
  • Сформированные навыки наблюдения, экспериментирования в процессе поисково – познавательной деятельности.
  • Расширение знаний о растительном и животном мире нашей области.
  • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Организация предметно – развивающей среды, способствующей экологическому развитию детей.
  • Разработка дидактического комплекса (конспектов НОД, дидактических игр, пособий: книга «Что можно делать в лесу, а что нельзя», «Красная книга», Лэпбука «Природа родного края»).

 

 

Для педагога: 
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.

 

Формы образовательной работы с детьми:

  • экспериментирование на прогулке;
  • наблюдение на прогулке;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • развлечения, досуги;
  • самостоятельная экспериментальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • настольно – печатные игры;
  • подвижные игры;
  • труд в природе и в уголке природы; 
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр презентаций, мультфильмов;
  • пополнение развивающей среды;
  • выставки детских работ, семейных коллекций.

Формы работы с педагогами, родителями:

  • Консультация; 
  • Буклеты, памятки;
  • Беседы;
  • Фотоотчет.

Реализация проекта:

  • Совместную деятельность с детьми 4 лет в средней группе «Солнышко» планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут.  На прогулке ежедневно; среда, пятница во второй половине дня: проведение режимных моментов 5 – 10 мин.
  • Работа будет проводиться в созданном в группе уголке природы с небольшими подгруппами (3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  
  • После экспериментальной деятельности необходимо уделить внимание и воспитательным момента – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

 

I – этап подготовительный

  1. Диагностика экологического развития у детей 4 лет

 (Приложение 1стр. 9)

  1. Изучение методической и педагогической литературы по темам «Взаимодействие детей с природным окружением через поисково – исследовательскую деятельность» (Приложение 2 стр. 12).

 

II – этап основной

  1. План работы с в средние группы «Солнышко» по развитию экологического воспитания. (Приложение 3 стр. 13)
  2. План работы с родителями по развитию экологического воспитанию. (Приложение 4 стр. 17)

 

III – заключительный этап

  • Дидактический комплекс материалов (конспектов НОД, дидактических игр, пособий: книга «Что можно делать в лесу, а что нельзя», «Красная книга», Лэпбука «Природа родного края»).;
  • Выставка семейных стенгазет «Природа наш друг»;
  • Выставка рисунков «Берегите природу»;
  • Диагностика экологического развития у детей 4 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел «Ознакомление с природой».

Диагностическая карта 

«Ознакомление с природой»

 

Показатели развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя, возраст ребенка,

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка показателей

 

1

2

3

Побуждения

Интерес к окружающему

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания, представления

Домашние животные

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представители класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешний вид и способы передвижения

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насекомые (муравей, бабочка, жук, божья коровка)

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрукты (яблоко, груша, слива, персик)

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овощи (помидор, огурец, морковь, свекла, лук)

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ягоды (малина, смородина, крыжовник)

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грибы (маслята, опята, сыроежки и др.)

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Травянистые и комнатные растения, их названия (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.)

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы ухода за комнатными растениями

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свойства песка, глины и камня

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия, необходимые для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.)

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весной зацветают многие комнатные растения

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы, проводимые в весенний период в саду и в огороде

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у жи­вотных подрастают детеныши

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умения, навыки

Узнавать и называть 3—4 вида деревьев

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдать за птицами, прилетающими на участок

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подкармливать птиц зимой

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замечать и называть изменения в природе

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимать участие в сборе семян растений

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивать осенний и зимний пейзажи

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвовать в зимних забавах

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдать за поведением птиц на улице

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдать за посадкой и всходами семян

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать в огороде и цветниках

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнавать и называть время года; выделять признаки времен года

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки показателей:

1. Побуждения: устойчивые (4б); неустойчивые (3б); ситуативные (2б); не проявляет (1б).

2. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформле­ны (1б).

3. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).

Характеристики достижений: инициативность, проявления познавательной активности, пытливость, сообразительность, осознанность; опо­ра на собственный опыт; творческие проявления; проявления познавательных, нравственных, эстетических чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Список используемой литературы

 

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

2.       Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

3.       Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

4.       Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

5.       Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

6.       Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005

7.       Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

8.       Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

9.       Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

12.    Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

13. Интернет-ресурсы.

 

Приложение 3

План работы

с детьми средней группы «Солнышко» по экологическому воспитанию.

 

Запланированное мероприятие

Отметка о выполнении

1

Беседы с детьми: (рассматривание иллюстрации по теме беседы).

«Времена года, Осень»; «Деревья осенью»; «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Что такое природа и как нужно ее охранять», «Как мы засоряем природу», «Как нужно охранять растения и животных», «Красная книга».

 

2

НОД с детьми:

Аппликация «Осеннее дерево», «Листопад», «Овощи и фрукты», «Деревья».

Рисование «Осень в парке», «Дикие животные – нашего края», «Домашние животные – нашего края», «Берегите природу», «Растения нашего края - цветы».

Лепка «Животные – нашего края», «Овощи и фрукты», «Подводные мир».

Окружающий мир «Дары природы», «Береза – символ России», «Берегите природу», «Правило поведения в лесу», «Красная книга», «Против мусора», «Как помочь растению ( наблюдение и уход за комнатными растениями).

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение в природе:

- на участке (за растениями, насекомыми);

- на огороде (сбор урожая);

- на лугу (за сезонными изменениями в природе).

- Экскурсия на метеостанцию;

- Экскурсия «Зелёная аптека»;

- Экскурсия по территориям детского сада;

- Экскурсия на луг.

Труд:

- собираем урожай (на огороде детского сада);

- собираем листья деревьев «Гербарии»;

- собираем семена цветов;

- убираем сухие листья и траву на участке;

- собираем природный материал для поделок;

- убираем мусор на участке.

 

4

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы:

Загадки, пословицы, поговорки.

Стихи А. Ерикеев «Наступила осень» Г. Соренкова «Реже солнышко блестит», И. Винокуров «Осень», И. Пивоварова «Осенний клад», «Листопад», И. Токмакова «Опустел скворечник», Венера Рудько «Берегите природу», «Давайте сохраним», «Не губи живое», Я. Аким «Закрой глаза, представь себе», В. Орлов «»Живой букварь», Е. Смирнова «Давайте вместе Землю украшать».

Сказки и рассказы Русская народная сказка «Мужик и медведь» Сутеев В.Г. «Яблоко», «Звери наряжаются в зимние шубы» Г. Скребицкого А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое», «Кто землю украшает», М. Скребцова «Могучая травинка», «История маленького лягушонка» (добрая сказка о круговороте воды в природе), Экологические сказки «Нет места мусору» (Зайчик и Медвежонок, Маша и Медведь), «Все живое нуждается в воде», «История одной ёлочки», «Сказка о маленьком кедре», «Все живое нуждается в воде».

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры (подвижные, дидактические, пальчиковые)

Подвижные: «Огуречик - огуречик», «Собираем урожай», «С какого дерево листок», «Найди такой же листок», «Ветер и листья», «Осенний букет», «Найди пару», «Слушай внимательно», «Листопад», «А нас дождик не на мочит», «Осенние листочки», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот», «Птички и птенчики», «Зоопарк», «Бабочка», «Зайчата», «Хитрый лис», «Бывает – не бывает», «Воздух, земля, вода», «Пауки и мухи», «Сокол и лиса», «Совушка», «перелетные птицы».

Пальчиковые: «Осень», «Вышли пальчики гулять», «Листья», «Деревья», «Собираем листья», «Ходит Осень в нашем парке», «Грибы», «Хозяйка», «Ежик», «Капуста», «Дождик», «За ягодами», «Грибы», «Вышел дождик погулять», «Сидит белка на тележке», «Стайка», «Пчелка», «Звери шли на водопой», «Ветер», «Радуга».

Дидактические: «Запасы зверей», «С какого дерева листок», «Какой лист», «Корешки вершки», «Осень», «Осенние листья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи и фрукты», «Семена – плоды», «Построй домик животному», «Приготовить лекарство», «Какого растения не стало», «Чудесный мешочек», «Где спряталась рыбка», «Назовите растение», «Птицы, рыбы, звери», «Воздух, земля, вода», «Отгадай, от какого дерева эти семена», «Человек и природа», «Перелетные птицы», «Что из чего сделано?», «Съедобное – несъедобное», «Кто где живет?», «Цепочка», «Ходит капелька по кругу».

 

6

 

 

 

Исследовательская работа «Живой камушек»

Цель: определить, какие объекты относятся к живой, а какие к неживой природе.
Задачи:
• узнать признаки живых объектов природы;
• провести эксперимент;
• выявить объекты живой и неживой природы.
Оборудование: семена фасоли, камушки, горшочки с землей.

 

7

Выставки:

Рисунки «Берегите природу»;

Творческие работы «Осенние фантазии»;

Плакат «Юный исследователь»,

Фотовыставка «Птицы нашего края».

Лепбук «Исчезающие растения и животные нашего края».

 

 

8

Презентации:

4 октября - Международный день защиты животных;

12 ноября - Синичкин день;

30 ноября - Всемирный день домашних животных

Подготовка диких животных к зиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

План работы с родителями

 по экологическому воспитанию в домашних условиях.

 

 №

Запланированное мероприятие

Отметка о выполнении

 

 1.

Привлечение родителей к «посильному» сбору материалов для уголка природы, опытно – экспериментальной деятельности.

Сбор гербария для группы.

 

 

2.

Консультация на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса»

 

 

3.

Экологическая газета на  тему «Помогите  птицам»

Акция  «Кормушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologicheskomu_obucheniyu_i_vospitaniyu.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Олонский детский сад»

Проект по экологическому обучению и воспитанию

детей среднего дошкольного возраста

«Природа наш друг, не губи ее»

        

                                                                                           Автор – составитель:

                                                                             Васильева Ирина Николаевна

С. Олонки

2022г.

Пояснительная записка

Введение

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природы, как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Актуальность проекта. Проблема экологического воспитания и образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Главная цель проекта - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.  Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и формировать ее в виде культурно-значимого продукта.

 Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей среднего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной.

Направленность проекта – приобщение детей к изучению и защите природы родного края.

Цель проекта: знакомство детей с природой родного края. Формирование у детей осознанно – правильного отношения к представителям живой природы, убеждению, что красота природы бесценна, поэтому ее необходимо охранять.

Задачи проекта:

  • Расширять знания об окружающем мире, формировать представления о взаимосвязях в природе.
  • Познакомить детей с природой родного края.
  • Развивать представления об опасных для природы действий человека.
  • Познакомить детей со способами сохранения и восстановления окружающей среды.
  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение произведений о природе, через практическую деятельность.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Вид проекта:

  - информационно – творческий,

  - исследовательский,

  - групповой.

Срок реализации:

- сентябрь, октябрь, ноябрь.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

Подготовительный этап:

  • Изучение методической и педагогической литературы по темам «Взаимодействие детей с природным окружением через поисково – исследовательскую деятельность».
  • Проведение диагностики по экологическому развитию детей 4 лет.
  • Сбор и накопление материалов для уголка природы в группе в соответствии с возрастными особенностями детей 4 лет, через взаимодействие и привлечение родителей воспитанников.
  • Пополнение в группе уголка опытно – экспериментальной деятельности.
  • Составление перспективного плана работы по экологическому воспитанию с детьми 4 лет.

Основной этап:

  • Реализация плана работы с детьми средней группы «Солнышко» по экологическому воспитанию.
  • Изготовление дидактических игр в уголок природы, для самостоятельного использования детьми и совместно с воспитателями с целью закрепления полученных знаний в ходе экспериментов посредством игрового метода обучения.
  • Создание картотеки наблюдений в природе на участке в осенний период.

Заключительный этап:

  • Диагностика по экологическому развитию детей 4 лет.
  • НОД по экологическому развитию с элементами экспериментирования.
  • Презентация с представлением результатов реализации проекта по развитию экологического воспитания с исследовательской деятельностью в средней группе «Солнышко».

Ожидаемый результат:

  • Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к миру природы.
  • Сформированные навыки наблюдения, экспериментирования в процессе поисково – познавательной деятельности.
  • Расширение знаний о растительном и животном мире нашей области.
  • Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Организация предметно – развивающей среды, способствующей экологическому развитию детей.
  • Разработка дидактического комплекса (конспектов НОД, дидактических игр, пособий: книга «Что можно делать в лесу, а что нельзя», «Красная книга», Лэпбука «Природа родного края»).

 

 

Для педагога: 
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.

Формы образовательной работы с детьми:

  • экспериментирование на прогулке;
  • наблюдение на прогулке;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • развлечения, досуги;
  • самостоятельная экспериментальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • настольно – печатные игры;
  • подвижные игры;
  • труд в природе и в уголке природы; 
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр презентаций, мультфильмов;
  • пополнение развивающей среды;
  • выставки детских работ, семейных коллекций.

Формы работы с педагогами, родителями:

  • Консультация; 
  • Буклеты, памятки;
  • Беседы;
  • Фотоотчет.

Реализация проекта:

  • Совместную деятельность с детьми 4 лет в средней группе «Солнышко» планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут.  На прогулке ежедневно; среда, пятница во второй половине дня: проведение режимных моментов 5 – 10 мин.
  • Работа будет проводиться в созданном в группе уголке природы с небольшими подгруппами (3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  
  • После экспериментальной деятельности необходимо уделить внимание и воспитательным момента – дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

I – этап подготовительный

  1. Диагностика экологического развития у детей 4 лет

 (Приложение 1стр. 9)

  1. Изучение методической и педагогической литературы по темам «Взаимодействие детей с природным окружением через поисково – исследовательскую деятельность» (Приложение 2 стр. 12).

