Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) История создания автомобиля
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Козодаева Татьяна Вячеславовна

Поисково-исследовательская деятельность включает в себя такой тип исследования, как путешествие по реке времени. Данное занятие об истории создания автомобиля от прошлого к настоящему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sozdaniya_avtomobilya.docx721.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области

Конспект ООД

 по образовательной области «Познавательное развитие»

(для групп детей общеразвивающей направленности  возрасте

от 6 до 7 лет)

История создания автомобиля

Воспитатель: Козодаева Т.В.

г. Котовск

Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения.

Программные задачи:

1. Рассмотреть предпосылки возникновения автомобиля, его изменения за время существования.

2. Формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии.

3. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.

Оборудование: наборы иллюстраций по истории транспорта, загадки о транспорте, мультимедийный проектор, презентация, коробка с машиной, таблица пятиэкранка  «системный оператор» (ТРИЗ), методическое пособие «Река времени».

Методы повышения познавательной активности:

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Сравнение.

• Метод вопросов.

• Решение логических задач.

Методы повышения эмоциональной активности

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Сюрпризный момент.

• Элементы творчества и новизны.

Методы обучения и развития творчества

• Эмоциональная насыщенность.

• Мотивирование детской деятельности.

• Исследование предметов и их функций (обследование).

• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).

• Игровые приемы.

• Неясные знания (догадки).

• Предположения (гипотезы).

Использование образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, смена видов деятельности, элементы музыкотерапии и арттерапии.

Личностно-ориентированная технология с опорой на личный опыт детей и личное информационное пространство.

Интерактивная технология с включением беседы, дискуссии, практическая работа с обсуждением, решение творческих задач, просмотр и обсуждение презентации.

Социоигровые технологии: деление на группы в соответствии с личными симпатиями, действие сообща в соответствии с поставленной задачей.

Компьютерные технологии при просмотре презентации.

Проблемный вопрос: как появился автомобиль?

Гипотеза:автомобиль создал человек для передвижения и перевозки груза.

Ход занятия

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и  улыбнемся.

- У вас хорошее настроение? Вы готовы к новым открытиям и исследованиям? (Ответы детей)

Воспитатель показывает детям коробку, крепко перевязанную ленточкой. Дети с воспитателем стоят у мольберта.

- Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что лежит в этой коробке. Я загадаю вам об этом загадку. А ленточкой она завязана, потому что отгадка у моей загадки быстрая, шустрая, умчится быстрее ветра, и не догонишь её.

Послушайте загадку:

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит... (автомобиль).

- Верно, это машина – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах  можно увидеть различные марки автомобилей.  Какие марки автомобилей вы знаете?

-Плохо было бы человеку без машин. Для чего нужна машина?  (ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.) А в далёком прошлом не было автомобилей, человек не знал что это такое. Как же появился автомобиль? (Предположения детей.) Сегодня  мы с вами будем учёными исследователями и узнаем, как появился автомобиль.I:\статья\DSC_0127 - копия.JPG

Работа с пятиэкранкой

-А поможет нам в этом вот этот лифт (показывает пятиэкранку).

Но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – ещё и в стороны. Давайте покатаем на этом лифте автомобиль (помещает в середину изображение автомобиля); если поехать вниз, узнаешь части, из которых состоишь; если вверх – места, где можешь быть; если назад – узнаешь прошлое, вперед – будущее.

Сначала поедем вверх. Где чаще всего мы можем встретить автомобиль?  (на улице, на дороге)

(вывешивает картинку с изображением улицы города)

- Какие правила должен знать пешеход? (Ответы детей)

- А теперь пора двигаться вниз по волшебному лифту. Из каких частей состоит автомобиль? (Ответы детей)

Игра «Назови часть целого»

Путешествие в прошлое

- Наш волшебный лифт поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля.

-Как в  прошлом передвигался человек? (Пешком , верхом на лошади)

-Ребята, закройте глаза, сейчас мы перенесемся из настоящего в прошлое, когда человек ещё не придумал автомобиль. (Звук машины времени)

Рассказ воспитателя о предпосылках создания автомобиля и об изобретении первых автомобилей.

Слайд 1,2,3. Мы оказались с вами в глубокой древности. Скажите, вы знаете, как  жил первобытный человек? ( Ответы детей)

Давным-давно в древности  первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги.  Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно  было ему соревноваться с животными в беге.

Слайд 4. Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом.

