Отчет воспитателя по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Саломатина Алла Александровна

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства. Любовь к природе, заботливое отношение к ней закладывается у детей тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологическое воспитание дошкольников»

        Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать мир. Но проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства.

Цель:

повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетенции по данной теме.

Задачи:

изучение литературы и составление плана работы по данной теме.

Привлечение родителей в воспитании экологической культуры: анкета, консультации, памятки, рекомендации, акции.

Оформление предметно-развивающей среды: уголок природы, лэпбук, дидактические игры, пособия, конспекты занятий, проектов.

Прежде чем начать работу по теме, мною была изучена следующая литература:

Название пособия

Аннотация

Практическая часть

Егоренков, Л.И «Экологическое воспитание  дошкольников и младших школьников»  – М. : АРКТИ, 2000. ББК 74.1 Е-30

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности – важнейшего звена общего воспитания детей. В книге рассматриваются такие вопросы как экологическое воспитание в условиях социальной микроструктуры; воспитание у ребенка бережного и гуманного отношения к живому: к растениям, животным в доме; особенности экологического воспитания детей в условиях детского сада: организация и устройство территории детского сада, игровая деятельность, экскурсии на природу; экологическое воспитание детей в условиях рекреации: знакомство с календарем русской природы, организация детского отдыха на даче, садовом участке, прогулки с родителями в лес, сбор грибов и ягод и др. Особое внимание уделено эстетическому аспекту начального воспитания дошкольников и младших школьников.

Изучение темы начала с «Организации экологического  воспитания и образование в ДОО» Миронова А., Изучив статью о проблеме экологического образования в дошкольной образовательной организации , мною  были  изготовлены : папки-передвижки «Азбука  поведения в природе», «Мы природе не враги»,  консультации: «Будь  природе другом» «Ребёнок на даче», памятки : «Как вести себя в лесу», «Огонь наш друг и враг».

Коломина, Н.В «Занятия по экологии в детском  саду» сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: ТЦ  Сфера,  2010.  

В пособии изложен курс занятий по экологическому просвещению и воспитанию дошкольников с сентября по май (внутри каждого месяца -понедельное планирование работы). Описание занятий даны по схеме: цели, наглядные пособия, методические приемы (ход занятий, сценарий). Предложен список рекомендуемой литературы. Пособие адресовано воспитателям и методистам детских образовательных учреждений.

Продолжая  изучение  темы  мною  были  разработаны занятия  по экологическому воспитанию : «Зелёная  аптека», «Будем  воду  мы беречь», «В гостях у Лесовичка».

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников»  : книга для воспитателей детского сада /  Мозаика-Синтез, 2004.

Николаева, С.Н.

«Экологическое

воспитание

рамках

Федерального

Государственного

Образовательного

Стандарта

Дошкольного

образования.

Статья Дошкольное

воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-18.

Материал книги – это технология к авторской программе С.Н. Николаевой «Юный  эколог», одобренной Министерством образования  России. Материал распределен по месяцам и неделям с сентября по май, отдельно представлен план на лето. В основном материал предназначен для второй младшей группы, а на ясельный возраст он несколько корректируется – даются рекомендации по его упрощению или изменению. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада. Экологическое  воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта до- школьного образования.  Пути  реализации программы «Юный эколог» через следующие образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникационное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»  Книга предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, студентов и преподавателей педагогических колледжей, а также для родителей, заинтересованных в приобщении маленьких детей к природе.

Изучение темы  продолжила по книге Николаевой «Экологическое  воспитание младших  дошкольников» На протяжении месяца мною был  изготовлен Лэпбук «Экологическое воспитание»,а так же дидактические  игры : «С какой ветки детки», «Чей дом?», «Кто что жуёт?», «Экологическое лото».

Шорыгина, Т.А. Познавательные  сказки.  Беседы  с детьми о Земле и ее жителях  ТЦ Сфера, 2014. . – (Сказки-подсказки).

В пособии представлены беседы с детьми 3-7 лет, построенные на чтении и анализе поступков героев авторских сказок, связанных с окружающей ребенка средой: воздухом, землей, водой, домашними и дикими зверями, птицами и насекомыми. Новые знания об окружающем мире обогащают словарный запас дошкольника, развивают речь, формируют яркую цветную картину мира, расширяют кругозор. Книга адресована воспитателям детских садов, учителям начальных классов, родителям. Может быть использована как при коллективной, так и индивидуальной работе с детьми.

Изучая данную  литературу мною  были  изготовлены следующие  пособия : папки : «Дикие, домашние  животные и птицы», «Деревья и кустарники»,
«Рыбы», «Цветы», «Насекомые», «Овощи-фрукты».

Серебрякова, Т.А. «Экологическое образование в дошкольном возрасте»: Академия, 2006.

В учебном пособии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта представлен информационно-аналитический теоретический и методический материал для освоения студентами курса «Теория и методика экологического развития детей дошкольного возраста». Раскрываются как общие вопросы основ экологии, так и методические аспекты организации экологической работы с детьми: ее задачи, содержание, формы и методы. Особое внимание уделяется вопросам воспитания эволюционного подхода к миру природы.

Продолжая изучение темы «Экологическое образование в дошкольном возрасте» Серебряковой в течение месяца мною  велась  работа  по  созданию  предметно-развивающей среды ; «Уголок природы», были  разработаны  акции : «Покормите птиц зимой», « Всё для огорода на окне».

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет /

Программа предусматривает развитие у детей экологического воспитания  в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи).

Изучая данную  программу мною  проводилась  работа  по  созданию  мультимедийных  презентаций :  «Лесные  домишки», « Богатство леса(грибы, ягоды ,лекарственные растения)», «Сказки старого леса»  

Горбунова Г.А. «развитие  экологической  культуры  дошкольников»2005 Дошкольная  педагогика.

В статье  говориться о том , как важно  формировать у детей  потребность  с представителями животного мира и растительного мира, умение  видеть и понимать  прекрасное, потребность самовыражения  в творческой деятельности.

Изучая данную  литературу мною  была  составлена  подборка литературных  произведений  о  животных, птицах и природе советских и зарубежных авторов.

Статья Николаева.С. Экологическое воспитание в детском саду: С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 36- 45.

История становления и универсальный статус в современном образовании : в ст. представлена история создания методики ознакомления детей с природой и ее преобразование в методику экологического воспитания дошкольников; раскрыты научные основы новой методики, международные процессы на пути к устойчивому развитию человечества на планете Земля, показано значение экологического образования как его основы.

Изучая стать и из изданий «Дошкольное воспитание» С.Н. Николаевой  .Мною была  продумана и проведена анкета с родителями

        

Моя работа  проводилась поэтапно .

        На первом этапе – велась  активная работа по изучению и составлению плана работы по данной  теме.

        На втором этапе – велась  активная работа с детьми : знакомство детей с экологической проблемой :экологические знаки , правила поведения на природе,  чтение художественной литературы , знакомство с дидактическими играми по экологии, проведении проекта  «огород на окне», а также работа по совместной деятельности детей друг с другом , индивидуальные  работы.

        На третьем этапе-  велась  работа с родителями . были  проведены консультации: «Будь  природе другом» ,«Ребёнок на даче»  «Экологическое  воспитание», памятки: «Как вести себя в лесу», «Огонь наш друг и враг» «Лекарственные растения» акции: «Всё для огорода на окне», «Покормите птиц зимой», «Скворцу –по дворцу»,  «Растение –в  подарок  саду», проводилась  анкета: «Экологическое  воспитание».

        В результате изучения темы: «Экологическое воспитание  дошкольников» мною  достигнуто:

- у детей формируется   экологическая культура;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по месячнику «Патриотическое воспитание дошкольников» в подготовительной группе №6

Отчет по месячнику «Патриотическое воспитание дошкольников» в подготовительной группе №6...

Анкета для воспитателей "Профессиональные знания и умения воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников"

Анкета для воспитателей "Профессиональные знания и умения воспитателей по экологическому  воспитанию  дошкольников"...

Консультация для воспитателей. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».Цель: создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т...

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» в разновозрастной группе от 5-7 лет

Обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края. Формировать бережное отношение к растениям и животным родного края....

Отчет по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе «Пчелки»

Отчет по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе «Пчелки»...