"Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Алексеева Анна Алексеевна

познакомить детей с разными свойствами воды и ее взаимосвязь с живым миром;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_voda.docx19.08 КБ
Файл nablyudenie_za_morskoy_svinkoy.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» для детей второй младшей группы

Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды.

Задачи: 

Познавательное развитие

-познакомить детей с разными свойствами воды и ее взаимосвязь с живым миром;

-расширять знания детей о природе;

-развивать интерес к исследовательской деятельности.

Речевое развитие

-формировать связную речь детей;

-развивать интонационную выразительность речи;

- активизировать словарный запас.

Социально-коммуникативное развитие

-формировать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;

-создать радостное эмоциональное настроение;

-воспитывать желание помогать всем живым существам.

Материал и оборудование: емкость с водой для каждого ребенка, рыбки-игрушки, трава и камушки, гуашь синего и зеленого цвета, одноразовые ложечки по две для каждого ребенка, пластиковые стаканчики, соль, видеозапись с изображением водоемов.

Этапы, про

дол

житель

ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.Организационно – мотивационный этап

Введение в ситуацию.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

Развивать желание узнавать, что будет дальше

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

Воспитатель раскладывает на столе рыбок, дети подходят, интересуются игрушками.

Воспитатель. - Ребята, рыбкам очень грустно.

Как вы думаете, почему?

Воспитатель. - Давайте отнесем рыбок в водичку.

Воспитатель. - Посмотрите, как радуются рыбки в воде.

Давайте покажем, как весело рыбкам.

Пальчиковая гимнастика

- Рыбка плавает в водице, (выполняют плавное движение ладонями, соединенными вместе)

Рыбка очень веселится (руки вверх, движение "фонарики")

Раз, два, три, четыре, пять, (считают пальчики)

Рыбка плавает опять. (плавное движение ладонями)

Воспитатель. - Ребята, а вы знаете, что вода нужна не только рыбкам, но и людям, и животным, и растениям.     А зачем как вы думаете?

Вопросы к детям

Наблюдение

Пальчиковая гимнастика

Вопросы к детям

Дети подходят к педагогу и заинтересованно наблюдают и интересуются

Ответы детей (рыбкам плохо без воды).

Дети выбирают понравившихся рыбок и относят в емкость с водой.

Дети наблюдают за рыбками.

Дети повторяют за воспитателем пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом

Отвечают на вопрос педагога

Проявления интереса

Дети дают предположительные ответы

Дети проявляют заботу и относят рыбок в воду

Проявляют положительные эмоции, что рыбки в воде.

Дети активно и с желанием выполняют пальчиковую гимнастику повторяя за педагогом.

Отвечают на поставленный проблемный вопрос воспитателя.

2. Основной этап

Мотивирование к деятельности

Вы сможете?

Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

Обогащать речь детей, развивать мышление, воображение.

Ребята, а кто помнит стишки о воде? Давайте их почитаем.

Воспитатель. 

Ребята, чтобы рыбкам стало еще весей и радостней, предлагаю вам украсить свой водоем травкой и камушками.

Вопросы к детям: что произошло с камнями в воде?

А где находится трава?

Далее воспитатель предлагает детям посмотреть видео с изображением водоемов.

Худ. слово

Вопросы к детям: что произошло с камнями в воде

Просмотр видео  с изображением водоемов

Дети читают ранее выученные стишки о воде.

Опустились на дно.

Плавает вверху.

Ответы детей

Дети проявляют интерес и желание посмотреть о водоёмах

Вспоминают ране изученные стишки и читают их.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Проявляют заинтересованность узнать и посмотреть о водоёмах.

2.1. Этап постановки проблемы

2.2. Этап ознакомления с материалом

2.3.Этап практического решения проблемы

Познакомить детей с разными свойствами воды. Развитие интереса к исследовательской деятельности.

Формировать умение делать выводы.

Формировать связную речь детей.

А вы знаете, что вода волшебница.

А хотели бы вы узнать и увидеть волшебные свойства воды?

