Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста «Движение корней»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Анатольевна Сироткина

В данной работе представлен материал:   Конспект спонтанно познавательно - ислледовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спонтанная исследовательская деятельность детей

подготовительной к школе группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк», город Новый Уренгой, ЯНАО

Подготовила: воспитатель подготовительной к школе группы

Сироткина Ирина Анатольевна

Тема: «Движение корней»

Программное содержание:

Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:   способствовать обогащению знаний детей о росте корней растений  в разных условиях  (направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода, камни, холод).

стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;

учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;  

Развивающие:   развивать поисково – познавательную деятельность детей, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:  способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи,

вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.

Объект исследования:  корни растений

Предмет исследования: направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода, камни, холод.

Цель исследования: исследовать направление движения корней растений воздействием внешних факторов - вода, камни, холод.

Гипотеза: корни растений изгибаются и растут в стороны от препятствий  и холода или по направлению к  воде.

Методы исследования: экспериментнаблюдение, сравнение, анализ,

Материалы и оборудование: лотки с землей, проросшие семена гороха с корнями, модель роста растений, схема «Для чего растению корень?», камни, холод (лед), картинки с изображением  карликовой березы, полярной ивы, верблюжьей колючки, дневники наблюдений

Ход деятельности:

Проблемная ситуация:  на прогулке дети обнаружили корень в песке

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответы детей: корень и др.

Воспитатель: откуда он здесь появился, ведь рядом нет ни растений, ни

деревьев.

Ответы детей: привезли, посадили, закопали, вырос и др.

Воспитатель: да, возможно это корни растений, которые растут рядом с детским садом, за калиткой. Мы знаем, что корень  - это нижняя часть растения, которая растет вниз. Что  же мешает корню расти вниз?

Ответы детей: камни, холод и др.

Воспитатель: ребята, вы предположили, что корням помещало  расти вниз что то твердоё, например камни, которые находятся в почве,  или  холод, ведь мы живем на Севере, и у нас вечная мерзлота.

Я предлагаю нам  это проверить.  .

1 опыт.

Воспитатель: ребята, чтобы проверить,  могут ли камни  мешать корням расти  вниз, нам нужно посадить  горох в лоток с песком c камнями.

2 опыт.

Воспитатель: чтобы проверить, прячутся  ли корни от холода и поэтому не растут в низ, посадим горох  в два лотка с песком. Один поставим в лоток со льдом.

Подготовка и проведение опытов.

Ведение наблюдений.

Фиксация результатов наблюдений.

Анализ полученных результатов.

Сделать выводы.

Воспитатель: ребята, что у нас получилось?

Дети: в результате наших наблюдений мы пришли к выводу, что камни  не мешают корням расти вниз, а вот холода они бояться и  поэтому вырастают  очень маленькими.

Воспитатель: верно, есть такие деревья, как карликовая берёза, полярная ива, которые растут у нас, на Севере, у них  корни очень короткие, маленькие, и  сами они низкорослые.   (показ картинки)

Воспитатель: тогда все - таки по какой причине  корни  растут так далеко?  Ответы детей: может быть корни что- то ищут?  к чему - то ползут?  Ведь они живые. Например: воду.

Воспитатель:  ребята, вы предположили, что корни ищут воду, потому что растение питаться водой и питательными веществами через корни, и возможно поэтому  они меняют своё направление и  растут  так далеко в стороны,  в поисках воды.

Я предлагаю нам  это проверить , так это или нет.

3 опыт.

Воспитатель:  чтобы проверить, могут ли корни менять своё направление и расти в сторону, где есть вода, посадим  горох  в два лотка для  сравнения, один росток будем поливать в корень растения, а другой рядом.

Подготовка и проведение опытов.

наблюдение.

фиксация результатов наблюдений.

Анализ полученных результатов.

Сделать выводы.

Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?

Ответы детей: в  результате наших наблюдений мы пришли к выводу, что корень  ищет воду и поэтому  меняет своё направление и растет в стороны  в поисках воды.

Воспитатель: верно, например в пустыне растет такое растение  верблюжья колючка, у которого  корни растут в  глубину очень далеко в поисках  воды.

(показ картинки)

Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод в результате всего нашего исследования  за ростом корня в разных условиях?  

Ответы детей: камни не мешают расти корням вниз, а  вот холода они бояться, и вырастают маленькими. Корень мог оказаться на участке  детского сада в песке  потому,  что он  «движется » к  воде  и  поэтому растет так далеко в стороны в поисках влаги.

        

Итог работы.  Мы с ребятами поставили цель узнать  направление движения корней растений под воздействием внешних факторов -  вода, камни, холод.

В ходе исследовательской работы, по результатам опытов мы выявили причину направления движения корней растений под воздействием внешних факторов - воды.  

Получили результат, что корни растений изгибаются и растут по направлению к воде.

Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута. Выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»

Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Презентация - Применение элементов проектной и исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос...

Работа с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательской деятельности с использованием микроскопа

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательской деятельности с использованием микроскопа....

Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Мой любимый город Кузнецк"

Наш Кузнецк великий городТак и будь всегда таким,Кузнечанам вечно дорогНе бывать тебе другим! ...

Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. С презентацией.

Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. На тему "Детское экспериментирование в домашних условиях"А так же мастер-класс для педагог...