"Экологическое путешествие в тундру"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шабалкина Татьяна Васильевна
НОД в подготовительной группе по познавательному развитию (мир природы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_ekologicheskoe_puteshestvie_v_tundru.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»)

 л.Ленина, д.43А, пгт Пангоды, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ; Российская Федерация; 629757; телефоны/факс:

8(3499)56-01-54 заведующий; Е-mail:dsmechta@nadym.yanao.ru; ОКПО19171448; ОГРН 1178901003610;

ИНН/КПП 8903035680/890301001

Технологическая карта ОО

в группе «подготовительной к школе группы»

на тему «Экологическое путешествие в тундру»

        Составила: воспитатель

        Шабалкина Татьяна Васильевна

Образовательная область

Познавательное развитие (мир природы)

Возраст детей/ группа

Подготовительная к школе группа

Тема

«Экологическое путешествие в тундру»

Цель

Формировать желание у детей жить в чистой окружающей среде и оказывать помощь в очищении её от мусора

Задачи

Расширять знания детей о способах утилизации и переработки мусора

Развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения

Воспитывать  бережное отношение к природе родного края

Методы и приемы

Словесный, наглядный, практический

Материалы и оборудование

Книга экологического путешествия, рюкзак, изображения экологических правил. защитная накидка, козырек, водоем детский, сортировочные контейнеры, щипцы, изображения мусора, полиэтиленовый пакет, салфетки, водоплавающая птица, грузовая машина (мусоровоз), схема дороги, фоамиран, веревка, экран для просмотра видео (телевизор) «Колибри», мягкие сидушки, зеркало, селфи-палка.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Содержание деятельности

Действия и деятельность педагога

Действия и деятельность детей

Формы организации детей, методы/приемы

1.

Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели.

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, очень приятно вас сегодня видеть, меня зовут Татьяна Васильевна, занимайте места, присаживаемся.

Делаем круг сидя:

У меня хорошее настроение! А у вас?

Давайте вместе зарядимся хорошим настроением на весь день. Улыбнитесь друг другу,

Выставите свои ладошки перед собой и передайте друг другу частичку хорошего настроения и пусть в этом зале оно у всех будет волнительное и замечательное. Подуйте, ребята, на них.

Помогает детям построиться в круг.

Проводит приветствие «Ладошки»

Строятся в круг, приветствуют друг друга.

Словесный/беседа

2. Актуализация знаний

3. Введение в систему знаний

4. Рефлексия (итог)

Актуализировать знания и умения детей. Обобщить и закрепить знание детей.

Закреплять способы применения знаний

О

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

Сюрпризный момент:

Воспитатель: ребята, вы знаете в каком городе живете?

Дети: да/нет, Надым.

Воспитатель: знаете, в каком округе проживаете?

Дети: да/нет, Ямало-Ненецком АО.

Воспитатель: правильно ребята мы живем в Ямало-Ненецком АО, какое большое название.

Воспитатель: а как кратно мы можем назвать? Давайте ребята, вместе подумаем.

Дети: Ямал, ЯНАО, на севере.

Воспитатель: кто же является коренными жителями нашего края?

Дети: коренные жители ненцы.

Воспитатель: а где живут ненцы?

Дети: ненцы живут в тундре.

Воспитатель: правильно, в тундре. Мы с вами живем в домах, а что им служит домом?

Дети: чум.

Воспитатель: какая погода у нас на севере?

Дети: холодная.

Воспитатель: какие ягоды растут?

Дети: клюква, голубика, морошка.

Воспитатель: верно, ребята вы много знаете, замечательно.

Сегодня я получила видеобращение от наших коренных жителей Ямала. Хотите узнать, что там? Давайте посмотрим, внимание на экран.

Видеообращение от жительницы Ямала:

«Здравствуйте, ребята, я представитель коренных народов Ямала, которые бьют тревогу, в тундре случилась беда, появилось огромное количество мусора.

 «Помогите нам спасти тундру, наш родной край. Для этого я вам в помощь отправила рюкзак, в нем вы найдете все необходимое, а найти вы его сможете за экраном. Удачи вам, ребята, будем ждать хороших новостей».

Воспитатель: ребята хотите помочь?  Вы готовы, вы сможете очистить тундру от мусора?

Ответы детей: да!

Воспитатель: а что вы знаете про мусор? чем и для кого опасен мусор? Птицы могут пострадать, а как? Кто еще может пострадать?

Дети: мусор опасен для животных и птиц.  МУСОР ПЛОХО ВЛИЯЕТ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

Воспитатель: ВЕРНО! Мусор пагубно влияет на почву, воздух, моря и океаны. Мусор – это большая экологическая проблема?

Ответы детей.

Воспитатель: ну что ребята отправляемся на помощь?  Но сначала найдем рюкзак и посмотрим, что есть в нем, а вы запомнили где лежит рюкзак?

Надеваем спецодежду. Для чего она нам нужна, как вы думаете?

Дети: не замарать одежду.

Обратите внимание — это книга экологического путешествия, важный документ, который мы должны будем взять с собой и заполнить. Посмотрите, ребята, здесь еще какие-то карточки лежат? Что на них изображено? Возьмите их в руки, рассмотрите внимательно! (Проговаривают изображения и добавляют в книгу)

Правила поведения в тундре:

- Не загрязнять природу, не оставлять мусор, не бить стекло. Забирать мусор с собой.

- Не ловить лесных обитателей: птиц, животных, насекомых. Тем более не приносить их домой.

- Не разрушать норы, гнезда, муравейники, ведь это чей-то дом.

- Не шуметь, не слушать громко музыку, так вы пугаете животных и птиц. Если вести себя тихо, то можно будет их рассмотреть поближе.

- Не собирай неизвестные грибы и ягоды, есть риск отравиться. Но при этом не топчите ядовитые и неизвестные грибы и ягоды, они являются кормом и лекарством для диких животных.

- Не вырывайте растения с корнем, они могут исчезнуть. Не ломай ветки, не обдирай кору.

- Не играй с огнем. Костер можно разводить только в переносном мангале и специально выкопанной яме и в присутствии взрослых. Сухие ветки и листья нужно отодвинуть подальше от костра.

- Одним нельзя ходить в лес. А если потерялся, что нужно сделать? выйди на открытое место (тропинка, полянка) и жди помощи. Перед походом в лес одень закрытую яркую одежду, заправь штаны в носки и возьми свисток.

Правила вспомнили, отправляемся на помощь. Для того чтобы попасть в тундру, закрываем глаза и говорим: повернись покрутись в тундре очутись!

Вот мы с вами и попали в тундру!

Поляна 1

Воспитатель: куда идем ребята? Что вы видите, где нужна ваша помощь?

 Дети: к реке, воде.

Воспитатель: что вы видите, что случилось с водоемом?

Дети: везде плавает мусор.

Воспитатель: как мусор попал в водоем?

Ответы детей.

Воспитатель: Люди, правила не соблюдали, поэтому у нас здесь грязный водоем.

Что будем делать? Посмотрите здесь стоят контейнеры для сортировки мусора, каждый контейнер подготовлен для определенного мусора. Посмотрите это какие контейнеры, с каким мусором, что здесь изображено, бутылка, какая бутылка, давайте будем искать контейнер с каким изображением. Давайте определим какой мусор в какой контейнер мы будем складывать

Дети отвечают, если затрудняются помогаю.

Воспитатель: хорошо, разобрались, теперь давайте посмотрим, что можно взять из рюкзака, чтобы не трогать мусор руками.   Правильно щипцы, берем щипцы и сортируем сразу по контейнерам мусор.

Но что там? Ребята, посмотрите - птица попала в полиэтиленовый пакет, что может произойти с птицей?

Дети: она не сможет выбраться из пакета и погибнет.

Воспитатель: Сейчас вы убедитесь в этом сами, проведем небольшой эксперимент. Давайте, наденем пакет на руку, поднимите руку в верх (надеваю пакет), вторую обязательно, убираем за спину. Попробуйте достать из пакета руку, без помощи второй руки! Получается? Трудно? Вот и птица самостоятельно не сможет выбраться из пакета. Поэтому очень важно очистить водоем! Как мы можем сейчас помочь птице?

Дети: достать, спасти из пакета.

 Как вы считаете вы справились с заданием? Ответы детей.

Вы рассортировали мусор по контейнерам.    Что же делать с ним дальше?  Оставить здесь, он может снова попасть в водоем.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, раз у нас рассортирован мусор, куда дальше он попадает?

 Дети: на свалку.

Воспитатель: на свалке разве уже отсортированный мусор везут, ведь на свалке его снова перемешают, мы что, зря его сортировали, куда все-таки попадает мусор?

Дети: на завод

Ответы детей.

В. Хорошо, давайте наши мальчики как самые сильные погрузят контейнеры в мусоровоз.  

Ребята, а ведь мусоровоз не сможет проехать по тундре, как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Дорогу!

Ребята, а вы умеете строить дорогу. Но нам надо построить не простую дорогу, а экологическую

 чтобы не нарушить рельефы тундры.  Такую дорогу мы сможем построить только с помощью схемы. Давайте ее найдем! Для этого заглянем в наш рюкзак.

 Нашли схему!? Отлично! (строим дорогу). Давайте её рассмотрим!

Ребята с какого цвета начинаются дорога, давайте определим…верно первый цвет … После этого цвета какой следующий… цвет (схема = материал для дороги).

Дорогу построили, машину завели. Но не забудьте экологическую книгу нашего путешествия!

 Вот мы и оказались на мусороперерабатывающем заводе.

 Ребята вот мы и оказались в мусороперерабатывающем заводе. Мальчики выгружаем Контейнера в мусороперерабатывающий завод. Контейнера уехали по ленте. Ребята вы знаете что происходит с мусором дальше?

Мусор приобретает вторую жизнь! АААА, Ребят посмотрите это же наш контейнер! который мы с вами доставили на завод, что будет с ним дальше, как вы думаете, что..из железа…из бумаги…

Молодцы!  Дети давайте мы с вами отдохнем, мы хорошо с вами поработали! Сделаем с вами круг, присаживайтесь.  Где нужна была ваша помощь? Кому мы сегодня помогали? Кто попросил, нас о помощи? Вы справились? С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЛИСЬ, ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ? А вам это в жизни пригодится, когда вы пойдете на природу?

Дети: у водоема, коренным жителям, птице.

Добавим в книгу экологического путешествия, правила поведения у водоема! Какое правило у тебя изображено? А у тебя?

Ребята, нам пора возвращаться в группу! Закрываем глаза! Только честно!

Цамба, драмба, гребешок,

Кроли, троли, профитроли,

Без горчицы и без соли,

Поколдую, пошепчу,

Сделаю, все что захочу,

Отправляйтесь вы назад,

В ваш любимый детский сад!

 (положить ЗЕРКАЛО)

Открываем глаза.

А КТО БЫЛ САМЫМ АКТИВНЫМ, А КТО БЫЛ САМЫМ БЫСТРЫМ? А я знаю, кто был самым лучшим! Посмотрите, ребята, кто самый лучший!  Кого вы там видите?? (дети смотрятся в зеркало)

Дети: ЯЯЯ.

Давайте сделаем общее фото и покажем экологическую книгу нашего путешествия коренным жителям Ямала, а сама книга остается у вас, расскажите своим друзьям, как важно соблюдать правила в тундре, на водоеме.

- Ребята, вы были находчивыми, дружными, внимательными. Вот и настал момент прощаться. Спасибо вам большое. А теперь внимание-обнимание!

Ведет беседу, задает вопросы, возможны наводящие вопросы с целью побуждения к ответам.

Ведет беседу, задает вопросы, возможны наводящие вопросы с целью побуждения к ответам.

Ведет беседу, задает вопросы, возможны наводящие вопросы с целью побуждения к ответам.

Достает книгу из рюкзака. Задает наводящие вопросы

Ведет беседу, задает вопросы, возможны наводящие вопросы с целью побуждения к ответам.

.

Ведет беседу, задает вопросы, возможны наводящие вопросы с целью побуждения к ответам.

Проводит опыт с пакетом, контролирует правильность выполнения.

Контролирует правильность сортировки мусора детьми

Контролирует правильность постройки дороги.

Ведет беседу, задает вопросы, возможны наводящие вопросы с целью побуждения к ответам.

Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели. Дети собираются около воспитателя, Отвечают на вопросы воспитателя.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Проводят опыт с пакетом

Сортируют мусор по контейнерам.

Строят дорогу по цветам.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, анализируя свою работу и работы товарищей.

Участвуют в диалоге, выполняют задания в интерактивной игре.

Словесный/беседа

Наглядный /наблюдение

Словесный/ беседа

Словесный/ беседа

Практический/

сортировка мусора

Практический/

опыт с пакетом.

Практический/

постройка дороги.

Словесный/беседа

Словесный/беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по тундре"

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....

«Путешествие в Тундру»

Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...

комплексное итоговое занятие "Путешествие по тундре"

конспект комплексного итогового занятия образовательной области познание "Пуиешествие по тундре" с использованием педагогических технологий, методов и приемов таких как  беседа, вопросы поисковог...

«Путешествие по тундре»

                            «Путешествие по тундре»Составитель:  Семенко Е.А.     ...

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Занятие во второй младшей группе "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТУНДРЕ"

Знакомство детей с особенностями природных условий тайги....

"Удивительное путешествие по тундре"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению в старшей группе детского сада....