Экологический проект на тему «Весна красна» средняя группа
проект по окружающему миру (младшая группа)

Коваленко Наталья Викторовна

Сезонные изменения в природе отражаются на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. У детей продолжает развиваться связная речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формируется интерес и любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение250546_104705882955193_8174223_n (1)

«детский сад № 14 «Умка»

Экологический проект на тему

«Весна красна»

во второй младшей общеразвивающей группе «А» дети от 3 до 4 лет

Подготовила воспитатель младшей группы ОРН «А»

дети от 3-4 лет Коваленко Н.В. 1 кв.категория.

г.Мегион, 2019г.

Экологический проект на тему

«Весна красна» во второй общеразвивающей младшей группе «А»

Воспитатель: Коваленко Н.В.

I. Информационная карта проекта

Вид проекта: краткосрочный.

Продолжительность проекта: с 3 по 21 апреля и с 8 по 19 мая 2018 года.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 3-4 лет

Актуальность:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Сезонные изменения в природе отражаются на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. У детей продолжает развиваться связная речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формируется интерес и любовь к природе.

Проблема:

У детей второй младшей группы  еще не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны, о насекомых. Дети не владеют   знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, насекомых, состоянием растительности. Недостаточно сформирован словарный запас детей по лексическим темам: «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

Цель проекта: Дать детям первичные  знания о весеннем изменении в живой и неживой природе, замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

Активизировать словарь детей по лексическим темам.

Развивающие:

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

Развивать умения наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.

Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира.

Расширять знания детей о признаках весны, формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.

Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных весной.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, замечать ее отдельные явления (туман, весенний дождик).

Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа:

предметы: весна – красна, капель, почки, ручьи, сосульки, проталина, птенец, гнездо, коготь, пыльца, клумба, бутон, корень, лепесток, спячка, брюшко, хоботок, жало, усики, личинки, нектар, пыльца и др;

признаки весны : долгожданная, звонкая, шумная, перелётная, проворная, крикливая, голосистая, трудолюбивая, заботливые, душистый, нежный, садовый, луговой, полевой, лесной, комнатный, лечебный, полезный и т.д.;

действия : трещит, журчит, набухает, пробивается, просыпается, зеленеет, откладывать, высиживать, выводить, щебетать, куковать, курлыкать, добывать, прорастать, распускается, цветёт, пахнет, вянет, ухаживать, рыхлить, срывать, порхать, жужжать, звенеть, пищать, вредить, поедать, откладывать, строить, ползать, приносить и др.

Для педагогов:

расширять знания детей о весне;

развивать любознательность;

развивать трудовой потенциал у ребенка.

Для родителей:

развитие совместного творчества родителей и детей;

заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;

выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома.

Формы реализации проекта:

1. ООД.

2. Здоровье сберегающие технологии

3. Чтение художественной литературы.

4. Беседы.

5. Наблюдения.

6. Игровая деятельность.

7. Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Дети

получат знания о живой и неживой природе весной и её проявлениях.  Сформируются познания  в выделении характерных  сезонных изменения в природе.

Расширят знания о жизни растений, птиц, насекомых и животных весной. Познакомятся и усвоят названия  некоторых представителей живой природы (птицы, насекомые, цветы).

Обогащение словаря детей.

 Принимают участвие в сезонных наблюдениях, проявляя познавательную активность.

Проявляют бережное отношение к природе.

Педагоги

Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.

Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

Родители:

Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.

Станут активными участниками реализации проекта.

Повысится мотивация к сотрудничеству.


II. Краткое содержание проекта

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Разработка и накопление методических материалов:

подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта:

подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;

подготовка материалов для продуктивной деятельности;

подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

3. Создание развивающей среды:

внесение изменений в календарь наблюдений за природой;

изготовление макетов по теме «Весна», Перелётные птицы», «Насекомые»;

изготовление лепбука по теме «Перелётные птицы».

4. Разработка мероприятий по работе с родителями.

изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях весной за природой (народные приметы, стихи, загадки и т.д.);

информированность родителей о предстоящей деятельности;

размещение справочной информации по лексическим темам.


2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность

Трудовая деятельность

Разбивка мини – огорода на подоконнике, посадка лука, посев семян томатов, салата, петрушки.

Уборка на участке сухих веток и травы на клумбе.

Посадка семян цветов и овощей на клумбе и огороде детского сада, пересадка рассады.

Дежурство в уголке природы.

Формирование основ безопасности:

Беседы:

«Какие опасности таятся весной на улице?», «Тонкий лёд», «Опасные сосульки», «Опасные насекомые»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «Путешествие в весенний лес», «Зоологический музей насекомых».

Дидактические игры:

«Найди, где спрятано», «Сосчитай птиц», «Где летит насекомое», «Собери цветок из фигур», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Когда это бывает? », «Бывает – не бывает», «Кто, где живет?», «Кто как голос подаёт», «У кого какие птенцы?», «Кто летает?», «Зимует – улетает», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию», «Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т.д.

Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».

Игры-драматизации:

«Заюшкина избушка», «Муха - Цокотуха».

Физическое развитие

Совместная деятельность

Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Совушка», «Веснянка», «Солнышко и дождик», «Перелёт птиц»,

Здоровье сберегающие технологии:

Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое донышко», «Ласточки летели», «На окне в горшочке выросли цветочки», «Вот такая стрекоза».

Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки», «Этот странный дом без окон».

Дыхательная гимнастика«Цветы», «Ветерок».

Гимнастика для глаз«Подснежник, «Солнышко и тучки», «Дождик».

Динамические паузы: «Цветок», «Солнце».

Познавательное развитие

Организованная – образовательная деятельность

Познавательно – исследовательская деятельность

«Экологическая тропа весной».

«В гости к хозяйке луга».

ФЭМП

«Весна пришла».

Совместная деятельность

Рассматривание картинок о весне, репродукций Левитана, Саврасова, Грабаря.

Рассматривание тематических альбомов, картинок «Весна», «Птицы», «Цветы», «Насекомые» по лексическим темам.

 

Наблюдения:

- за солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет);

- за небом (замечать изменения на небе, происходящих весной - стало высоким);

- за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

- за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

- за трудом взрослых весной (познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями весной; воспитывать уважение к работе дворника, желание помогать);

- за цветником (познакомить детей с названиями цветущих растений: тюльпаны, нарциссы, лён, бархатцы, примула);

- за птицами (уточнить представления о строении птиц, характерными особенностями, познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны);

- за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).

- за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; отметить набухание почек);

- за набуханием почек на ветках деревьев, поставленных в вазу;

- за растениями «Огорода на подоконнике»;

- за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Опыты, эксперименты: «Солнечный зайчик», «Весенние кораблики», «Что произошло с луком?», «Лед – вода», «Снег-вода», «Кто нагрел предметы?», «Веточка в вазе».

Беседы:

«Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Первые цветы», «Растения весной», «Весна и животные», «Шестиногие малыши», «Весенние радости», «Солнечная капель».

Художественно-эстетическое развитие

Организованная – образовательная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование:

«Нарисуй картинку про весну».

Лепка:

«Птички клюют зёрнышки».

Музыкальная деятельность

Слушание:

П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»

Пение: «Весенний привет»

Совместная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование

«Весеннее настроение» - радуга цветов;

«Грачи прилетели» способом тычка;

«Расцвели одуванчики» - мятой бумагой;

Рисование по трафаретам, раскрашивание готовых силуэтов птиц, насекомых, цветов.

Лепка

«Божья коровка» из солёного теста;

«Жуки» лепка + природный материал.

Аппликация

«Тучи по небу бежали» мозаика из цветной бумаги с элементами рисования.

«Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток.

Конструктивно-модельная деятельность

«Кораблики» из бросового материала (спичных коробков и пенопласта);

«Домик для птиц» из строительного материала.

Музыкальная деятельность

Слушание: Релаксационная музыка со звуками пробуждающейся природы.

Музыкальные игры «Мы на луг ходили»

Речевое развитие

Организованная – образовательная деятельность

Развитие речи

Чтение стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы…»

Чтение стихотворения чувашского поэта Ю.Кушак «О чём думает одуванчик?».

Составление рассказов по картине «Одуванчики».

Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками (по теме «Весна», Труд людей весной»).

Совместная деятельность

Составление рассказов по сюжетным картинам о весне, рассказов – описаний по картинкам о перелётных птицах, первоцветах, насекомых.

Беседы: «Почему весна называется весна - красна», «Какое время года вам нравится?», «Весенние хлопоты птиц», «Весенние цветы», «Животные весной», «Насекомые весной».

Чтение художественной литературы

Чтение познавательной литературы «Как появилась птица?», «Как появился цветок», «Как появилась бабочка?».

Чтение  заклички  «Иди, весна, иди, красна…», стихотворения Е.Баратынского «Весна – весна» (в сокр.), Е. Серова. «Одуванчик».

Чтение рассказа С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Чтение стихотворений К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище».

Чтение пословиц и поговорок о весне, загадок о перелётных птицах, цветах, насекомых.

Работа с родителями

Статья «Как предупредить весенний авитаминоз?»

Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».

 Выставка творческих работ детей и родителей.

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.

3. Проведение итогового комплексного занятия «Весна - красна»;

4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку, сетевой город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Весна красна». Средняя группа

Проект: «Весна красна». Средняя группаАвтор проекта: воспитатель средней группы МДОУ №51 Самойлова Н.СПродолжительность проекта: март -апрельТип проекта: познавательно- иссл...

Познавательно-исследовательский проект «Весна-красна» (средняя группа ДОУ)

Цель  данного проекта: формировать представления о жизни животных и птиц весной, о работах, проводимых на полях и огородах. Расширять представления детей о весне. Развивать ум...

Проект на тему "Весна-красна"

Проект на тему "Весна-красна"...

Проект "Весна-красна". Средняя группа (4-5 лет).

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания раст...

Проект на тему: «Весна - красна» во второй младшей группе

Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, дол...

ПРОЕКТ: На тему: «Весна красна»

ПРОЕКТ:На тему: «Весна красна»...

Краткосрочный совместный проект по теме "ВЕСНА-КРАСНА, ПРИШЛА ВЕСНА"

В данном проекте представлен комплекс коррекционно-образовательных мероприятий по лексической теме "Весна" для детей с ТНР в условиях ДОУ....