Знакомство с избой
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кукушкина Ирина Константиновна

Тема: «Знакомство с русской избой»

 

Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, горшок, ухват, деревянная ложка,прялка, рубель, утюг,самовар). Активизировать познавательную деятельность. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (изба, ухват, и т. д.). Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, ухват, берестяные полоски.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: мини музей, картинки

Предварительная работа: просмотр презентации русская изба.

Ход мероприятия:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_izboy.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№8 «Русалочка»

__________________________________________________

г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93,2-27-16,2-17-31

Конспект на тему:

«Знакомство с русской избой»

Воспитатель:

Кукушкина Ирина Константиновна

Тема: «Знакомство с русской избой»

Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, горшок, ухват, деревянная ложка,прялка, рубель, утюг,самовар). Активизировать познавательную деятельность. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (изба, ухват, и т. д.). Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, ухват, берестяные полоски.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: мини музей, картинки

Предварительная работа: просмотр презентации русская изба.

Ход мероприятия:

Педагог: Ребята сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. На Руси строили такие дома из деревянных бревен. Такие дома называли избами. В них было тепло и уютно.

Педагог: Давайте и мы с вами «построим» дом

Физкультминутка «Строим дом»

Целый день тук да тук (стучат молотком)

Раздается громкий стук

Молоточки стучат (стучат сжитыми кулаками)

строим дом для ребят

Вот какой хороший дом (маршируют)

Все в нем славно заживем.

Педагог: Ребята, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку:

 «Летом спит,

 Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь).

Ответы детей. Показ печки

Педагог: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица, печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб. А ещё пекли пирожки.

Давайте и мы испечём пирожки.

Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, пирожками угощу.

Педагог: Главной кухонной посудой был горшок.

В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал.» Педагог: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.

 Слушайте про него загадку:

- «Не бык, а бодает,

 Не ест, а еду хватает,

 Что схватит – отдаёт,

 А сам в угол идёт (ухват). Ответы детей.

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. 

Педагог: А чем же кушали вкусную кашу?

 - Ребята, отгадайте загадку?

 - Всех кормлю с охотою,

 А сама безротая. (деревянная ложка). Ответы детей.

В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит.» Смотрите, какие красивые ложки народ умеет делать: расписные, точеные, ручки золоченые! Педагог: Ложками не только ели, но и с ними играли. 

Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери

Для глажки белья использовали рубель. Рубель- это деревянная доска с поперечными желобками. Его использовали для глажки так: наматывали бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные утюги.

Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без электричества. Его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг.

Педагог: А теперь послушайте еще одну загадку.

Кран открывается – Чай наливается. - Что это такое? Ответы детей.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А про самовар и чаепитие я вас познакомлю в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Знакомство с избой"

Конспект занятия в средней группе «Народная культура и традиции»«Знакомство и русской избой» Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры; познакомить детей ...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми младшей группы «Знакомство с избой и её обитателями»

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми младшей группы «Знакомствос избой и её обитателями»Цель: Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно – ...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»...

Знакомство с избой» В старшей группе

Познакомить с русской избой с предметами русского быта.Воспитыватьть уважение к истории русского народа и его традициям. Развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр....

Знакомство с избой

Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи: Познакомить детей с избой-жилищем кре...