Самоанализ «Организация и эффективность работы краеведческого образования дошкольников старшего возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Спицина Татьяна Ивановна

Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности.
     Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста.
    Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.
Целью педагогической деятельности является формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Работу с детьми по  краеведческому образованию мы строим следующим образом:
1. Мой детский сад
2.Ознакомление с родным городом.
3. Моя семья

1. «Мой детский сад»

Цели: Систематизировать имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет. Развивать желание быть в детском саду. Развивать у детей элементарные навыки труда, используя алгоритм действий.
Словарь: улица Химиков, «Семицветик», лесопарк, путешествие, детский сад .
Формы работы: игровая ситуация: Путешествие по карте «Страны Детсадии» (Дети, используя кубик, продвигаются по карте от пункта к пункту, которыми обозначены интересные места в дошкольном учреждении.
Детская игра «Все работы хороши», картинки с изображением предметов, орудий труда работников детского сада.
Проблемный вопрос: Что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше и красивее?
Совместная деятельность:
Беседа «Что такое детский сад?»
Творческие игры в игровых центрах группы.
Экскурсия по детскому саду.
Труд на участках детского сада.
Встреча с поваром.
Экскурсия в  прачечную, в медицинский кабинет.
Концерт для малышей.
Рисование «Наш любимый детский сад».
Взаимодействие с семьей:
Беседа «Что ты знаешь о своем детском саде?»
Совместное изготовление интерьерной игрушки для украшения группы.
Совместный труд на участке детского сада.
Совместное украшение группы к празднику.

2.Работа над темой велась в виде проекта: «Серпухов город, мы здесь родились»
Создание уголка патриотического воспитания в группе, презентации «Мой  Серпухов», подбор художественной литературы, анкетирование родителей, консультация для родителей «Знания дошкольников о родном городе».
Изучение и подбор материала (литературы, фотографий);
Составление тематического планирования мероприятий;
Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
Анкетирование родителей, обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.
Беседы: «Улицы нашего города». «Реки нашего города?» «Символы нашего города» (герб, флаг) «О памятниках Серпухова», «Почему город Серпухов называют древний»
Групповое обсуждение: «Понятие город. Давайте познакомимся с нашим городом»;
«Достопримечательности нашего города»; «Мой любимый уголок нашего города»;
Дидактические игры: «Узнай где я нахожусь», «Собери картинку нашего города» , «Отгадай название места в нашем городе по картинке»; «Красивые слова – тебе, любимый город»;
«Отгадай загадки о зданиях в нашем городе»; «Правила поведения на улице (на прогулке)»;«Правила дорожного движения»; «На какой улице ты живешь»; «Мы собираемся на прогулку»;
НОД: Рисование «Мой любимый город»; Аппликация «Окна родного города»;
Конструирование «Дом, в котором я живу»;
Организация сюжетно-ролевых игр: «Автобус»; «Пешеходы»; «Путешествие по родному городу»; «На дорогах города»;
Наблюдения, прогулки по городу: Наблюдение «Дома на нашей улице» - закрепить представления о микрорайоне, в котором находится наш детский сад; Наблюдение за проезжей частью; Наблюдение за пешеходами;
Выставки, конкурсы: Конкурс лучшего детского рисунка – принимают участие рисунки детей с изображением любимых уголков города (город глазами ребенка); Фотовыставка «Мой город»;

Работа с родителями: Консультация с родителями «Прогулка – это важно, для всех и для всего»; «Задание на дом» - беседа родителей и детей о том, как давно живет их семья в городе, на какой улице, какие места отдыха любят посещать семьей, чем нравится наш город;

Итоговое групповое обсуждение: Итоговая беседа с детьми о городе Серпухове. Что теперь мы знаем о нашем городе, что запомнили и можем рассказать?
Оформление стенгазеты: Стенгазета «Любимый город»
Сбор  предметов с символикой города для мини-музея.
3. Заключительный этап: сбор предметов, символики города Серпухова, фотовыставка «Наше любимое место в городе»; создание плаката «Любимый город», Развлечение : «С Днем рождения, любимый город» , исполнение гимна города.

Решая поставленные перед собой задачи, постарались создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе.

В уголок краеведения был собран материал: альбом «Серпухов-город древний», коллаж  «Наш любимый город», «Герб Серпухова», значки, предметы и магниты с изображением города, набор открыток.
3. Моя семья
Цель: формировать у детей представления о семье; формировать представления о родственных отношениях; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек; воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

Формы работы:
-составление бесед с детьми на тему «Моя семья»
-подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», « Мамина работа» Е. Пермяк,  татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
-рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья»;
-беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.
-разучивание стихотворений к 8 марта!
-дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Семья», лото «Моя семья», “У кого сегодня день рожденья? ”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, Огорчится ли мама, если… ” .
-заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
- рисование портретов «Мой папа», «Моя мама».
-изготовление подарков для родителей.
-сюжетно-ролевые игры “Семья”
-фотоколлаж «Мама, папа, Я – спортивная семья».
-фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.
-музыкальный праздник «8 Марта»
Заключительный этап
Викторина «Моя семья»
ИТОГ: Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.


 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.

Данная тема даёт детям возможность увидеть объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, узнать о них, сформировать отношение к ним и выразить его в творческой деятельности – рисовании, речевом...

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Рабочая программа краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной» в рамках работы« STEAM- лаборатории»

Развивающий потенциал  краеведения  очень велик. Ребенок, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрыв...

Программа дополнительного образования дошкольников старшего возраста "Мишкин театр"

Программа дополнительного образования дошкольников старшего возраста "Мишкин театр"...

«Реализация задач краеведческого образования у старших дошкольников».

В настоящее время одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является создание условий для нравственно-патриотического воспитания.         Чувство патриотизма мн...