Конспект занятия «Земля – наш общий дом»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Баева Ксения Анатольевна

 

Цель: Закрепить представления детей о планете «Земля», о природном окружении.

 

Задачи:

Образовательные: Расширять  объем словаря, диалогическую  речь, речемыслительную  деятельность. Закреплять  знания о птицах и о диких животных, их жизни и деятельности в разные времена года, знания о деревьях, цветах, насекомых, домашних животных, овощах и фруктах, знания детей  об экологии Земли, умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между природными явлениями.

Развивающие: Развивать  наблюдательность, память, мышление, речь, восприятие, навыки совместной деятельности. Совершенствовать технические навыки к нетрадиционным формам изображения.

Воспитывающие: Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природе; уважение к ровесникам. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

 

Интеграция  образовательных  областей:

ОО «Речевое  развитие»: совершенствовать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты  с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе знаний о ближайщем окружении.

ОО «Социально- коммуникативное развитие»: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Формировать  дружеские взаимоотношения между детьми; привычки сообща трудиться, заниматься, умение самостоятельно находить  общие интересные занятия. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

ОО  «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной  деятельности (физ. минутки). Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Методические приемы:

Словесный: Игровая ситуация, вопросно-ответная  беседа, игра «Времена года», игра «Летает, едет, плавает», игра «Да- нет», загадки, игра «Что не так»,  индивидуальная работа с перфокартами,  игра «Береги природу». самоанализ, итог.

Наглядный: работа с карточками и перфокартами.

Практический: рисование планеты «Земля», самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использования ТСО.

 

Используемые формы организации познавательной и продуктивной деятельности детей: на занятии используется подгрупповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

 

Словарная работа: логово, хатка, земной шар, глобус.

 

Индивидуальная работа:

ОО «Речевое развитие»:  беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, беседы о планете Земля.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: закрепление выполнения правил дидактических игр, представлений о растениях и животных ближайщего окружения: «Кто где живет?», «С какого дерева лист?» и др.

ОО «Познавательное развитие»: беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, целевые прогулки вокруг детского сада и в парк.

ОО «Физическое развитие»:  проведение физкультминуток, подвижных игр, пальчиковой и дыхательной  гимнастике.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание иллюстрации «Времена года», закрепление навыков работы с гуашью и мятой бумагой, рассматривание глобуса.

 

Предварительная работа:

ОО «Речевое развитие»: обогащение речи детей  прилагательными характеризующими свойства и качество предметов. Совершенствование умения согласовывать существительные с прилагательными. Чтение произведений А.С.Пушкина, А.К.Толстого, заучивание пословиц о природе, отгадывание загадок, разучивание стихов, беседа о животных.

ОО «Социально- коммуникативное»:  организация  дидактических игр, закрепление умений выполнять правила игры. Воспитание творческой самостоятельности. Развлечение «В гостях у леса», «Лесной концерт».

ОО «Познавательное развитие»:  наблюдение за природой, животными и насекомыми на прогулках. Рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры- «Времена года», «Прилетели птицы», «Доскажи слово», «Назови детенышей», «Кто  где живёт»; загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе, беседы.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»:.Развитие чувства формы, цвета, пропорции, развитие декоративного творчества детей. Рассматривание репродукций в книгах, иллюстраций о природе и планете Земля. Прослушивание музыкальных произведений.

         ОО «Физическое развитие»:  проведение физкультминуток, подвижных игр,               пальчиковой и дыхательной  гимнастики.

 

Материалы и оборудование.

Демонстрационный: карточки  из альбома «Береги живое»,   карточки из альбома «Времена года», картинки диких животных, птиц; картинки воздушного, наземного и водного транспорта; песня  «Голубой  вагон», фонограмма «Птичьи голоса»; модель автобуса, елки и деревья (для интерьера, магнитная доска, медали.

      Раздаточный: перфокарты «Перелётные и зимующие птицы»,  карточки  «Дикие животные», фуражка  машиниста, карточки «Правила поведения в природе», листы бумаги , гуашь.

 

Место проведения: Групповое помещение.

                                                     

Ход  НООД:

        Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на занятие. Давайте поздороваемся.   

- Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

 

- Игра «Времена  года» (в кругу с мячом)

- Какое сейчас время года? (весна, лето, осень, зима)

- С какого месяца начинается весна?

- Какой сейчас месяц?

-Игра «Кто знает, тот дальше называет» (с мячом).

(Воспитатель  начинает  игру:  я знаю  5 названий  деревьев,  насекомых,  домашних  животных,  фруктов,  овощей.   По очереди бросает  мяч  детям, они  продолжают называть).

- Молодцы, справились все.

Нас сегодня ждет увлекательное путешествие. А чтобы узнать на чём мы поедем отгадайте загадку:

Он по рельсам быстро мчал-

Шпалы все пересчитал (поезд)

- Молодцы

- Мы поедем на поезде в лес. (Дети идут по кругу с движением рук и звукопроизношением «Чух- чух». Дети садятся на стулья.)

Воспитатель: мы приехали в лес.

- Но прежде чем продолжить своё путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Игра «Да - нет» (карточки «Правила поведения в лесу)

- Лес- это дом для животных, насекомых и птиц, а человек- гость в этом доме.

-Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Работа со знаками. (Надо кормить  птиц. Запрещается рвать редкие цветы, уносить животных домой, разорять гнезда, муравейники, слушать громкую музыку, ломать ветки, мусорить.  Разрешается дышать  свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством леса, ходить по тропинкам.)

- А кто в этом лесу живёт, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.

 

-Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

 

-Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

 

-Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (Заяц)

 

-В одежде богатой, а сам слеповатый.

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

 

Воспитатель: Молодцы. Правильно все отгадали.

-Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (дикие)

- А почему они так называются? (живут в лесу)

- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть ещё одно задание, оно называется «Что не так». Найдите ошибку, скажите правильно.

- У волка – лисята. Они живут в логове.

- У лисы – медвежата. Они живут в норе.

- У ежа – бельчата. Они живут в норке.

- Молодцы, вот мы с вами и справились. Медведи просыпаются после зимней спячки, появляется потомство, прилетают птицы. Откуда они прилетают? (из теплых стран)

- Как называют этих птиц? (перелетные птицы)

Индивидуальна работа с перфокартами.

Задание: зимующих птиц посадить на кормушки, а перелётных - в скворечник.

Дети выполняют задание самостоятельно, а воспитатель контролирует.

 

Игра «Береги природу»

На доске предметные картинки: лес, вода, солнце, муха, медведь, скворец, луна.

Воспитатель убирает одну из картинок, что произойдет с оставшимися животными или объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, растениями.

 

        - Мы с вами поняли, что «Земля» - это наш общий дом, который надо беречь и защищать, чтобы всем жилось в нем хорошо.

Рисование мятой бумагой  планеты «Земля»

- Давайте нарисуем нашу планету Земля  мятой  бумагой, гуашью.

Предложить нарисовать круглый земной шар в виде глобуса, обозначая цветом океаны (синий), горы (коричневый), леса (зеленый) 

Пальчиковая гимнастика. 

-  Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).  

(Дети начинают работу за столами).  

- Вы хорошо постарались, многому научились, молодцы!

В конце занятия предложить сделать галерею из рисунков, полюбоваться, обсудить.

Самоанализ детьми полученных работ.

Итог:

- Наше путешествие подходит к концу, вам понравилась наша прогулка?

-Какие задания вы выполняли? Какое задание вам показалось сложным?

Рефлексия. 

«Береза».

 На доске нарисована береза. Детям раздаются нарисованные листики двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают листья на березу: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение

«Сердечко».

   Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовал…

- Сегодня меня огорчил…

(Награждение медалями).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

                                                     КОНСПЕКТ

итоговой непосредственно

организованной образовательной деятельности

по образовательным областям:

«Познавательное развитие»

(ознакомление с миром природы),

«Художественно – эстетическое развитие» (рисование)

«Земля – наш общий дом»

 (для детей старшей группы)

                      Подготовила и провела:                                                 воспитатель

                              высшей квалификационной

                       категории Баева К.А.

Саранск- 2023

Цель: Закрепить представления детей о планете «Земля», о природном окружении.

Задачи:

Образовательные: Расширять  объем словаря, диалогическую  речь, речемыслительную  деятельность. Закреплять  знания о птицах и о диких животных, их жизни и деятельности в разные времена года, знания о деревьях, цветах, насекомых, домашних животных, овощах и фруктах, знания детей  об экологии Земли, умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между природными явлениями.

