НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Саморуппо Ксения Вячеславовна

НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Зимующие птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poznavatelnomu_razvitiyu_zimuyushchie_ptitsy.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»

Конспект по познавательному развитию в средней группе

на тему: «Зимующие птицы»

Разработала:

Саморуппо Ксения Вячеславовна

воспитатель

 п.Пангоды,  2022г.

Цель: Расширять представления детей о зимующих птицах и роли человека в их жизни.

Задачи:

Обучающие: формировать представления детей о зимующих птицах; обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки: ответы на вопросы, самостоятельное рассуждение.

Воспитывающие: Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.


Ход нод:

1.Слышится голос сороки.

Воспитатель:  Слышите, Сорока стрекочет, что-то сообщить нам хочет. Сорока очень болтливая.

Сорока: Сегодня была в лесу. Почему - то одни птицы улетели, а другие остались, что к чему, не пойму?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как Сорока расстроилась. Она не поймет, что случилось в лесу. Почему одни птицы улетели, а другие остались.

Что же делать, как нам помочь Сороке?

Дети: Надо всем отправится в лес, и помочь Сороке разобраться.

Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу.

Какие правила вы знаете?

Дети:

- Нельзя разводить костер

- Нельзя разорять гнезда птиц встречающихся на пути

- Не оставлять мусор после себя

- Не ломать ветви деревьев и кустарников

- Не трогать и не причинять вреда встретившимся в лесу животным.

- Нельзя брать детенышей животных домой.

- Не шуметь в лесу.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

2.Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка «Голоса птиц».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Внимательно прислушайтесь к звукам и скажите, что вы услышали в зимнем лесу?

Дети: Голоса птиц.

Воспитатель: Это нас птицы встречают.

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

На улице стало холодно. Некоторые птицы улетели в тёплые края. Вспомните, какие птицы улетели? Как вы думаете, почему? Как называют таких птиц?

Дети: - Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетные. Они собираются стаями и улетают в теплые края.
3.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Какое время года сейчас? (Зима). Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

Дети: Таких птиц называют – зимующие.

Воспитатель: С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай с полей убрали, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят.

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

Ответ детей: Воробей.

Дети рассматривают  иллюстрацию с изображением воробья

Воспитатель: Расскажите мне пожалуйста, что эта за птичка такая!?

Дети: -  Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. Воробья называют городской птицей, так как воробьи живут рядом с людьми в городах и селах.


Воспитатель: молодцы ребята! а теперь послушайте  следующую загадку:


Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня... 
Ответ детей: Синичка.

Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень, подвижные и ловкие птички. Кто расскажет про синичек?

Дети: -  Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.

Воспитатель: А вот ещё одна загадка:


Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым…  (снегирём)


Физкультминутка «Снегири»

1. Вот на ветках посмотри

В красных майках снегири

Руками хлопают себя по бокам. Показывают грудки

2. Распустили перышки

Руки слегка в стороны

3. Греются на солнышке

Шевелят пальчиками

4. Головой вертят, вертят

Повороты головой вправо, влево

5. Улететь они хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

Бегут по кругу взмахивая руками.



Воспитатель:  ребята, опишите как выглядит снегирь?

Дети: Снегирь маленького размера, у него красная грудка, голова черного цвета, крылья серые с черным. клюв у него короткий , но широкий.


Воспитатель: Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья - хрипловатая. (Ворона)

Давайте рассмотрим её:

- Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)

- Какие у неё крылья? (большие)

- А лапки? (сильные, цепкие)

- Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

- Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

- Как они кричат?

- Чем питаются вороны?


Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.


Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Поставить на стол кормушку и разложить на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом)

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием!

Д/игра « Чем угостить птиц зимой?»

(Обвести в круг корм, которые едят птицы).

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело на дерево.

Д/игра: «Каких птиц много на дереве?»

На дереве много...синиц,

На дереве много...воробьев,

На дереве много...ворон,

На дереве много...снегирей.

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке». 
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель раздает маски птицы.

Дети под музыку, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексия: Ребята давайте расскажем сороке, куда улетели птицы? а как называют таких птиц?  А какие птицы остались в лесу? А что вы узнали нового? А где нам эти знания пригодятся? Кому вы расскажите о том , что узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия разработан для сташего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Задачи:1.     Расширение глагольной лексики детей старшего дошкольного возраста.2.      Закрепить понятие «зимующие» птицы;3....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"

Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными....

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе по теме: «Зимующие птицы»

Задачи:Формировать представление о разнообразии зимующих птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни.Учить понимать обобщающее значение  слов и формировать обобщающие понятия по...

Непосредственная образовательная деятельность (Познавательное развитие) в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Непосредственная образовательная деятельность(Познавательное развитие)в старшей группе по теме «Зимующие птицы»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему « Зимующие птицы »

                             "  Загадки Тётушки Сороки "...