Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Льдинова Ольга Владимировна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему:

 «Поможем птицам зимой»

I. Программное содержание:

Обучающие задачи:

1.     Закреплять знания о  зимующих птицах.

2.     Продолжать учить детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду.

3.     Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.

4.     Формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.

5.     Закреплять навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи:

1.     Создать условия для развития мышления, памяти, воображения.

2.     Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2.     Воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Предшествующая работа:

1.     Дидактическая игра «Когда это бывает?»

2.     Игровое упражнение «Назови ласково».

3.      Игровое упражнение «Что лишнее?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_ptitsam_zimoy.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

на тему: «Поможем птицам зимой»

Выполнила: воспитатель

МБДОУ «ЦРР - №50 «Непоседа»

Льдинова Ольга Владимировна

Новочебоксарск

2016

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему:

 «Поможем птицам зимой»

I. Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Закреплять знания о  зимующих птицах. 
  2. Продолжать учить детей узнавать зимующих птиц по внешнему виду.
  3. Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
  4. Формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
  5. Закреплять навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи:

  1. Создать условия для развития мышления, памяти, воображения.
  2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  2. Воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Предшествующая работа:

  1. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
  2. Игровое упражнение «Назови ласково».
  3.  Игровое упражнение «Что лишнее?»

Материал: карточки с изображением перелетных и зимующих птиц; карточка с изображением кормушки, картинки с изображением корма для птиц; корм для птиц (хлеб, семена дыни, арбуза, семена ясеня, семечки подсолнуха, пшено, сало).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас  видеть! Какая сегодня замечательная погода, правда, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окошко. Скажите, ребята, какая погода стоит зимой?

Дети: Холодная. 

Воспитатель: Если зимой снежно, то значит, какая зима?

Дети: Зима снежная.

Воспитатель: А если зимой морозно, то какая зима?

Дети: Зима морозная.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,  это хорошо или плохо, когда зима снежная? Для кого хорошо? А для кого это плохо?

Дети: Очень плохо, холодно и голодно птицам, которые зимуют рядом с нами.

Воспитатель: Почему птицам зимой трудно находить корм?

Дети: Кругом снег, а под снегом не видно пищи.

Воспитатель: Ребята, а какие птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Чем же питаются зимующие птички?

Дети: Семенами трав, деревьев, насекомыми и личинками, которые уснули в коре деревьев.

Воспитатель: Всегда ли они могут найти корм?

Дети: Не всегда, трудно, когда все занесено снегом.

Воспитатель: Как же мы можем помочь зимующим птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Воспитатель: Вы очень добрые дети. Правильно. Мы так и делаем.

  1. Пальчиковая гимнастика «Покормите птиц»

Воспитатель: Давайте мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.

Покормите птиц зимой! (Дети изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз (Дети изображают как сыплют крошки)

К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)

Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)

Нам встречать весну.

Воспитатель:   Молодцы, ребята!

Воспитатель:   Наступила зимушка-зима.  Это самое трудное для птиц время года. Давайте прогуляемся по зимнему лесу, и посмотрим, как же там живут птицы. Все за руки возьмемся и отправимся по тропинке в зимний лес.

(По группе развешаны картинки с изображением времени года – зимы и зимующие птицы).

3. Упражнение «Птички-невелички».

Воспитатель:  Ребята, давайте представим, что мы с вами птички-невелички. Повторяем все вместе:

Птичка-невеличка                                       Дети присаживаются на корточки.
В небе летала

Села под окошком,


Крошек наклевала.                                      
Стучат пальцами об пол.

Встрепенулась птичка,                               Встают, чирикают.

 Выпрямила спинку,

Песенку запела,                                           Бегут, машут руками-крыльями

В домик полетела.

Воспитатель:  Ребята, а вы любите загадки? Хотите послушать загадки о птицах?

Дети: Хотим!

4. Отгадывание загадок о птицах.

Воспитатель:  Тогда слушайте внимательно. Тот, кто правильно отгадает загадку, получит снежинку.

  1. Они летать умеют,

Их пух и перья греют. 

(Птицы.)

Воспитатель:   А сейчас я загадаю загадку про одну из них, а вы отгадайте, о ком я говорю.

  1. Красногрудый, чернокрылый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

 (Снегирь)

Воспитатель:   А вот еще одна загадка.

  1. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

 (Сорока)

  1. «Спинкою зеленовата, животиком желтовата.

Черная шапочка и полоска шарфика». (Синица) 

  1. «В серой шубке перовой и в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится. Не орел, но все же птица».  (Воробей).

Воспитатель:   Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

5. Работа с предметными картинками.

 Воспитатель:   Посмотрите, ребята,  перед вами картинки с изображением зимующих птиц. Вам нужно будет назвать каждую птицу по картинке.

Ответы детей.

 Воспитатель:   Молодцы. Вы справились с заданием.

Воспитатель:   Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса?

Ответы детей.

Воспитатель:   Правильно: воробей – чирикает, синица и снегирь – свистят, ворона – каркает, голубь – воркует, сорока – трещит.

Воспитатель:   Как вы думаете, дети, чем питаются птицы зимой?

Ответы детей.

 Воспитатель:   Я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц.

6. Дидактические игра «Найдите и покормите зимующих птиц»
Карточки с изображением перелетных и зимующих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка, дятел, снегирь); карточка с изображением кормушки.

Воспитатель:   Ребята, хотите  мы с вами сейчас покормим птиц?

Дети: Да!

Воспитатель:   Тогда слушайте внимательно. Вам надо разделить картинки с птицами по группам и поместить около кормушки зимующих птиц. Кто нам сможет рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать?

Ответы детей.

За каждый правильный ответ ребенок или команда получает снежинку. Дети выполняют игровую роль защитников природы.

7.Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель:   Следующее задание – сложить картинку из разных кусочков. Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить ее.

8. Игра «Угощение для птиц».

Воспитатель:   Ребята, хотите поиграть в игру «Угощение для птиц»?

Дети: Да!

Воспитатель:   Из всего предложенного надо выбрать только то, чем питаются птицы и объяснить свой выбор.

Это семена дыни, арбуза, семена ясеня очень любит снегирь, семечки подсолнуха, пшено. А еще у нас есть сало, какая птичка любит сало? (синица).

Дети насыпают корм для птиц в кормушку.

9. Итог занятия.

 Воспитатель:   Сейчас на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц. И не будем забывать подсыпать в кормушку угощение для наших пернатых друзей каждый день.

Список использованной литературы:

  1. Агеева И.Д. 500 олимпийских загадок для детей, 2010г.
  2. Веракса Н.Е.  « Проектная деятельность  в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
  3. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы». Развитие логического мышления и речи у детей,  2012 г.
  4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет». Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  5. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга2. Старшая группа, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе: «Подготовка животных к зиме».

Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Конспект по познавательному развитию  в старшей группе с экспериментом и подвижными играми ....

К о н с п е к т ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Поможем капельке»

Занятие направлено на воспитание  бережного  отношения  к  воде  как  основному  природному  ресурсу. Основными  задачами  являются развитие ...