II – этап основной

  1. План работы с в средние группы «Солнышко» по развитию экологического воспитания. (Приложение 3 стр. 13)
  2. План работы с родителями по развитию экологического воспитанию. (Приложение 4 стр. 17)

III – заключительный этап

  • Дидактический комплекс материалов (конспектов НОД, дидактических игр, пособий: книга «Что можно делать в лесу, а что нельзя», «Красная книга», Лэпбука «Природа родного края»).;
  • Выставка семейных стенгазет «Природа наш друг»;
  • Выставка рисунков «Берегите природу»;
  • Диагностика экологического развития у детей 4 лет.

 

 

 

 

 

Раздел «Ознакомление с природой».

Диагностическая карта  

«Ознакомление с природой»

Показатели развития

Фамилия, имя, возраст ребенка,

Примечание

Оценка показателей

1

2

3

Побуждения

Интерес к окружающему

н

к

Знания, представления

Домашние животные

н

к

Представители класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешний вид и способы передвижения

н

к

Насекомые (муравей, бабочка, жук, божья коровка)

н

к

Фрукты (яблоко, груша, слива, персик)

н

к

Овощи (помидор, огурец, морковь, свекла, лук)

н

к

Ягоды (малина, смородина, крыжовник)

н

к

Грибы (маслята, опята, сыроежки и др.)

н

к

Травянистые и комнатные растения, их названия (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.)

н

к

Способы ухода за комнатными растениями

н

к

Свойства песка, глины и камня

н

к

Условия, необходимые для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.)

н

к

В мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают

н

к

Весной зацветают многие комнатные растения

н

к

Работы, проводимые в весенний период в саду и в огороде

н

к

Летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши

н

к

Умения, навыки

Узнавать и называть 3—4 вида деревьев

н

к

Наблюдать за птицами, прилетающими на участок

н

к

Подкармливать птиц зимой

н

к

Замечать и называть изменения в природе

н

к

н

к

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы

н

к

Принимать участие в сборе семян растений

н

к

Сравнивать осенний и зимний пейзажи

н

к

Участвовать в зимних забавах

н

к

Наблюдать за поведением птиц на улице

н

к

Наблюдать за посадкой и всходами семян

н

к

Работать в огороде и цветниках

н

к

Узнавать и называть время года; выделять признаки времен года

н

к

Критерии оценки показателей:

1. Побуждения: устойчивые (4б); неустойчивые (3б); ситуативные (2б); не проявляет (1б).

2. Знания, представления: четкие, содержательные, системные (4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не оформлены (1б).

3. Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым деятельности (2б); не выполняет (1б).

Характеристики достижений: инициативность, проявления познавательной активности, пытливость, сообразительность, осознанность; опора на собственный опыт; творческие проявления; проявления познавательных, нравственных, эстетических чувств.

Приложение 2

Список используемой литературы

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.

2.       Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

3.       Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

4.       Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

5.       Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

6.       Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005

7.       Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

8.       Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

9.       Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

12.    Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

13. Интернет-ресурсы.

Приложение 3

План работы

с детьми средней группы «Солнышко» по экологическому воспитанию.

Запланированное мероприятие

Отметка о выполнении

1

Беседы с детьми: (рассматривание иллюстрации по теме беседы).

«Времена года, Осень»; «Деревья осенью»; «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Что такое природа и как нужно ее охранять», «Как мы засоряем природу», «Как нужно охранять растения и животных», «Красная книга».

2

НОД с детьми:

Аппликация «Осеннее дерево», «Листопад», «Овощи и фрукты», «Деревья».

Рисование «Осень в парке», «Дикие животные – нашего края», «Домашние животные – нашего края», «Берегите природу», «Растения нашего края - цветы».

Лепка «Животные – нашего края», «Овощи и фрукты», «Подводные мир».

Окружающий мир «Дары природы», «Береза – символ России», «Берегите природу», «Правило поведения в лесу», «Красная книга», «Против мусора», «Как помочь растению ( наблюдение и уход за комнатными растениями).

3

Наблюдение в природе:

- на участке (за растениями, насекомыми);

- на огороде (сбор урожая);

- на лугу (за сезонными изменениями в природе).

- Экскурсия на метеостанцию;

- Экскурсия «Зелёная аптека»;

- Экскурсия по территориям детского сада;

- Экскурсия на луг.