Воспитатель. - Ребята, какого цвета воду мы видим в водоемах?

Воспитатель. - Предлагаю вам попробовать окрасить воду в ваших аквариумах. Выбирайте цвет, который вам понравился. набирайте гуашь в ложечки и добавляйте в водичку.

Воспитатель. 

- Значит можно сделать вывод, что водичка может менять цвет.

А сейчас попробуйте воду и скажите, какой у нее вкус?

Воспитатель. - Ребята, предлагаю набрать немножко соли в ложечки и добавить в воду, а потом размешать и еще раз попробовать.

Что изменилось?

Воспитатель. - А вы знаете, что вода в морях и океанах соленая, и рыбы в ней прекрасно себя чувствуют. Давайте добавим немного соленой воды в ваши аквариумы и у вас получится маленькое море, а ваши рыбки станут морскими.

Дети выполняют задание.             

Воспитатель.                                           - А теперь соединим наши маленькие водоемы и получим большое море с рыбками.

Вопросы детям

Проведение опыта

Вопросы детям

Ответы детей (синяя, голубая, зеленая и т. д.)

Дети выполняют задание и рассказывают, какого цвета становится вода.

Дети делают вывод, что водичка поменяла цвет

Дети пробуют воду из одноразовых стаканчиков.

Ответы детей (безвкусная)

Ответы детей (вода стала соленая)

Продолжают экспериментировать

Дети выполняют задание.              

Проявление заинтересованности о свойстве волшебной воды.

Отвечают правильно на вопросы педагога.

Правильно и с интересом выполняют задание и делают соответствующий вывод, что водичка меняет цвет.

Пробуют воду на вкус, определяют. Что вода безвкусная.

С интересом и желанием продолжают опыты с водой.

Выясняют, что вода стала солёной, как в море. И проявляют желание сделать свое маленькое соленое море.

3.Заключительный этап.

Рефлексия

Закрепление и обобщение знаний, впечатлений детей полученных в опыто – исследовательской деятельности.

- Молодцы, ребята, как хорошо все справились с заданием. Какое большое море у нас с вами получилось.

-Ребята, что нового вы сегодня узнали о воде?

Какая бывает вода?

Она может быть разных цветов?

-Вам было интересно?

-Вы хотели бы узнать, какая еще бывает водичка?

Вопросы детям

Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопросы воспитателя.

Да

Проявление положительных эмоций от проделанной работе и от полученных положительных результатов. Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом.

Проявление интереса узнать еще о свойствах воды.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности для детей средней группы

«Наблюдение за морской свинкой».

Цель: обобщение и систематизация представлений  детей о морской свинке.

Задачи

Образовательные:

- развивать познавательную активность в процессе наблюдения.

- продолжать развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела морской свинки (туловище, голова, лапки, ушки, хвостик).

- обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

- формировать умение составлять рассказ описательного характера  

Развивающие:

- обогащать речь детей, упражнять в подборе прилагательных к существительному (разноцветная, мягкая, пушистая и т.д.).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к  наблюдаемому  объекту -морской свинке, желание заботиться о ней, правильно общаться (ласково называть, угощать , осторожно гладить).

- привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Оборудование и материал:  Незнайка  (игровой персонаж), проектор,  компьютер,  морковь, а также  морская свинка.

Предварительная работа: чтение рассказов о жизни грызунов, рассматривание альбомов, загадывание загадок, наблюдение за животными в экологической комнате.

Этапы, про

дол

житель

ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.Организационно – мотивационный этап

Введение в ситуацию.

Организовать направленное внимание детей;

Вызвать интерес к содержанию наблюдения;

Правильно направить внимание детей.

Дети подходите ко мне и становитесь полукругом.

Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он мне сказал, что не разу не был в нашей экологической комнате.

Приход сказочного героя

Дети подходят к педагогу

Радуются приходу н

Незнайки

Настрой на занятие

Узнают сказочного героя, радуются его приходу

2. Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы

Продолжать развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела морской свинки (туловище, голова, лапки, ушки, хвостик).