Слайд 5. Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал?   КОЛЕСО -  великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

Слайд6. Люди стали делать повозки на колёсах.  В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах.

Прошло много лет, но  весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс?

Физкультминутка с обручем.

I:\статья\DSC_0132.JPG

Обруч имеет такую же форму как колесо, может катиться.
Предлагаю вам посоревноваться. Вы должны пробежать до кубика и вернуться, катая обруч.

-  Молодцы ребята, продолжим наше путешествие.

Слайд 7,8.  Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах.  В кареты запрягали не одну, а  несколько лошадей.

Слайд 9. Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей.

Слайд10. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было  удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.

Слайд11.Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки».  Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель,  мотор)

Первый автомобиль  с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль.

Слайд 12.

Первый автомобиль с бензиновым двигателем

Слайд 13,14.

Генри Форд - первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль(1908 г).

I:\статья\DSC_0136 - копия.JPG

Слайд 15,16.

-Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах  лошадей с повозками.  Началось время автомобилей.

Игра «Найти сходства и отличия»

Воспитатель показывает две картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиль. Что общего? В чем отличие?

- Ребята понравилось вам путешествие в прошлое? Пора возвращаться в наше время.

Закройте глаза, мы возвращаемся. Звук машины времени.

Слайд17,18.

 -Ребята, мы с вами вернулись в наше время.

-  В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины,  удобные и скоростные, с хорошей проходимостью  и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, (спросить детей, что ещё есть в современных машинах) подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо?

Игра «Хорошо-плохо»

Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть  хорошее и плохое.  Автомобиль – это хорошо, почему?  (Хорошо:  автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти  в нужное место, в нём тепло, уютно.) Автомобиль – это плохо. Почему? ( Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.)

Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше.

Путешествие в будущее

-Наш лифт поехал вправо, нам пора поговорить о будущем автомобиля. Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего? Давайте пофантазируем.

 (Ответы детей. Воспитатель размещает фото автомобиля будущего.)

 Слайды 19-26.

Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях,   от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут  ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие  автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на  выставках, они проходят первые испытания.  Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он -  друг и помощник человека.

Игра  «Пазлы»

Составить из частей автомобиль будущего. I:\статья\DSC_0140 - копия.JPG

Игра «Река времени»

-Вы очень много узнали об истории создания автомобиля, предлагаю вам заключительную игру «Река времени».  Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени» что было сначала, что потом. (Дети выполняют задание.) Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше.

C:\Users\Марина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1100599 - копия.jpg

Рефлексия

- Ребята понравилось вам путешествие? Что нового интересного вы узнали? Как появился автомобиль? Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах?  (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль)  

-Ребята, я предлагаю дома подумать и нарисовать  свой автомобиль будущего и рассказать нам о нём в следующий раз.

Информационные источники

http://autoutro.ru/review/2009/04/23/avtomobili-budushhego-samyye-neobychnyye-izobreteniya-uchenyh/

http://www.maam.ru/detskijsad/nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-puteshestvie-v-proshloe-i-budusche-avtomobilja.html

«Познавательно-исследовательская  деятельность старших дошкольников» - Автор – составитель: Ольга Владимировна Ягунова, воспитатель МДОУ № 52, Полысаево, 2010 г.

«Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» - автор Короткова Н. А., Линка-Пресс, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» подготовительная группа тема: «Дорогою добра»

На этом занятии мы поговорим об особых людях и о том, как можно помочь им в преодолении трудностей. Ребята познакомятся с такими понятиями, как «люди с инвалидностью», «пандус», «паралимпийские игры»,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»

1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «А» общеразвивающей направленности для детей 2- 3 лет Тема: «Поможем кошечке и собачке»

Учить воспринимать геометрические формы (круг, квадрат) независимо от цвета, величины.Закрепить названия основных цветов.Развивать умение использовать в речи выражения со словами: «такая же».Воспитыва...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) Вулкан

Знакомство с природным явлением вулканом. Данный материал сопровождается презентацией и демонстрацией опыта....

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) Красная книга

На данном занятии ребята узнают что такое красная книга, об исчезающих животных, причине их исчезновения, о заповеднике....

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 5 до 6 лет) "Ловим эектричество"

В качестве основного вида поисковой деятельности детей дошкольного возраста является деятельность экспериментирования. Непосредственный контакт ребенка с предметами, элементарные опыты позволяют позна...