Цветы,комнатные растения.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Шнейдер Анжела Викторовна

Конспект НОД в средней группе «Мир комнатных растений»

Цель: расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;

Задачи:О: расширять представления детей о комнатных растениях.

Р: развивать представления детей о строении, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека.

В: воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.

Планируемый результат работы:

Закрепление и расширение знаний у детей о комнатных растениях.

Предварительная работа:

Уход за комнатными растениями в уголке природы;

Рассматривание папки «Комнатные растения»;

Беседа "Мир комнатных растений";

Материал: комнатные растения, картинки комнатных растений, цветы с заданием, «волшебный мешочек» с предметами ухода за растениями, мозайка комнатных растений (фиалка, герань, фикус)

Ход НОД: Дети заходят в группу, встают около окна.

Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг.

Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним какое время года сейчас на улице? А кто скажет, какой месяц? Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы детей). А почему вы думаете, что растения (цветы) живые?

ДетиРастут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.

Воспитатель: Ребята, послушайте одну историю. Рассказ воспитателя с показом слайдов.

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции,

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний, цветы самые красивые, - 

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

Все мы любим цветы, и вы знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Как вы думаете, чем полезны растения(Ответы детей). Правильно, они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?

Ребята, у нас в группе пропало 5 волшебных цветков, давайте найдем их.

Воспитатель: - Ну, ребята, начнем.

Дети ищут в группе цветы и находят первый цветок с заданием.

1 задание Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,

Любят землю и воду, воздух и солнце. (комнатные растения)

Воспитатель: - Правильно, а для чего нужны человеку комнатные растения?

Дети:- Для очистки воздуха, красоты, уюта, здоровья.

Воспитатель: Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают.  

2 задание Опиши растения. показываю карточки с растениями (фиалка, герань, фикус) а дети называют это растение и описывают его. Из каких частей состоит комнатное растение? (корень, стебель, листья, бутоны, цветы) Условные обозначения

3 заданиеДавайте поиграем в игру «Назови ласково»

Игра с мячом "Назови ласково"стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелюшка, корень - корешок.

А теперь игра "Один-много"стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок-горшки, корень - корни.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают, И головкою кивают.

4 заданиеИгра «Собери растение из частей».

В конверте мозайка растения, ребенок собирает эту мазайку и называет что за цветок (фиалка, фикус, герань)

5 задание Игра «Что нужно растению для жизни и роста?».

дети рассказывают как ухаживать за растениями Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Воспит: Что нужно для роста и развития комнатных растений?( тепло, свет, вода, воздух, хороший уход.)

Воспит: Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух,они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет 

Воспитатель: Давайте вспомним, как ухаживать за комн.  растениями?

Дети: поливать, рыхлить почву,обтирать цветы.

Воспит.: Для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо уходила вода и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле).

Чем вы рыхлите землю? Почему палочками? (чтобы не ранить корни). Ближе к стеблю рыхлить не глубоко, а дальше от стебля - поглубже.

Полив: «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды». Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая).Какой водой мы поливаем? (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.)

- А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

- Листья фикуса будем протирать влажной тряпочкой. Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать.

- Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить.

Физминутка:

Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз).

Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх) .

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки).

Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз).

Интерактивная игра «Найди растение по названию» (слайд 1)

5 рефлексия Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) А что вам понравилось больше всего?

- Ребята, вы такие молодцы. Я думаю, дома вы тоже поделитесь знаниями с мамами.

 

 

 

 

 

Самоанализ

Данное занятие проводилось с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет в количестве 12 человек на протяжении 20 минут, что соответствует нормам СанПина.
Было подготовлено помещение в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала к занятию. Занятие построено с учетом интегративного подхода, предполагающего реализацию задач образовательных областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического развития.

Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель данного занятия:

расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;

Для решения данной цели я взяла следующие задачи:

О: расширять представления детей о комнатных растениях.

Р: развивать представления детей о строении, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека.

В: воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям.

Планируемый результат работы:

Закрепление и расширение знаний у детей о комнатных растениях.

Проводилась предварительная работа:

Уход за комнатными растениями в уголке природы;

Рассматривание папки «Комнатные растения»;

Беседа "Мир комнатных растений";

 Был подготовлен материал: комнатные растения, картинки комнатных растений, цветы с заданием, мозайка комнатных растений (фиалка, герань, фикус)

Методы:

  • Игровой, поддерживала игровую ситуацию на протяжении всего занятия 
  • ИКТ презентация
  • словесные (беседа, рассказ, обсуждение);
  • наглядные (карточки презентация)

Приемы:

  • музыкальное сопровождение;
  • общеукрепляющие упражнения;(физминутка)
  • уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;
  • опытно экспериментальная деятельность
  • игровые приемы 
  • художественное слово (загадки).

На занятии развивала такие психические процессы, как внимание, мышление, память, воображение, восприятие.

Внимание поддерживалось сменой деятельности, исключала монотонность, применяла мультимедиа.

Мышление – использовала дидактические игры и игру с мячом.

Память – повторение названий цветов и их классификации, ответы на непрямые вопросы, использование, загадок.

Воображение - приемы на включение фантазий, вхождение в предполагаемые условия

Готовясь к занятию, я выбирала такие задания, чтобы они были посильны, интересны и выполнимы воспитанниками. Создание положительного эмоционального настроя, последовательная смена видов деятельности, использование физкультурной паузы позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей. Поставленные цели и задачи на занятие были реализованы.  

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Цветы. Комнатные растения.

прект " Цветы" осуществлялся в нескольких направлениях. Одно из них- комнатные растения  представлено в данной презентации.В презентации содержится красочный иллюстративный материал, стихи о раст...

учебно-методическое пособие "ЦВЕТЫ.КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ" (презентация)

какие должны быть КР в уголке природы.Как правильно за ними ухаживать и многое др....

«Полевые и садовые цветы. Комнатные и лекарственные растения».« Коллективная работа полевые цветы»

Занятия проведено с целью выявления знаний детей о цветах и развития чувство коллективизма....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...

Полевые и садовые цветы. Комнатные и лекарственные растения

Области: познавательная, коммуникативно-личностная, художественно-эстетическая, речевая.Цель: закрепить знания у детей о полевых цветах. Развивать чувство коллективизма, создать эмоциональное настроен...

Проект средней группы по теме: «Цветы. Комнатные растения»

Многие дети ежедневно видят цветы в своем доме, в детском саду, но ребята даже не догадываются как разнообразен мир растений. Дети не знают главные правила ухода за цветами, не знают и о пользе, котор...

Цветы ,комнатные растения

https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/02/06/konspekt_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx...