Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Антарктиде»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _konspekt_zanyatiya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе

«Путешествие по Антарктиде»

     

                                                                            Составила:воспитатель

Хакова З.Ф.

       

 

Надым, 2021г.

Тема: «Путешествие по Антарктиде»

Цель: формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей представление об особенностях природы Антарктиды;

- продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (полярные животные);

- расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся;

- знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов;

- формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;

Развивающие:

- развивать мышление, память;

Воспитательные:

- воспитывать ценностное отношение к Антарктиде, к ее флоре и фауне.

Активизация словаря: глобус, континент, море, океан, река, озеро, оперение, пингвин

Обогащение словаря: Антарктида, рацион, Поморник

Оборудование: Использование ИКТ, коробочки с обозначением «домиков», карточки с изображением животных, мяч, магнитная доска, маркеры, указка

Предварительная работа:

- с детьми: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение литературы, просмотр фильмов

- подготовка воспитателя: изучение методического пособия и дополнительной информации, подготовка презентации, написание конспекта, консультация с воспитателем, подготовка оборудования для игры, поиск информации

Ход занятия:

I.Вводная часть

- Ребята, сегодня мы с вами побудем летчиками и отправимся в путешествие на очень необычный континент, а чтобы узнать на какой, я предлагаю вам отгадать загадку:

«Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

Этот материк безлюден,

И пингвин здесь в роли гида.

Он готов поведать людям,

Как прекрасна…» (Антарктида)

Рассматривание глобуса. Беседа с детьми.

-Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом? (леса).

-А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).

-А что же белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды).

«Антарктида, Антарктида

Холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.»

-А как вы думаете, где находится Антарктида?

-Чем она отличается от других материков?

-А вы хотите побывать в Антарктиде?

- Ребята, встаньте по удобнее, чтобы друг другу не мешать. Предлагаю вам отправиться в путешествие, слушайте внимательно:

(включаю фрагмент из музыкальной игры «Летчики на аэродром»)

- Вот и приземлились, присаживайтесь на стулья (установка на посадку).

II.Основная часть

- Ребята, а живут ли в Антарктиде животные? Оказывается, живут. Давайте пройдемся по Антарктиде и посмотрим кого здесь встретим.

- Кто скажет, какая природа в Антарктиде? Тепло здесь или холодно и почему?

Холодно, потому что здесь много снега и льда

(Вечная мерзлота - это регионы планеты с особенными климатическими условиями, при которых температура верхнего слоя земной коры на протяжении всего года не подымается выше 0° C. Вечная мерзлота обычно встречается в районах мира с холодным климатом, где средняя годовая температура ниже точки замерзания воды.)

- Ребята, кажется я кого-то вижу. Послушайте что он про себя говорит, и догадайтесь кто же это:

1. «Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь – я …» (пингвин)

- Это животное – пингвин, но вот вопрос: кто он – рыба, птица или зверь?

- Посмотрите: пингвин охотится за рыбой и хорошо плавает. Может быть, это рыба?

- Пингвин толстый, с трудом передвигается по земле, как морж. Может, это морской зверь?

Дети сами должны предложить решение – найти отличительные признаки птиц: клюв, лапы, крылья. (На основе предлагаемого ниже материала воспитатель проводит беседу с детьми.)

- Правильно. Эти птицы очень интересные. Они хорошо ныряют и плавают, т.е. это водоплавающие птицы. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Почему они похожи на ласты?

- Какие же должны быть лапы у пингвинов? Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.

Второй секрет – оперение, которое не намокает, иначе вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб. Почему перья пингвинов не намокают? (Они покрыты жиром, как у гусей и уток.)

- Как вы думаете, чем питаются эти птицы? Для этого вам надо вспомнить, есть ли травоядные на Серверном полюсе.

- Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. В самый сильный мороз пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Потом отец пингвин берет яйцо и держит его, зажав его между лапами, прижимая к низу живота, не давая прикасаться к холодной ледяной земле. Так он будет стоять на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится не долго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправят в пингвиний «детский сад», где он будет находиться среди других малышей под присмотром взрослых пингвинов.

- Пока пингвинята в «детском саду», родители отправляются в море за пищей для малышей. В море пингвинов подстерегают опасные хищники: касатка и морской леопард (тюлень). Как спастись от них?

- Пингвины умеют не только быстро и проворно плавать. Они умеют, как пробка, вертикально выпрыгивать из воды на ледяной берег, уходя от преследования. Антарктида – самое холодное место на планете, но там живут такие интересные животные!

- Ребята, кого же я еще вижу, послушайте еще одну загадку и догадайтесь о ком я:

2. «В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?

 Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день. С легкостью!

Ведь он - …» (тюлень)

- Как вы догадались?

- Тюлень Уэдделла – не только самый южный зверь, но еще и одно из самых милых животных. Миловидными мордашками этих большеглазых млекопитающих можно любоваться часами. Тюлень заселяет все побережье Антарктиды, численность его оценивается примерно в миллион особей. Это животное – прекрасный ныряльщик. Взрослый тюлень способен задерживать дыхание на целый час и способен добывать себе пропитание на глубине в 800 метров. Тюлени плавают не хуже рыб, на которых охотятся. Питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками.

Физминутка

«Антарктида – белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх, шире, ниже,

Поверти – ка головой,

А теперь глаза закрой.

Помечтаем о пингвинах,

О холодных белых льдинах!

О тюленях, о китах,

О суровых холодах!»

- Кто же еще здесь живет?

