мастер класс "Флорариум -мини лаборатория природы"
план-конспект занятия по окружающему миру

Раджабова Зухра Алиевна

мастер класс "Флорариум -мини лаборатория природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.master_klass_florarium.docx197.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад с. Первомайское»  МР «Каякентский район»

МАСТЕР-КЛАСС

на муниципальный этап профессионального конкурса «Воспитатель года – 2023»

G:\ЗУХРА\воспитатель года Зухра\картинки\3194.970.jpg

Подготовила:

воспитатель Раджабова

Зухра Алиевна.

с.Первомайское, 2023г.


Мастер класс на тему: «Флорариум – мини лабаратория природы»

Цель: 

  • Расширение знания детей о мире растений, на примере  флорариума.
  • Расширение кругозора ребенка .
  • Формирование умения сопоставлять, сравнивать, выявлять закономерность и делать выводы.

Задачи:

  • Научить созданию своего собственного флорариума. Объяснить для чего необходим уголь, камни.
  • Закрепить знания детей по уходу и посадке растений.
  • Развивать познавательную активность, память, мышление, внимание, чувство ответственности.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям и желание выращивать их.

Словарная работа: флорариум.


Оборудование: контейнеры для флорариума,  грунт,  мелкие камешки, древесный уголь, цветной песок, декорация на заднюю стенку, мелкая цветная галька для декора, мох - разных видов, суккулент, хлорофитум.

             Дети – это маленькие исследователи и открыватели. Они стремятся как можно раньше познать окружающий мир. Поэтому взаимодействие с природой носит для них характер настоящего научно-естественного центра. Детям нравится рассматривать живые и неживые объекты природы, устанавливать причинно-следственные связи.

Природа обладает большими познавательными возможностями:

  • Расширяют кругозор ребенка
  • Формирует умение сопоставлять, сравнивать, выявлять закономерность и делать выводы

К сожалению сегодня, в связи с ростом городов и большого числа населения привело к тому что многие дети не имеют возможность общаться с природой, источником нравственного и познавательного развития личности.

Зачастую дети даже не имеют представления о явлениях природы, а ведь ребенку необходимо иметь возможность, самостоятельно открывать ее тайны.

В своей работе с детьми  по формированию экологических представлений, как метод исследований и наблюдений в природе я использую флорариум. Работу с ними можно сравнить с чтением невероятно увлекательной книги, где каждая глава — это новое открытие. Он позволяет формировать представление о взаимосвязи в природе, создавая флорариум мы получаем настоящую мини-лабораторию природы в группе.  Какие же взаимосвязи мы можем узнать, работая с флорариумом? Давайте спросим моих юных экологов.

Дети:

Ребенок 1:
Как называется процесс?

Вода верх полетела,

Да на стенках вдруг осела

Процесс этот не сенсация

А называется он…

(Конденсация)

Ребенок 2:

Капли наливаются

по стенкам вниз спускаются

какой чудесный поворот

вот вам воды…

(Круговорот)

Создание флорариумов, позволяет организовать экологически ориентированный вид деятельности в групповом помещении детского сада. Который способствует закреплению представления детей о мире природы, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями так необходимыми каждому ребенку.

Сегодня с участниками мастер-класса мы постараемся создать флорариумы, отражающие характерные особенности различных климатических зон. Для этого мы отправляемся в увлекательный эко тур. Авиабилеты уже на руках наших участников. Следите за объявлениями диспетчера, не опаздывайте на свой рейс и просьба сохранять билеты до конца поездки, так как они содержат важную информацию.

Диспетчер: Пассажиры рейса номер 1 до полупустыни приглашаются на посадку. Пассажиры рейса 2 до тропического леса - на посадку. И пассажиры рейса 3 отправляются в леса средней полосы России.

Поздравляю вас с благополучным прибытием, готовимся к работе, надеваем нарукавники и перчатки. Пока наши участники готовятся к работе, предлагаю ознакомиться с историей возникновения флорариумов.

Моряки первыми открыли, что растения можно транспортировать. Уважаемые участники к вам вопрос. Как вы думаете, как долго смогут существовать растения в подобных условиях. (Предлагают ответы) Хорошо, ответ на этот вопрос мы узнаем в конце нашего мастер-класса. А сейчас приступаем к работе по изготовлению флорариумов, соответствующих: тропической климатической зоне, умеренной климатической зоне и зоне полупустыни. Для этого нам понадобятся следующие инструменты или материалы, помогут вам технологическая карта, расположенная у вас на столах и мои юные экологи.