Труд:

- собираем урожай (на огороде детского сада);

- собираем листья деревьев «Гербарии»;

- собираем семена цветов;

- убираем сухие листья и траву на участке;

- собираем природный материал для поделок;

- убираем мусор на участке.

4

Чтение художественной литературы:

Загадки, пословицы, поговорки.

Стихи А. Ерикеев «Наступила осень» Г. Соренкова «Реже солнышко блестит», И. Винокуров «Осень», И. Пивоварова «Осенний клад», «Листопад», И. Токмакова «Опустел скворечник», Венера Рудько «Берегите природу», «Давайте сохраним», «Не губи живое», Я. Аким «Закрой глаза, представь себе», В. Орлов «»Живой букварь», Е. Смирнова «Давайте вместе Землю украшать».

Сказки и рассказы Русская народная сказка «Мужик и медведь» Сутеев В.Г. «Яблоко», «Звери наряжаются в зимние шубы» Г. Скребицкого А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое», «Кто землю украшает», М. Скребцова «Могучая травинка», «История маленького лягушонка» (добрая сказка о круговороте воды в природе), Экологические сказки «Нет места мусору» (Зайчик и Медвежонок, Маша и Медведь), «Все живое нуждается в воде», «История одной ёлочки», «Сказка о маленьком кедре», «Все живое нуждается в воде».

5

Игры (подвижные, дидактические, пальчиковые)

Подвижные: «Огуречик - огуречик», «Собираем урожай», «С какого дерево листок», «Найди такой же листок», «Ветер и листья», «Осенний букет», «Найди пару», «Слушай внимательно», «Листопад», «А нас дождик не на мочит», «Осенние листочки», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот», «Птички и птенчики», «Зоопарк», «Бабочка», «Зайчата», «Хитрый лис», «Бывает – не бывает», «Воздух, земля, вода», «Пауки и мухи», «Сокол и лиса», «Совушка», «перелетные птицы».

Пальчиковые: «Осень», «Вышли пальчики гулять», «Листья», «Деревья», «Собираем листья», «Ходит Осень в нашем парке», «Грибы», «Хозяйка», «Ежик», «Капуста», «Дождик», «За ягодами», «Грибы», «Вышел дождик погулять», «Сидит белка на тележке», «Стайка», «Пчелка», «Звери шли на водопой», «Ветер», «Радуга».

Дидактические: «Запасы зверей», «С какого дерева листок», «Какой лист», «Корешки вершки», «Осень», «Осенние листья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи и фрукты», «Семена – плоды», «Построй домик животному», «Приготовить лекарство», «Какого растения не стало», «Чудесный мешочек», «Где спряталась рыбка», «Назовите растение», «Птицы, рыбы, звери», «Воздух, земля, вода», «Отгадай, от какого дерева эти семена», «Человек и природа», «Перелетные птицы», «Что из чего сделано?», «Съедобное – несъедобное», «Кто где живет?», «Цепочка», «Ходит капелька по кругу».

6

Исследовательская работа «Живой камушек»

Цель: определить, какие объекты относятся к живой, а какие к неживой природе.
Задачи:
• узнать признаки живых объектов природы;

• провести эксперимент;
• выявить объекты живой и неживой природы.
Оборудование: семена фасоли, камушки, горшочки с землей.

7

Выставки:

Рисунки «Берегите природу»;

Творческие работы «Осенние фантазии»;

Плакат «Юный исследователь»,

Фотовыставка «Птицы нашего края».

Лепбук «Исчезающие растения и животные нашего края».

 

8

Презентации:

4 октября - Международный день защиты животных;

12 ноября - Синичкин день;

30 ноября - Всемирный день домашних животных

Подготовка диких животных к зиме.

Приложение 4

План работы с родителями

 по экологическому воспитанию в домашних условиях.

 №

Запланированное мероприятие

Отметка о выполнении

 

 1.

Привлечение родителей к «посильному» сбору материалов для уголка природы, опытно – экспериментальной деятельности.

Сбор гербария для группы.

2.

Консультация на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса»

3.

Экологическая газета на  тему «Помогите  птицам»

Акция  «Кормушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

«Книга - лучший друг» Проектная деятельность в детском саду в подготовительной группе

Основная цель – приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на р...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Проектная деятельность по пожарной безопасности «Огонь – друг, огонь - враг»

Задачи:1. Образовательная:- прививать детям первичные навыки пожарной безопасности;- знакомить детей с правилами поведения в случае возникновения пожара.2. Развивающая:- развивать внимание, память, на...

Проектная деятельность"Я- исследователь" . Тема:"Собака-друг человека"

Выявить условия развития и воспитания домашнего питомца....