Проект по познавательному развитию "Огород на окне" младшая группа
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Мозуль Алина Александровна

Проект по познавательному развитию "Огород на окне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_okne.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Проект

«Огород на окне»

Общеобразовательная область

Познавательное развитие

11 группа «Зайчата»

Подготовила и провела

Воспитатель гр. 11

Мозуль А.А.

г. Долгопрудный

2021 г.

Экологический проект «Огород на окне» в младшей группе ДОУ

Тип проекта

- Познавательно - исследовательский, творческий

- Групповой, с привлечением родителей

- Долгосрочный

Участники проекта

Дети второй младшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта

Март 2021 г. – сентябрь 2021 г.

Актуальность проекта

Дети дошкольного возраста очень любознательны и любят всё исследовать, очень любят принимать участие в различных экспериментах, познавать новое. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определённые трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Ребёнок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить всё прочно и надолго, если ему расскажут и покажут, и если он попробует сделать сам. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут , о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослым растений на подоконнике, развивать целеустремлённость, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Прививать детям желание ухаживать за посаженными семенами, развивать чувство ответственности, заботы.

Задачи проекта

- Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, вода, свет).

- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

- Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогом. Детьми и родителями.

- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Этапы проекта

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

- Исследовательская деятельность и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

Предполагаемый результат проекта:

- Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.

- Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

- Опытным путём дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.

- Дети научатся вести наблюдения.

- Воспитатель продолжит осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Формы реализации проекта

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

• определение темы;
• выявить цели и определить задачи;
• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
• беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
• работа с родителями – ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
• подготовка семян.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

  1.  Основной

Содержание деятельности воспитателя и детей: 
• рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, баклажан, редис); 
• посадка: лук (коллективно), горох, фасоль, редис, перец, морковь (корнеплод) – индивидуально; 
• посев: цветочных семян;
• исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы; 
- отбор хороших семян от плохих; 
- знакомство с моделью трудового процесса; 
- посадка; 
- установка на светлое место; 
- полив; 
- рыхление;
- оформление огорода на окне; 
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием; 
- знакомство с моделью строения растения; 
- ведение дневника наблюдения; 
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи; 
- отгадывание загадок про овощи;
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др. 
Работа с родителями
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? 
• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»; 
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»; 
• подборка литературы про овощи с участием родителей.
Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.

  1. Заключительный 

Содержание деятельности воспитателя и детей: 
• анализ полученных результатов;
• оформление таблицы наблюдений (лук); 
• презентация проекта «Огород на окне». 
Работа с родителями
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август. 
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.

Работа с детьми; Работа с родителями 

1. «Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая); «Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия луковиц лука и чеснока друг от друга.
Посадка овощных культур.
Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? » 


2. «Вода и растения»

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений
Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Д/И «Что растет на огороде»
Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры.


3. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»
П/и «Огуречик»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Д/И ««Собери из частей целое»
Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей. 


4. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты"
Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
Д/И «Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям»


5. Хороводная игра «Огородная хороводная»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»
Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь. 


6. Д/И «Мой любимый овощ»
Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.
Рисование «Помидоры в банке».
Цель: расширять представления детей об овощах.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. 


7. Д/И «Найди по описанию»
Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Раскрашивание овощей. Папка – передвижка «Овощи и фрукты – полезные продукты».


8. Игра м/п «Огород у нас в порядке»
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
Заучивание: А. Прокофьева «Огород»
Аппликация «Лук» 


9. Д/И «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
Хороводная игра «Кабачок»
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
Сюжетно-ролевая игра «Приготовим
щи для кукол»
Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление. 


10. Изготовление фотоальбома «Огород на окне»
Хороводная игра «Огородная хороводная»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. 


Хороводная игра - «Огородная хороводная»
Цель: учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей.
Дети стоят в кругу, предварительно выбираются «морковь», «лук», «капуста», «шофер». Они тоже стоят в кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород. Там своя морковь растет
Вот такой ширины, вот такой вышины! (2 раза)
Дети останавливаются и раскрывают руки в ширину, а затем поднимают их вверх.
Выходит «морковь», пляшет и по окончанию куплета возвращается в круг; дети, стоя на месте, поют:
Ты, морковь, сюда спеши. Ты немного попляши
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
В кругу танцует «лук», по окончанию куплета возвращается в круг, дети, стоя на месте, поют:
Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас огород и капуста там растет
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «капуста» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты капуста, к нам спеши, ты немного попляши,
А потом не зевай и в корзинку полезай (2 раза)
Дети идут по кругу и поют:
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик.
Вот такой ширины, вот такой вышины (2 раза)
Выходит «шофер» и пляшет в кругу, по окончанию куплета возвращается в круг, дети поют:
Ты, шофер, сюда спеши, ты немного попляши
А потом не зевай, увози наш урожай!

Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»
Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.
Используется метод беседы.
Материал.
Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,
природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.
-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?
-Какие не любишь, почему?
-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?
-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?
-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.
-Какой водой и как нужно поливать овощи?
-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?
-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

П/и «Огуречик… огуречик…»
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. 
Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, 
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет». 
После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Загадки про овощи и фрукты
Круглое, румяное, 
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

Длинноножка хвалится – 
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка.
(Вишня)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон. (Лук)

В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)

В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это? (Горошек)

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? 
(Репка)

Красна девица сидит в темнице, 
А коса на улице.
(Морковь)

В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.

РЕКЛАМА

Список используемой литературы и методических пособий.

1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.

2. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг

3. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2000г.

4. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.

5. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.

6. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.

7. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.

8. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

9. Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.

10. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

11. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.

12. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.

13. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

14. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.

15. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.

16. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

17. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в познавательно-исследовательной деятельности старшая группа "Грибы,ягоды"

Познакомить с разнообразием грибов и ягод, выделить группы съедобных и несъедобных ....

Проект по познавательному развитию в старшей группе «Птицы нашего края».

В этом проекте я предлагаю познакомить детей с птицими нашего края....

Педагогический проект По познавательному развитию «Первоцветы» Логопедическая группа

- Помочь детям активизировать личный опыт по теме «Первоцветы» на основе систематизации и обобщения, ранее сформированных представлений; развивать умения использовать его в процессе совместной деятель...

Экологический проект по познавательному развитию для старшей группы детского сада "Вода- бесценный дар природы"

Проект способствует формированию у детей бережного отношения к окружающему миру, особенно - водным ресурсам....

Проект по познавательному развитию детей старшей группы «Я и моя семья»

Цель:Формирование представление о  семье  и семейных ценностях.-Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.-Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообр...