«Квест –технологии в экологическом воспитании дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Щербина Любовь Александровна

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема заседания ГМО №4 ««Использование квест-технологии в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития познавательной инициативы дошкольников».

Тема предоставленного опыта «Квест –технологии в экологическом воспитании дошкольников»

Щербина Любовь Александровна

воспитатель

(первая квалификационная категория)

МБДОУ «ДС «Северная сказка»

г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.

31.03.2023

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, потому что игра – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и другие.

Игровой мир настолько богат и разнообразен, что создать полную классификацию его жанров пока никому не удалось. Тем не менее, одна из разновидностей игр под названием «квест» пользуется большой популярностью и привлекает многих любителей приключений.

Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений. Что же это за игра? В чем ее суть и чем она полезна?

Квест - это увлекательная приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.

Квест – это командная игра. Идея игры проста - команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. После каждой игры ребенок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует, прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом-наставником. (слайд 3)

 В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство Задания могут быть самые разными по своему содержанию и наполнению: творческими, активными, интеллектуальными и т.п. (слайд 4)

Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью.

Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

-Образовательные  - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

-Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

-Воспитательные - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы. (слайд 5)

При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:

  1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
  2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
  3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
  4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
  5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
  6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи. (слайд 6)

При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:

  • Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
  • Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);
  • Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными). (слайд 7)

Квест – как образовательная технология выстраивается по определённой модели (алгоритм действий):

  1.  Постановка задачи, проблема.
  2. Игровой замысел.
  3. Правила.
  4.  Наличие педагога-наставника.
  5. Задания-подсказки. 
  6. Конечный результат. (слайд 8)

Обязательно должны быть сценарий, игровой замысел, «легенда», понятная детям. Содержание игры зависит от целевой направленности и задач образовательной программы.

Задания для детского квеста могут быть самыми разными:

  • Загадки.
  • Ребусы.
  • Игры.
  • Пазлы.
  • Игры с песком, водой.
  • Творческие задания.
  • Опыты.
  • Лабиринты.
  • Эстафеты.

Варианты квеста:

  • по запискам;
  • лабиринт;
  • квест-комната.
  • Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать)
  • «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
  • Карта (схематическое изображение маршрута);
  • «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники) (слайд 9)

Темы квестов могут быть самыми различными:

  1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
  2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма).
  3.  Познавательные по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб. Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «В гостях у Феи Природы».
  4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от клоуна ».
  5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему)
  6. Физкультурные праздники.

Образовательная деятельность в форме квест-игры – отличная возможность для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Любой квест требует тщательной подготовки педагога. 

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:

 1. Разработать сценарий

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий.

3. Подготовить музыкальное сопровождение.

4. Разработать презентацию для вступительной части.

5. Оформить наглядные материалы ( «карты» ).

6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.

7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

При  подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

 1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.  (слайд 10)

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которая представлена на слайде. (слайд 11)

  Квест-игра идеально подходит для решения задач по формированию экологической культуры, экологического сознания дошкольника.

Такие квест-игры широко используют в работе с детьми педагоги нашего детского сада. В этом году с воспитанниками старшей группы были организованы квесты «Эколята - помощники природы», «Зимующие птицы», «Волшебная капелька».

В квесте «Эколята – помощники природы» ребята, следуя разработанному маршруту, преодолевая препятствия, закрепили правила безопасного поведения в природе, расширили знания об обитателях леса, умение охранять природу и оказывать посильную помощь в охране окружающей среды.

Квест «Зимующие птицы». Участники двигались по указанному маршруту и выполняли здания, т.е. отгадывали загадки, ответ на которые и было то место, куда надо последовать.

 Такие мероприятия способствуют созданию положительных эмоциональных переживаний детей в совместной деятельности. У ребят формируется стремление проявлять заботу о животных, бережное отношение к растительному миру, пробуждается желание участвовать в охране окружающей среды.

Участниками квест-игры «Волшебная капелька» стали дети 22 марта.  Действие квеста происходило в экологическом кабинете, где воспитанники, выполняя задания злого волшебника, проводили разные эксперименты с водой. За успешно выполненное задание воспитанники получали жетоны, и расколдовали гейзер, который был заколдован злым волшебником.

  В каждом квесте обязательно должна быть цель, ведь без неё не будет мотивации, и соответственно не будет достигнута сама цель игры. Лучше всего озвучить ее в начале игры. Кроме того, необходима награда. Наградой может служить как медалька из картона, так и ручка, магнит, игрушка и т. п. Можно намекнуть, что у победителей есть возможность получить ценный подарок. 

Квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения.  А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, как это было в последнем квесте укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Образовательная деятельность в формате квест - игры  является отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Список литературы:

1. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование проектной технологии в экологическом воспитании дошкольников

В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость  использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий,  интегрирова...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

квест игры по экологическому воспитанию дошкольников

квест-игра является новой интересной и познавательной формой экологического воспитания. С помощью квест-игры дети получают экологические знания, умения и навыки, а также учатся выстраивать партнёрские...

Презентация «Квест-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Экологическая квест-игра «Путешествие по страницам Красной книги» является игрой, цель которой- закрепление знаний детей дошкольного возраста о Красной книге РФ, бережном отношения к живой...

Выступление на ГМО "Квест-технологии в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Квест – это возможность проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений....