Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_duhovno_izba.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт
«Челядьöссöвмöдан 7№-а видзанiн
Школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение»
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»
Воспитатель: Плехова И. Ю.
2019 г.
Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой, с предметами русского быта (печь, чугун, ухват, ложка, самовар).
Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.
Активизировать словарь: печь, сундук, самовар, ложка, ухват.
Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Материал и оборудование: Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом. Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка»
Ход занятия
I. Вводная часть:
1. Организация начала совместной деятельности Вступительное слово воспитателя.
Звучит музыка «А в доме горит огонек».
- Здравствуйте ребята.
- Здравствуйте гости дорогие.
- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у тётушки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе. Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом (играет музыка , попадают в избу)
Хозяйка избы встречает детей у входа. (в русской рубашке)
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь на лавочки.
. Горница у меня небольшая да красивая какая! Сядем рядком, да поговорим ладком. А вы знаете, что такое изба? (ответы)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
В стародавние времена, да и в наше время, ребята, у каждого человека был дом.
- люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо, тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей.
Посмотрите, детки, какая красивая на мне одежда, сарафан, платок. А как вы думаете, где хранятся у меня вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук)
Правильно, ребятки, это сундук! Давайте мы с вами вместе произнесем это слово! Готовы? «Сун-дук». Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?
отгадайте
Мы в лесок шагаем с мамой,
Я как груздь надел панаму,
А на маме как цветок
Яркий ситцевый ….
- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках
Воспитатель: Давайте в него заглянем.
Садитесь ребятки на лавочки.
II. Основная часть:
1. Знакомство с русской избой.
3. Знакомство с русской печью.
Хозяйка: Замерзли, пока ехали? Ничего, сейчас согреемся. — Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Еще говорили «Печь всему голова» . Она кормит, сушит, греет, лечит.
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. И люди называли ее русской печкой – матушкой.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Ребята, как я вам уже говорила, что печка не только тепло дает, а в ней можно еще и кушать готовить, пироги да баранки печь. А хотите мы тоже с вами испечем баранки?
Дети: Да!
Хозяйка: Для того что бы испечь баранки, нам нужно замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.
5. Проводится пальчиковая гимнастика
Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки ,
Булочки и калачи-
Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)
Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)
6. Самостоятельная деятельность детей. Лепка из соленого теста «баранки»
Хозяйка: Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (хозяйка снимает салфетку с тарелки, а в нем соленое тесто, скатанное в шарик)
А сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно! Ребята, для того, чтобы сделать баранки, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко. (дети лепят баранки и выкладывают на поднос)
Молодцы! Красивые баранки у вас получились. А теперь их надо положить в печь, чтобы они испеклись. (хозяйка подводит детей к столу где стоит самовар)
- мы уже с вами сказали, что суп да кашу варили в чугунке, а чем, ребята, ели суп да кашу? ( деревянными ложками) . А раньше ложками не только ели, но и играли на них, а давайте мы тоже с вами поиграем на ложках. Музыка козья .Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
7. Беседа о самоваре.
Хозяйка: Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе. Послушайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает! (самовар)
Правильно! Это самовар! Он большой, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился. А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки? (хозяйка надевает варежку-прихват и достает баранки из печки). Угощайтесь!
III. Итог:
Понравилось вам у меня в гостях?
Как называется дом, в котором я живу? (изба)
Где люди хранили свою одежду? (в сундуке)
Что в избе дает тепло? (печка)
В чем кипятили воду? (самовар)
В чем варили суп да кашу? (чугунок)
Чем вытаскивали горячий чугун из печки? (ухват)
Вы ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»
Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников...
Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик- семицветик"
Развитие коммуникативных навыков, формирование у детеу сензитивности в общении с другими людми и социальной активности дошкольников....
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия
Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»
Цель: Ознакомление детей с понятием Родина, формирование у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе,), развивать нравст...
Конспект открытого итоговой НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе «Вода – источник жизни»
Актуальность занятия: Всем нужна чистая вода. Но воды остается все меньше и меньше и виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды с фабрик и заводов, а также вода, используема...
Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством интерактивных игр «Научим Лунтика вежливости»
Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников.Задачи:Развивающие:Развитие эмоциональной сферы, умения ...
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у фермера»
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у фермера»...