Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Перелётные птицы" в средней группе детского сада
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ступина Евгения Владимировна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Перелётные птицы" в средней группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООд по основам  науки и естествознания  в средней группе                       

Тема: Почему растаяла Снегурочка?

Цель: расширять представления детей о физических свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи в неживой природе.

Задачи: закрепить знания примет зимы детьми;

              расширить представления о свойствах воды, снега и льда с помощью опытно-экспериментальной деятельности;

                учить детей анализировать и делать выводы в процессе экспериментирования;

                развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

                развивать интерес к зимним явлениям природы.

Оборудование: кукла Снегурочка, ведерко со снегом, ведерко со льдом, стаканчики с водой, подносы, салфетки, бумага белая и цветная, иллюстрации к рассказу о снеге, «снежок.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом и льдом на прогулке, наблюдение за снегопадом, рассматривание снежинок через лупу, замораживание льда в формочках.

Используемые методические приёмы: сюрпризный момент, игры, вопросы, рассказ воспитателя,  художественное слово, опыты.

Ход занятия.

В. Ребята, сегодня к нам пришла гостья из сказки. Угадайте, кто это.

С Дедушкой Морозом  рядом,

 Блещет праздничным нарядом,

Нам загадки задаёт и танцует, и поёт.

Из снежинок курточка. Это кто?

Дети: Снегурочка.

(Воспитатель вносит куклу Снегурочку).

С. Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Из какой я сказки?

 Какое сейчас время года?

Д. Зима.

С. Я люблю зиму. Ведь мне только зимой можно приходить в гости к детям.  Расскажите мне, что происходит зимой, какая погода бывает зимой.

Дети называют приметы зимы.

В. (обобщает): Да, Снегурочка, на улице холодно. Земля, деревья, дома покрыты снегом. Часто дует холодный ветер. Реки замёрзли. Птицы улетели в тёплые края. Зайцы, белки, лисы поменяли  старые шубки на новые. Медведи и ежи впали в спячку. Дети и взрослые надели теплую одежду и обувь.

С. А вам, дети, не скучно зимой?

 Д. Нет.

В. Давайте расскажем Снегурочке, что мы делаем зимой.

Пальчиковая гимнастика.

Что зимой мы любим делать?             (сжимают и разжимают кулаки)

В снежки играть, на лыжах бегать,       (выпрямляют и массируют пальцы поочередно)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчатся,

Бабу снежную лепить,

Весело и дружно жить.

С. Какие вы молодцы. Давайте ещё поиграем.

Подвижная игра «Выпал беленький снежок». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Выпал беленький снежок,                   (приседают)

Собираемся в кружок.                           (встают в кружок)

Снег, снег, белый снег,                           (повороты в стороны)

Засыпает он нас всех.                             (приседают)

Не боимся мы пороши,                          (грозят пальчиком)

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны - по швам,

Хватит снега нам и вам.                        (руки к груди , перед собой ладонями вверх)

С. Ой, что-то жарко у вас стало, мне пора уходить.

( Прощается с детьми, воспитатель уносит куклу и приносит два ведёрка)

В. Угадайте, что оставила нам Снегурочка в подарок.

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает.

Что водою слёзы льёт?

Ну, конечно, это    (лёд)

В. Правильно. ( Воспитатель даёт возможность детям рассмотреть содержимое ведёрка).

  А теперь ещё одна загадка:

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.                 (Снег)

В. Давайте внимательно рассмотрим подарки Снегурочки.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат салфетки, белая и цветная бумага, подносы. Раздаёт детям по  комочку снега и кубику льда.

Опыт №1.

 Определите цвет, запах и температуру (трогают руками) снега и льда.

(Если дети затрудняются назвать цвет льда, предлагает сравнить его с голубой, белой, серой бумагой)

  Вывод: снег - белый, холодный, без запаха.  Лёд - бесцветный, холодный, без запаха.

Опыт №2.

Воспитатель предлагает взять горсть снега и высыпать её, затем сжать снег в ладони.

Затем воспитатель «нечаянно» роняет льдинку. Что с ним случилось? Он раскололся.

Вывод: снег сыпучий, а, если подтает, становиться липким. Лёд – хрупкий.

Опыт №3.

В. Теперь положите под кусок льда и комочек снега цветную бумагу. Сравните, определите прозрачность.

Вывод: лёд прозрачный, а снег нет.

В. Наши руки стали мокрыми. Почему?  ( Снег и лёд начали таять, так как в помещении тепло и наши руки тёплые)

Положите ваши снежки и льдинки на подносы, вытрите руки.

Опыт №4.

В. А как вы думаете, тонет ли снег и лёд?

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель  кладёт  кусочки льда  и снега в разные стаканчики с водой.

Делают вывод: лёд и снег не тонут.

В. Давайте немного согреем наши руки.

 Упражнение по самомассажу  рук:

 Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

В. Смотрите,  лёд и снег в стаканчиках исчезли, а на подносах лежат в лужицах. Что с ними случилось?

 Д. Они растаяли.

 В. Правильно. Вода теплее, чем снег и лёд. Под действием тепла снег и лёд  растаяли, превратились в воду. Совсем как Снегурочка из сказки. А наша Снегурочка приходит только в холодное время года и не остаётся надолго.

 А если воду вынести на мороз, что случится?

Д. Вода превратится в лёд.

В.  А откуда появляется  снег?

Кто вяжет снежинки

 И с неба бросает?

Узоров таких даже мама не знает.

И пряжи нигде не встречали такой –

Наш город весь белый, слегка голубой.

 Откуда снежинки хотите узнать?

 ( Показывает иллюстрации).  В воздухе всегда содержится некоторое количество влаги (водяной пыли). Когда температура опускается ниже нуля, водяная пыль замерзает, образуются крошечные ледяные кристаллы. Они касаются друг друга,  слипаются. Образуются снежинки. Когда снежинки становятся тяжелее воздуха, они падают на землю. Идёт снег. Значит, снег это замерзшая вода. Холодной зимой снег укрывает землю и помогает пережить морозы растениям, насекомым и животным.

 Мы узнали много интересного о свойствах льда и снега. Давайте назовём их ещё раз. Я буду задавать  вопрос  и  бросать  снежок, кто его поймает, тот будет отвечать.

Речевая  игра для закрепления знаний о свойствах воды, снега и льда:

«Снег какой? Лёд какой?»

Молодцы! Наше занятие подошло к концу.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Перелётные птицы" в средней группе детского сада

Цель: Создать условия для знакомства с перелетными птицами их внешним видом, образом жизни

Задачи:

  • Дать представление о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни.
  • Закладывать основы экологического воспитания.
  • Активизировать наблюдательность.
  • Расширять словарный запас, развивать связную речь.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
  • Учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

Материалы: карточки с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц».

Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Воспитатель.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?

Воспитатель. Правильно, весной.

- Сейчас у нас какое время года?

- Как называются весенние месяцы?

- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне.

(Дети составляют рассказ о весне по картинкам)

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Воспитатель: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и придумывать красивые слова о весне. Весна, какая? (Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д.)

Воспитатель: - А весной солнышко ярко светит, птички поют! Но наше солнышко почему-то спит, может, поэтому и не слышно, пения птиц. Давайте разбудим солнышко.

Игра «Веснянка» (координация речи с движением).

Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, 
(бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, 
(«летят» по кругу)
А сугробы тают, тают
, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. 
(тянутся на цыпочках, руки вверх)

Воспитатель: - Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. Весна пришла. Настроение у нас поднялось.

Аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: - Ребята, а это что за звуки такие, кто поет? (Птицы)

А откуда они появились? ( Весна пришла, и птички домой с юга прилетели).

Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте отгадать, о каких птицах говорится в загадках:

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? 
(Соловей)

Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. 
(Ласточка)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
 (Грач)

Есть на дереве дворец,
Во дворце живет певец
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет. 
(Скворец)

Скворцы

Прилетели скворцы -
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!

Воспитатель: - А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные) А почему их так называют? (Становится холодно, пропадают насекомые и птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются)

(Выставляет картинки с изображением птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, ласточка)

Воспитатель: - Что общее есть у всех птиц? (У всех птиц есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца)

Воспитатель: - Ребята, а где живут птицы? Как называется птичий домик? (Гнездо). Из чего птицы его делают? (Из веток, мха, глины)

(На доску выставляется картинка с изображением скворечника.)

Воспитатель: - А вот этот домик вам знаком? (Скворечник) Кто его сделал? А кто в нем живет? (скворцы)

Воспитатель: - Как вы думаете, в скворечнике могут жить только скворцы? (нет, но и другие маленькие птицы.)

Аппликация «Скворечник»

Раскрашивание «Птицы»

Воспитатель: - А вы знаете, почему люди жилища для скворцов развешивают на деревьях около своих садов и огородов? (Скворцы охраняют сады и огороды от вредных насекомых.)

Воспитатель: - Что птицы откладывают в свои гнезда? (Яйца.) Что потом будет с яйцами? (Из них вылупятся птенцы.) Птенцы маленькие и беспомощные, они будут пищать и просить есть. Что будут делать птицы-родители? (Кормить своих птенцов.) Я предлагаю вам поиграть в игру «Птенчики».

Вы будете птенчиками, а я мамой-птицей.

Сделайте свой ротик клювиком: вытяните губки вперед в виде трубочки, как при произнесении звука (У).

А теперь откройте ротик широко, как будто вы просите у мамы-птички еды.

Мама птенчиков накормила, они сыты, клювики их закрыты.

Теперь птенчики опять проголодались, просят еды… и т.д.

Воспитатель: - О ком мы разговаривали сегодня? (о перелетных птицах) Каких перелетных птиц вы запомнили? Как называется птичий домик? Что вам понравилось сегодня? Повторите предложение «Скворец живёт в скворечнике»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающем в средней группе детского сада по теме: «Мой любимый город – Зеленодольск»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с памятными местами нашего города; воспитывать патриотические чувства, гордость за наших земляков; умение отвечать на вопросы полным ответом, с...

Конспект занятия по правилам доровного движения в средней группе детского сада "Осторожно - перекрёсток"

Дать детям представления о перекрёстке и об особенностях движения общественного транспорта на перекрёстке. Расширение знания детей о назначении дорожных знаков....

Занятие по ознакомлению с природой в средней группе детского сада "Беседа о жизни животных зимой"

Разделы: Работа с дошкольникамиЦель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных средней полосы России и Севера (лиса, заяц, белка, медведь), продолжать формировать знания детей об ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»

Задачи: Образовательные:Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора н...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе детского сада на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе детского сада на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения»...