Развивающие: Развивать  наблюдательность, память, мышление, речь, восприятие, навыки совместной деятельности. Совершенствовать технические навыки к нетрадиционным формам изображения.

Воспитывающие: Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к окружающему миру, родной природе; уважение к ровесникам. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Интеграция  образовательных  областей:

ОО «Речевое  развитие»: совершенствовать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты  с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе знаний о ближайщем окружении.

ОО «Социально- коммуникативное развитие»: развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Формировать  дружеские взаимоотношения между детьми; привычки сообща трудиться, заниматься, умение самостоятельно находить  общие интересные занятия. Формировать бережное отношение к природе. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

ОО  «Физическое развитие»: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной  деятельности (физ. минутки). Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Методические приемы:

Словесный: Игровая ситуация, вопросно-ответная  беседа, игра «Времена года», игра «Летает, едет, плавает», игра «Да- нет», загадки, игра «Что не так»,  индивидуальная работа с перфокартами,  игра «Береги природу». самоанализ, итог.

Наглядный: работа с карточками и перфокартами.

Практический: рисование планеты «Земля», самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использования ТСО.

Используемые формы организации познавательной и продуктивной деятельности детей: на занятии используется подгрупповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Словарная работа: логово, хатка, земной шар, глобус.

Индивидуальная работа:

ОО «Речевое развитие»:  беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, беседы о планете Земля.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»: закрепление выполнения правил дидактических игр, представлений о растениях и животных ближайщего окружения: «Кто где живет?», «С какого дерева лист?» и др.

ОО «Познавательное развитие»: беседа о приметах разных времен года, отгадывание загадок, оставление описательных рассказов по сюжетным картинкам, целевые прогулки вокруг детского сада и в парк.

ОО «Физическое развитие»:  проведение физкультминуток, подвижных игр, пальчиковой и дыхательной  гимнастике.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: рассматривание иллюстрации «Времена года», закрепление навыков работы с гуашью и мятой бумагой, рассматривание глобуса.

Предварительная работа:

ОО «Речевое развитие»: обогащение речи детей  прилагательными характеризующими свойства и качество предметов. Совершенствование умения согласовывать существительные с прилагательными. Чтение произведений А.С.Пушкина, А.К.Толстого, заучивание пословиц о природе, отгадывание загадок, разучивание стихов, беседа о животных.

ОО «Социально- коммуникативное»:  организация  дидактических игр, закрепление умений выполнять правила игры. Воспитание творческой самостоятельности. Развлечение «В гостях у леса», «Лесной концерт».

ОО «Познавательное развитие»:  наблюдение за природой, животными и насекомыми на прогулках. Рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры- «Времена года», «Прилетели птицы», «Доскажи слово», «Назови детенышей», «Кто  где живёт»; загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе, беседы.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»:.Развитие чувства формы, цвета, пропорции, развитие декоративного творчества детей. Рассматривание репродукций в книгах, иллюстраций о природе и планете Земля. Прослушивание музыкальных произведений.

           ОО «Физическое развитие»:  проведение физкультминуток, подвижных игр,               пальчиковой и дыхательной  гимнастики.

 

Материалы и оборудование.

Демонстрационный: карточки  из альбома «Береги живое»,   карточки из альбома «Времена года», картинки диких животных, птиц; картинки воздушного, наземного и водного транспорта; песня  «Голубой  вагон», фонограмма «Птичьи голоса»; модель автобуса, елки и деревья (для интерьера, магнитная доска, медали.

            Раздаточный: перфокарты «Перелётные и зимующие птицы»,  карточки  «Дикие животные», фуражка  машиниста, карточки «Правила поведения в природе», листы бумаги , гуашь.

Место проведения: Групповое помещение.

                                                     

Ход  НООД:

           Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на занятие. Давайте поздороваемся.    

- Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

- Игра «Времена  года» (в кругу с мячом)

- Какое сейчас время года? (весна, лето, осень, зима)

- С какого месяца начинается весна?

- Какой сейчас месяц?

-Игра «Кто знает, тот дальше называет» (с мячом).

(Воспитатель  начинает  игру:  я знаю  5 названий  деревьев,  насекомых,  домашних  животных,  фруктов,  овощей.   По очереди бросает  мяч  детям, они  продолжают называть).

