конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черепова Елена Анатольевна

Конспект занятия разработан для сташего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №27 г.Ржева Тверской области

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для МО

в старшей группе

«Зимующие птицы»

                                               Воспитатель первой категории:

                                    Черепова Е.А.

2015г.

Тема: Зимующие птицы.

Цель: способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека; вызвать у детей желание помогать птицам в трудное для них время, воспитывать любовь к родной природе; развивать любознательность, наблюдательность.

Материал: компьютер, мультимедийный проектор, экран, журнал «Зимующие птицы», карточки для практической работы детей, фломастеры,  запись голосов птиц, шапочки птиц для детей, изображение зимнего леса, картинки птиц.

Подготовительная работа: беседы о зимующих птицах, наблюдение за птицами на прогулках, изготовление с детьми кормушек, подкормка птиц, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций на тему, прослушивание голосов птиц,  дидактические игры «Что это за птица?», «Отгадай птицу по описанию», составление картинок зимующих птиц из пазлов, чтение художественных произведений о птицах: загадки, стихи, рассказы: В.Бианки «Синичкин календарь» («Сова», «Тетерева в лунках»), Г.Скребицкий «Крылатые соседи», С.Алексеев «Снегирь», Н.Павлова «Зимние гости», заучивание стихотворений о птицах, коллективная работа (аппликация) «Птицы у кормушки».

Ход занятия

  -Ребята, я предлагаю вам сейчас отправиться на прогулку в лес. В лесу тихо, везде снег, потому что сейчас…(зима).

        Здравствуй, лес, зимний лес!

        Полный загадок и чудес!

           Все открой, не утаи,

           Ты же видишь, мы –свои!

-Мы постараемся разгадать тайны леса. И вот вам первая загадка. Посмотрите, кто это нас встречает в лесу? (Птицы)  на дереве картинки –дятел, синица, ласточка, снегирь

-А почему вы думаете, что это птицы?

(Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки).

-Посмотрите внимательно, среди этих птиц есть одна лишняя. Попробуйте догадаться, какая? (Ласточка). Почему ласточка лишняя? (Это перелетная птица, а остальные –зимующие).

-А что это за птицы такие –зимующие, почему их так называют?

(Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают   в теплые края, а остаются зимовать в родных местах).

        

Раздается стук дятла (запись).

-Ребята, вы догадались, кто это стучит? (дятел).

На одного из детей надеть шапочку дятла. Дятел приносит с собой журнал.

  -Посмотрите, к нам прилетел дятел и принес что –то интересное. Это журнал. Он называется «Зимующие птицы». Он необычный –говорящий и звучащий. Хотите рассмотреть его? Давайте присядем.

-Открываем первую страницу журнала. Она называется «На лесной опушке».

1. –Давайте послушаем, что расскажет нам наш гость –лесная птица дятел.

Ребенок в шапочке дятла говорит:

        Хоть я не молоток –по дереву стучу.

        В нем каждый уголок обследовать хочу.

        Хожу я в шапке красной

        И акробат прекрасный.

-Что помогает дятлу держаться на дереве?

(Хвост  и цепкие коготки).

  -Действительно, благодаря  хвосту из упругих жестких перьев и сильным лапкам с коготками дятел очень хорошо лазает по деревьям, как настоящий акробат.

-А как люди часто называют дятла? (Лесным доктором). А почему его так называют, кто знает?

                             (Он «лечит» деревья от вредных жуков).

-Верно, дятел ищет себе корм и очищает дерево от жуков и их личинок.

-Давайте посмотрим, как дятел ищет себе корм. (Включается видеоролик).

-Чем еще питается дятел зимой, кроме найденных под корой насекомых?

           (Семенами сосновых и еловых  шишек).

2.   -Давайте попробуем узнать по песенке другую птицу, которую мы часто видим на улице во время прогулок (включается запись голоса синицы).

Если дети не отгадали, загадать загадку.

Загадка:

        С желтой грудкой у окошка

        Собирает шустро крошки.

        Отгадайте, что за птица?

        Называется… (синица).

Выходит ребенок в шапочке синички и говорит:

        Пусть я птичка –невеличка,

        У меня, друзья, привычка,

        Как начнутся холода,

        Прямо из лесу  сюда.

-Давайте посмотрим на эту шуструю и бойкую птичку.        (Включается

видеоролик).

-Синички прилетают с наступлением холодов поближе к людям из леса, когда там  исчезают насекомые. Они уничтожают очень много вредных насекомых,  личинок, гусениц. За один только день  одна синичка  может съесть насекомых больше, чем весит сама.

-Посмотрите на картинку нашего журнала и скажите, какие еще птицы зимуют  в наших лесах? (Глухарь, сова). Каких других лесных зимующих птиц вы знаете? (Сойка, поползень, корольки, пуночки, чечетки, щеглы, куропатки).

-Откроем вторую страницу журнала. Она называется «Гости с севера».   

3.  –Отгадайте загадку про нашего следующего гостя:

Выходит ребенок в шапочке снегиря  и говорит:

        Я красногрудый, чернокрылый,

        Люблю я зернышки клевать.

        С первым снегом на рябине

        Появлюсь у вас опять.

-Давайте посмотрим на снегиря и послушаем его песенку. (Включается видеоролик).

-Снегиря считают первым вестником зимы –прилетели снегири, значит настоящая зима началась.

4.  -Познакомимся с еще одним зимним гостем. Отгадайте, что это за птица.

(Включается видеоролик).

-Давайте послушаем нашего гостя –свиристеля.

Выходит  ребенок в шапочке свиристели и говорит:

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири –свир!

Мы в лесу устроим пир!»

 Физминутка 

-А сейчас вы все будете птицами. Вокруг себя повернитесь и в синичек превратитесь…

        Скачет шустрая синица,                              (дети прыгают)

        Ей на месте не сидится.

        Прыг –скок, прыг –скок,

        Завертелась, как волчок.                               (кружатся вокруг себя)

-Вокруг себя повернитесь, в свиристелей превратитесь…

        Прилетели свиристели,                               (машут «крыльями)

        Под окном на ветки сели.                           (присели)

        Ярче солнце засветило,                             (машут руками вверху)

        Все вокруг нам стало мило.

-Вокруг себя повернитесь, в снегирей превратитесь…

        Вот на ветках, посмотри,                           (хлопают себя руками по бокам)

        С красной грудкой снегири.     (важно поворачиваются, показывая грудку)

        Распушили перышки,                                  (прихорашиваются)

        Греются на солнышке.                              

        Головой вертят,                                          (руки на поясе, повороты головы)

        Улететь хотят.                                             («полетели»)

5.  -А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу:

        Гнездо на ели птицы той,

        Птенцы выводятся зимой,

        У птицы нос крестом,

        Зовут ее… (клестом)

-А для чего клестам такой клюв –кривой, похожий на щипцы?

                                                               (Чтобы доставать семена из шишек).

 -Хотите посмотреть, как клесты ловко расправляются с шишками? (Включается видеоролик).

 -Снегири, свиристели, клесты –наши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная,  наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться.

-Откроем третью страницу нашего журнала «Наши соседи».

6.  -Вот прилетела стайка маленьких, сереньких птичек. (Включается видеоролик). Что это за птицы? (Воробьи)

-Воробьи, так же, как и синицы, приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей. В Америке  за это даже поставлен памятник воробью.

-Посмотрите на картинку. Каких еще зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? (Сорока, ворона, галка, голубь).

-А как называется последняя страница нашего журнала, отгадайте:

        В зимний день среди ветвей

        Стол накрыли для гостей.

                                        (Кормушка).

-Эта страница называется  «Птичья столовая».

-Ребята, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем? (подкармливаем).

-Да, мы ходим на площадку  нашего детского сада, где организована большая птичья столовая из деревянных кормушек.

-Почему  нужно заботиться о зимующих птицах?

(Потому что им голодно зимой)

-А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой  –голод или холод?  (Голод).

-Правильно, от холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и

мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.

-Ребята, а почему  птицы, о которых мы сегодня говорили,  остаются зимовать у нас, а не улетают, как другие,  в теплые края? Чем питаются зимующие птицы в природе?

(Потому что кроме насекомых, они могут есть и другой корм: семена и ягоды растений; корм, которым помогают люди).

-А зачем нужно заботиться о птицах? Какую пользу они приносят?

(Очищают леса и сады от насекомых –вредителей; радуют нас своим пением).

  -Да, а еще птицы –украшение наших лесов.

 -Будем заботиться о птицах и они обязательно отблагодарят нас красивыми песнями весной и летом.

- А теперь я предлагаю вам выполнить задание на карточках.

Дети подходят к столам (на них лежат карточки и фломастеры).

  –Выберите  для каждой птицы ее любимое лакомство. Соедините  линией птицу и ее любимый корм.

(Клест –шишка; снегирь –рябина; синица –сало; воробей –семечки).

Дети выполняют задание (во время выполнения задания включить фонограмму записи голосов птиц.

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? (дети называют)

-Ребята, вам понравилось наша прогулка? Что было особенно вам интересно?

  Предлагаю детям по желанию  раскрасить птиц, собрать разрезные картинки с их изображением или построить из кубиков домики для птичек.

В конце занятия включить запись песенки  «Кто такие птички».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»I. Программное содержание:Обучающие задачи:1.     Закреплять знания о  зимующих п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Чем утки и гуси от других птиц отличаются.»

Тема недели: Кто как к зиме готовится. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Чем утки и гуси от других птиц отличаются.» Цель занятия: • Расширить и уточнить представление...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Домашние птицы"

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Домашние птицы"...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы».

Содержание конспекта помогает решить такие задачи:Образовательные:- упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка)- закреплять знания об их отличит...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «В мире птиц»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «В мире птиц»...