3. «Мы – животные морские, для китов – опасней гроз: плавники у нас такие, что острее острых кос.» (касатка)

Косатки — не рыбы. Это морские животные, крупнейшие из дельфинов. Их великолепные обтекаемые тела достигают десятиметровой длины. Правда, только у самцов, самки чуть поменьше — не более восьми метров. От прочих дельфинов косаток отличают не только размеры, но и главное их украшение — огромный спинной плавник. Выступая над поверхностью воды на полтора, а то и на два метра, он выглядит как коса, рассекающая океанские волны. За этот плавник косатки и получили свое русское название.

Как и все дельфины, косатки активно обмениваются звуковыми сигналами. У каждой семьи свой особый «диалект», на котором косатки общаются друг с другом, и который непонятен другим семьям, но есть и общие для любой стаи сигналы. Благодаря им косатки общаются, когда несколько семей объединяются в суперстаю для совместной охоты или свадеб. Примечательно, что кроме людей только дельфины, к которым относятся и косатки, умеют придумывать новые слова и передавать их по наследству.

Они употребляют в пищу: рыбу, головоногих моллюсков, морских млекопитающих. Когда пищи достаточно, то косатка мирно уживается с другими китообразными.

4. «Жаль, не очень много птах в антарктических морях! Вот поморник,

выгнув спину отдохнуть присел на льдину.»

Обычный или средний поморник принадлежит к семейству поморниковых. Это птица северная, для своего гнездования выбирает места в арктической тундре, которая располагается возле Северного Ледовитого Океана, вдоль его берегов.

Длина тела среднего поморника достигает 78 см, а размах крыльев доходит до 127 см. При этом, весит птица чуть меньше килограмма. Интересно, что птица поморник совсем не «говорун», не любит он зря кричать. Однако, в его арсенале имеется довольно много оттенков голоса.

Больших компаний поморник не любит. Он предпочитает вести одиночный образ жизни. А еще эта птица не слишком обеспокоена правильным поведением – поморник не всегда охотится сам, очень часто он просто отбирает добычу у другой птицы.

- Дидактическая игра «Природа и человек»

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

5. «Рано утром в поднебесье, гордо реет буревестник. Он несётся над волнами, словно правит небесами».

Морские птицы буревестники отличаются от других птиц тем, что умело движутся по поверхности воды. Самые маленькие птицы в длину составляют до 25 см, их размах крыльев около 60 см, а вес до 200 г. Существуют даже гигантские буревестники, которые по величине приближаются к альбатросам. Длина их тела достигает 1 м, размах крыльев около 2 м и масса до 5 кг. Рацион буревестника состоит из маленькой рыбы, моллюсков, ракообразных. Больше всего птица любит лакомиться сельдью, шпротами, сардинами, каракатицами.

Охотится буревестник, в основном, по ночам, когда его добыча всплывает в верхние слои воды. При этом птица сначала внимательно высматривает мелкую рыбку, после чего резко ныряет за ней в воду. Максимально буревестники могут погружаться на 6-8 м. Клювом они процеживают морскую воду, оставляя съедобный остаток. Гнезда у каждого вида разные. Часто родители в качестве гнезда выкапывают нору от 1 до 2 м глубиной. Затем самка откладывает одно яйцо, которое по очереди насиживают оба партнера в течение 50-60 дней. Первые недели после появления птенца на свет он требует тщательной родительской заботы. Обычно самец и самка остаются с птенцом около 2 месяцев, после чего улетают.

Продолжительность жизни буревестников – до 30 лет.

- Дидактическая игра «Правда или нет»

- Давайте поиграем в игру. Я буду, говорить предложения, а вы отгадывайте: правда, это или нет. (раздаю детям карточки и объясняю что каждая обозначает)

Слушайте внимательно, буду вас путать.

Воспитатель:

1. Пингвины питаются рыбой (да)

2. Морской лев живет в Африке (нет)

3. У пингвинов очень красивая и блестящая шерсть (нет)

4. Морские леопарды охотятся на пингвинов, главное оружие их острые и мощные клыки (да)

5. Касатка, это такая птица, которая питается рыбой (нет)

6. Синий кит, хоть и обитает в море, но он вовсе не рыба, а зверь- млекопитающее. (да)

7. Буревестник, это такой маленький зверек с белой пушистой шерстью. (нет)

-Вот и подошло наше путешествие к концу. Встаньте со стульчиков и расположитесь так, чтобы друг другу не мешать.

(Включаю фрагмент из музыкальной игры «Летчики на аэродром»)

III.Заключительная часть.

- Ребята, кем мы сегодня были? А куда летали?

- Какая там природа?

- Каких животных и птиц мы там встретили?

- Чего нового вы узнали?

- Понравилось ли вам путешествие? Чем и почему?

- Давайте придумаем герб для Антарктиды так же, как мы это делали для других континентов. Только помните – герб должен рассказать об этом континенте самое важное. Вспомните, что отличает Антарктиду. (Летчиками и летали на Антарктиду. Холодная, снежная, морозная и т.д. Пингвины, тюлени,  и т.д. Дети называют основные отличия, а воспитатель зарисовывает их в герб. Важно, чтобы это сделали сами дети, объяснив свой выбор.)

Литература.

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.

2.Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.

3.Хабарова, Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в старшей группе «Путешествие по временам года»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию  в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Цль:   расширяем знания о частях суток и о временах годаЗадачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира;2) активизировать познавательную и речевую деятельность детей;3) развивать умения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН    Конспект непосредственной образова...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие к королеве Математики».

Вовлекать детей в содержательную, активную и развивающую деятельность, углубляя их представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в Город Мастеров"

В конспекте НОД обозначены цель, задачи, интеграция образовательных областей , предварительная работа, ожидаемые результаты. Данная НОД - итог 2х месячного проекта "Профессии моего города" ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Цель: закрепление знаний детей о русских народных и авторских сказках, их героях; обогащение сенсорного опыта, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов.Задачи:-учить детей уз...