- Молодцы, справились все.

Нас сегодня ждет увлекательное путешествие. А чтобы узнать на чём мы поедем отгадайте загадку:

Он по рельсам быстро мчал-

Шпалы все пересчитал (поезд)

- Молодцы

- Мы поедем на поезде в лес. (Дети идут по кругу с движением рук и звукопроизношением «Чух- чух». Дети садятся на стулья.)

Воспитатель: мы приехали в лес.

- Но прежде чем продолжить своё путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Игра «Да - нет» (карточки «Правила поведения в лесу)

- Лес- это дом для животных, насекомых и птиц, а человек- гость в этом доме.

-Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Работа со знаками. (Надо кормить  птиц. Запрещается рвать редкие цветы, уносить животных домой, разорять гнезда, муравейники, слушать громкую музыку, ломать ветки, мусорить.  Разрешается дышать  свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством леса, ходить по тропинкам.)

- А кто в этом лесу живёт, мы сейчас узнаем, отгадав загадки.

-Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

-Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

-Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (Заяц)

-В одежде богатой, а сам слеповатый.

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

Воспитатель: Молодцы. Правильно все отгадали.

-Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (дикие) 

- А почему они так называются? (живут в лесу)

- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть ещё одно задание, оно называется «Что не так». Найдите ошибку, скажите правильно.

- У волка – лисята. Они живут в логове.

- У лисы – медвежата. Они живут в норе.

- У ежа – бельчата. Они живут в норке.

- Молодцы, вот мы с вами и справились. Медведи просыпаются после зимней спячки, появляется потомство, прилетают птицы. Откуда они прилетают? (из теплых стран)

- Как называют этих птиц? (перелетные птицы)

Индивидуальна работа с перфокартами.

Задание: зимующих птиц посадить на кормушки, а перелётных - в скворечник.

Дети выполняют задание самостоятельно, а воспитатель контролирует.

Игра «Береги природу»

На доске предметные картинки: лес, вода, солнце, муха, медведь, скворец, луна.

Воспитатель убирает одну из картинок, что произойдет с оставшимися животными или объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, растениями.

        - Мы с вами поняли, что «Земля» - это наш общий дом, который надо беречь и защищать, чтобы всем жилось в нем хорошо.

Рисование мятой бумагой  планеты «Земля»

- Давайте нарисуем нашу планету Земля  мятой  бумагой, гуашью.

Предложить нарисовать круглый земной шар в виде глобуса, обозначая цветом океаны (синий), горы (коричневый), леса (зеленый) 

Пальчиковая гимнастика. 

-  Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).
  

(Дети начинают работу за столами).  

- Вы хорошо постарались, многому научились, молодцы!

В конце занятия предложить сделать галерею из рисунков, полюбоваться, обсудить.

Самоанализ детьми полученных работ.

Итог:

- Наше путешествие подходит к концу, вам понравилась наша прогулка?

-Какие задания вы выполняли? Какое задание вам показалось сложным?

Рефлексия.  

«Береза».

 На доске нарисована береза. Детям раздаются нарисованные листики двух цветов – желтые и зелёные. Они приклеивают листья на березу: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – не справился с заданием, у меня грустное настроение

«Сердечко».

   Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовал…

- Сегодня меня огорчил…

(Награждение медалями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Земля - наш общий дом"

Рассказ ханта об истории возникновения планеты....

Конспект занятия "Земля - наш общий дом"

Конспект занятия  по формированию целостной картины мира и расширение кругозора через использование ИКТ в образовательном процесс в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»...

Конспект занятия: «Земля – наш общий дом»

Конспект занятияТема: «Земля – наш общий дом»Цели занятия:Расширить представления детей о республике, в которой они живут;Познакомить детей с государственной символикой Развивать и обогащать речь дете...

Конспект занятия «Земля — наш общий дом»

Задачи:- расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;- закрепить понятие, что мы – люди – явля...

конспект занятия "Земля - наш общий дом"

Конспект НОД "Земля - наш общий дом"...

конспект занятия " Земля - наш общий дом"

конспект занятия " Земля наш общий дом"...

Конспект занятия "Земля - наш общий дом"

Возраст: подготовительная к школе группаЦель: формирование экологической культры дошкольников...