Опыт работы по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Эколята дошколята»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Мухамадиева Ольга Бахриддиновна

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДОУ уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мухамадиева Ольга Бахриддиновна

Опыт работы по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Эколята дошколята»

Цель: формирование начал экологического образования детей, воспитание гуманной, социально-активной личности с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Задачи для педагога:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
  • Проанализировать и собрать информацию из различных источников по избранной теме;
  • Разработать перспективное планирование с детьми;
  • Пополнить предметно-развивающую среду;
  • Оформить папки – передвижки для родителей по данной теме;
  • Создать картотеку игр по экологическому воспитанию, а также по развитию речи;

Задачи для детей:

  • обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
  • расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
  • развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе;
  • поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность;
  • развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, рассказов, сказок о природе;
  • развивать художественное творчество;
  • развивать память и связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края.

Задачи для родителей:

  • Создать в семье благоприятные условия для развития экологической культуры, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Пояснительная записка

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

 Н. Луконин

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДОУ уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Исследователи едины во мнении, что современное экологическое образование базируется на определенной системе ценностей: понимании уникальности и самоценности природы на основе экологических знаний, значимости ценностного отношения к ней, осознании ответственности каждого человека за сохранение жизни на всей планете (С.В. Алексеев, Л. Зайцева, Т.А. Маркова, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.).

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет образовательная организация.

В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края» является актуальной.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Формы работы с детьми, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Пальчиковая игра;
  • Собирание природного материала;
  • Беседа;
  • Рассматривание картин;
  • Чтение произведений;
  • Загадывание загадок;
  • Экспериментальная деятельность;
  • Проекты;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические игры.

Формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Родительские собрания;
  • Практические рекомендации;
  • Анкетирование;
  • Совместное проведение ООД (экскурсий);
  • Тематические консультации, папки-передвижки;
  • Выпуск памяток, информационных листков;
  • Проведение конкурсов;
  • Проведение акций;
  • Проекты.

Формы работы с педагогами, нацеленные на решение данной проблемы:

  • Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне.

Ожидаемый результат:

  • Интеллектуальное развитие детей;
  • Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края;
  • Пополнение предметно-развивающей среды;
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей;
  • Дети будут бережно относиться к природе, овладеют навыками безопасного поведения в природе;
  • Дети научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений;
  • Дети научатся видеть изменения в природе.

Перспективный план работы

Тема занятий

Содержание работы

Сентябрь

Изучение методической литературы по данной проблеме.

Разработка перспективного плана.

Октябрь - ноябрь

Лес

- Что такое лес?

- Какие бывают леса?

- Какие деревья растут в лесу? Чем они отличаются?

- Деревья и кустарники. Их строение.

- Кто живет в лесу?

- Этажи леса. Кто на них живет?

- Какие животные леса обитают в почве?

- Хищные животные леса.

- Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям.

- Жилища животных

- Грибы. Съедобные и несъедобные.

- Правила поведения в лесу.

Декабрь - январь

Луг

- Что такое луг?

- Кто живет на лугу?

- Какие растения растут на лугу?

- Какие животные живут на лугу?

- Насекомые (птицы) луга.

- Каких бабочек можно встретить на лугу?

- Какие животные живут в почве?

- Строение цветка.

- Как размножаются растения луга.

- Какую пользу людям приносят обитатели луга.

- Правила поведения на лугу.

Февраль - март

Водоем

- Что такое водоем?

- Какие бывают водоемы?

- Кто живет на водоемах и в водоемах? (растения, животные)

- Могут ли растения водоема расти в лесу? Почему?

- Назови насекомых (птиц) водоема?

- Чем питаются животные (рыбы) водоема?

- Как животные водоема приспособлены к жизни на водоеме?

- Какие жилища животных водоема ты знаешь?

- Как животные водоема спасаются от своих врагов?

- Кто из них имеет маскировочную окраску?

- Как животные водоема приспосабливаются к сезонным изменениям?

- Какую пользу людям приносят обитатели водоемов?

Апрель

- Рост одуванчика, сосны.

- Развитие лягушки, бабочки, рыбы, зайца, медведя.

- Цепь питания.

Красная книга

- Что такое «Красная книга».

- Животные в красной книге.

- Растения в красной книге.

- Птицы в красной книге.

- Заповедники России. Зачем они нужны.

Май

Викторина по данным темам.

Список литературы

  1. Гордеева Л.С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2015.
  2. Зотова Н.С. Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста.// Теория и практика дополнительного образования. – 2015. - №4.
  3. Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2014.
  4. Керимова А.В. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2014.
  5. Лягина Н.В. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/14/ekologicheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения 15.02.2017)
  6. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников [Электронный ресурс] URL: http://szabotoi.ru/vospitanie/ekologicheskoe-dlya-doshkolnikov (Дата обращения 11.02.2017)
  7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. – М.: Академия, 2013.
  8. Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у старших дошкольников // Дошкольное образование. – 2016. – №3.
  9. Павлова В.А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/601740/ (Дата обращения 15.02.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Эколята-дошколята – друзья и защитники природы» (Формирование экологических представлений)

Цель: Обобщить знания детей о лесных жителях, обитателях рек, озер и водоемов. Закрепить правила поведения в лесу. Формировать гуманистическое отношение к природе.Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об экологии окружающего мира, установок, личностных ориентиров и норм поведения, направленных на рациональное потребление природных рес...

Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....

Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Эколята - дошколята»

Праздник для детей старшего дошкольного возраста «Эколята - дошколята»ЦельФормирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её живо...