Первый этап: формируем дренаж, для этого посыпаем в емкость цветной кварцевый песок (можно и обычный). Дренаж у нас многоуровневый, следующий слой из более крупных камней. Ставить такую задачу я начинаю со среднего возраста, при этом активизируется навык сравнения по величине. Конечно, дети младшего дошкольного возраста еще не в состоянии сами воспроизвести весь технологический процесс создания флорариумов. А вот сбор природного материала на экологической тропе детского сада, является для них весьма познавательным и увлекательным занятием.

Дренаж сформирован, переходим к формированию естественной прослойки. Для этого мы используем опавшую листву или хвою. Тот природный материал, который находится у нас в ближнем окружении и доступен по сезону.

После того как естественная прослойка сформирована, переходим к формированию грунта, то есть почвы, переносим почву во флорариум. Интересен тот факт, что ученый посчитал что если разрушить слой почвы толщиной всего 1 см, то на его восстановление потребуется целых 1000 лет.

После того как слой почвы сформирован, время приступать к посадке растений, но характерных для данной тропической зоны. В тропических лесах это хлорофитум, в зоне умеренного климатического пояса это мхи и травы, в зоне полупустыни – суккуленты. На этом этапе с детьми проводится большая словарная работа и все названия растений пойдут в активный словарь ребенка при дальнейшей работе.

После того, как растения заняли почетное место в нашем флорариуме, мы переходим к самому интересному этапу - декорирование. Здесь каждый участник может осуществить свой творческий замысел и попробовать себя в качестве ландшафтного дизайнера. Пока участники реализуют свою задумку, хочется рассказать вам про интересный элемент во флорариуме. Это сосновая шишка, в данном случае она используется в умеренном климате, дело в том что сосновая шишка является природным гигрометром. По степени закрытия ее чешуек мы можем судить об уровне влажности в системе. Если чешуйки закрыты, значит влажность достаточная, если же открыты, то происходит утечка воды. Нужно открыть систему, произвести дополнительный полив и снова закрыть крышку.

Все участники попробовали себя в этом виде творчества, получилось очень красиво. После того как растения посажены переходим к самому ответственному этапу - полив. Здесь важно помнить, что полив нужно производить очень аккуратно, так как вода должна заполнить только дно сосуда. Излишний объем влаги, может привести к нарушению баланса и гибели растений. Чтобы отследить уровень полива, нам помогают прозрачные стенки. Мы видим, насколько вода заполняет емкость.

После того, как мы осуществили полив, время наши флорариумы подписать, указав на крышке автора, дату создания и плотно закрыть крышкой емкость.

На этом этапе наша работа заканчивается, перчатки и нарукавники можно снять. После создания флорариумов вытекает вполне закономерный вопрос: расположение в окружающем пространстве. Так как флорариумы содержат элементы живой природы, а главным источником энергии для них является солнце, то их нужно будет расположить на подоконнике, или на тумбочке рядом с окном, вблизи естественного источника освещения.

В старшем дошкольном возрасте использование флорариумов становится действенным методом, который позволяет формировать экологические представления дошкольников, обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об объектах природы, насыщает детскую жизнь новыми впечатлениями или так необходимыми знаниями каждому ребенку.

На этом наше путешествие завершается, возьмите, пожалуйста, ваши авиабилеты и флорариумы и подойдите ко мне.

Итак, осталось ответить на вопрос, сколько же будут существовать наши мини-лаборатории. Ответ: 59 лет на данный момент и это не предел. Почему? Потому что с сегодняшнего дня, начинается отсчет вашего рекорда. Спасибо за участие! Мне интересно какие вы впечатления привезли с нашего мастер-класса. Продолжите пожалуйста фразу с вашего авиабилета.

Фразы на билетах: 1. Теперь я могу…(например: создавать вот такую красоту, полюбоваться ею и подарить кому-либо)

2. Сегодня я узнала, что…

3. Мне сегодня запомнилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-лаборатория в детском саду

перечень необходимых материалов для мини - лаборатирии в детском саду...

"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"

1.  Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...

Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"

Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...