Развивать познавательную активность в процессе наблюдения.

Мы с вами уже знакомы со всеми обитателями экологической комнаты.

А вот Незнайка не всех знает. И он мне говорит, что очень хочет поближе познакомиться с животными,  живущими вот в этой клетке.

Но для начала давайте напомним ему правила поведения в экологической комнате.

-Ребята, а вы знаете , как называются эти животные?  Не забыли как их зовут?      

Воспитатель  просит 1-2 детей рассказать о внешнем виде животного. 

Следует добиваться от детей полного описания свинки. В случае затруднения, помочь наводящими вопросами: 

«Какой формы мордочка? Какого цвета и формы глаза?

На что они похожи?

Какой формы уши?

Какие лапки?  

Хвост? (не видно, наверное, он очень маленький)» и т. д.

Посмотрите, какой длины шея у свинки?

Правила поведения в экологической комнате

Рассказ детей.

Уточнение.

Наводящие вопросы

Проговаривают правила поведения в экологической комнате.

(Морские свинки).

Ответы детей

Похожи на бусинки.

с большими острыми когтями

Короткая, обернуться назад свинка не может.

Знают правила поведения в экол.комнате.

Появился интерес к

наблюдению;
Они рассказывают, и отвечают на уточняющие вопросы воспитателя

2.2. Этап ознакомления с материалом

2.3.Этап практического решения проблемы

Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

Обогащать речь детей, упражнять в подборе прилагательных к существительному (разноцветная, мягкая, пушистая и т.д.). Формировать умение составлять рассказ описательного характера  

Закрепление основных движений

Развивать слуховое внимание

Расскажите, какой формы туловище у свинки.  

Чем покрыто все тело свинки?

Какого цвета шерсть?

Как назвать такую окраску?

Погладьте свинку осторожно от головы к хвосту.

Какая у нее шерсть, мягкая или нет?

Как свинка передвигается? (Быстро бегает, семенит; при беге тело ее вытягивается.)

Далее воспитатель наводящими вопросами подводит ребят к сравнению свинки с другими  животными, живущими в экологической комнате  и спрашивает: 

«У каких животных еще такие же черные блестящие выпуклые глаза?

У каких животных такая же овальная,  подвижная мордочка?

У каких животных такие же полукруглые уши?    

- А хотите узнать, почему это животное называют морской свинкой?

- Морские свинки   были привезены к нам издалека, как говорят, из-за моря, и сначала назывались заморскими, а потом их стали называть морскими. Жили дикие свинки в жарких странах вдали от моря, в степях, питались травой и ветками. Свинками  они  называются потому, что повизгивает, как поросенок.  Питаются они  веточками и травой. В степях эти зверьки живут большими семьями в норах, выкопанных в земле.  Свинки могут подниматься на задние лапки, прижимая передние к грудке, они могут даже недолго ходить так, если вы привлечёте их внимание каким-нибудь вкусненьким лакомством, до которого необходимо дотянуться, чтобы достать его. Такие упражнения бывают полезны для этих зверьков. У нас в стране свинка живет только в жилище человека, в клетке. У нее здесь есть домик, она очень любит в него прятаться.

Свинки чистоплотные животные — они умываются и облизывают друг друга.

 

- Я вам предлагаю сейчас покормим свинку.  

И покажем Незнайке, как она ест?

Дети, как ест морская свинка.  

 

- Каких еще вы знаете животных, которые грызут пищу?

Как называются животные, у которых передние зубы длинные и острые , которые грызут пищу?

А чем нужно кормить грызунов?

Как вы думаете, можно держать грызунов в картонной коробке или в деревянном ящике? Почему нельзя?

- А сейчас я предлагаю нам немного размяться вместе с Незнайкой

Физкультминутка.

 

- Дети, а вы знаете,  зачем в клетке у морских свинок всегда находится твердая ветка дерева или специальный камень

(обращает внимание детей на окраску, поведение, повадки).

 - А  как ведет себя  морская свинка?

   

- Ребята,  вы можете осторожно погладить нашего маленького друга

Незнайка тоже хочет погладить свинку. Воспитатель еще раз повторяет устами  Незнайки  какая свинка.

 - Дети, морские свинки - это млекопитающие  животные. А  каких животных называют млекопитающими?

Правильно. Морские свинки- это млекопитающие животные. Обычно у них рождается от двух до пяти детёнышей. Мать кормит детёнышей молоком в течение двух недель. А затем они способны питаться самостоятельно и принимать растительную пищу.

   Сейчас встречается множество пород домашних морских свинок, с различной шерстью и даже без нее. В нашей экологической комнате живет три вида морских свинок: розетки- у них шерсть так закручена, что напоминает розеточки,  гладкошерстные- у них шерсть очень короткая и они гладкие и  длинношерстные - это наша  Зарянка.

 - А вы знали что у морских свинок есть свой язык.

Сейчас мы с ним познакомимся.

  Просмотр слайдов с издающими звуками свинок и их пояснением

 

 Теперь, когда мы знаем язык морских свинок, давайте послушаем в каком настроении наша  Зарянка

- Дети , а скажите , где живет наша морская свинка?

А в природе морские свинки заботятся о себе сами, а вот живя рядом с человеком, о них должен заботиться человек.  Менять подстилку, следить за  поилкой с водичкой, наличием корма,   камнем или ветками  для стачивания зубов.  Свинке очень нужно общение с человеком иначе она может погибнуть. Поэтому надо чаще брать ее на руки.

А как же мы должны относиться к домашним животным?

   

- Давайте еще раз напомним Незнайке,  с каким животным  мы с вами сегодня  общались? Что мы узнали о нём?

Молодцы, ребята!

Вы многое уже знаете и умеете.

Вопросы детям

Рассказ детей.

Уточнение.

Наводящие вопросы

Наводящие вопросы.

Сравнение.

Худ.слово

Физ.упр.

Рассказ детей

Повторение (устами Незнайки)

Использование ИКТ.

Пояснение

Вопросы к детям

Пестрая, пятнистая.

Мягкая, пушистая, длинная

Быстро бегает, семенит; при беге тело ее вытягивается.

у хомяка, мышки.

Слушают историю про морских свинок

Кормят морскую свинку морковкой.

Грызет пищу, у нее острые зубы.

Кролик, мышка, хомячок.

Грызуны.

Твердой пищей — овощами, сеном, ветками, травкой; поить молоком и водой.

Прогрызут.

Выполняют движение в соответ. с текстом

У морских свинок зубы растут на протяжении всей жизни и их необходимо постоянно стачивать. Морские свинки это делают в природе,  грызя твердую пищу, поэтому в клетке  постоянно должны находиться ветки или камни. Если морские свинки не будут стачивать зубы, то они будут  очень длинные и животным  будет неудобно питаться.)

Дети рассказывают, что морская свинка  быстро бегает, всегда беспокойная  и очень пугливая.

Ответы детей

Ответы детей.

С интересом смотрят видеослайды

дети высказывают свои предположения.

клетке.

Бережно. Ухаживать за ними, кормить, поить, менять подстилку в клетке и т.д 

(ответы детей)

У них появился интерес к

наблюдению;
Они рассказывают, и отвечают на уточняющие вопросы воспитателя

Четко и правильно отвечают на вопросы при сравнении животных

С желанием и интересом слушают историю про свинку

Осторожно, с соблюдением правил кормят свинку

Знают о грызунах и чем они питаются

Четко выполняют движения

Поясняют зачем в клетке находятся ветки..

Знают как ведет себя морская свинка, дают объяснение.

Осторожно с желанием глядят маленького друга.

Четко и обоснованно дают ответы на поставленные вопросы

Рассматривание внешнего вида разных морских свинок

Проявление интереса, узнать о характеристики звуков морских свинок

Рассказывают об уходе за животными и бережном отношении к ним

3.Заключительный этап.

Рефлексия

Формировать умение составлять рассказ описательного характера  Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, в соответствии с замыслом. Развивать композиционные умения, умения закрашивать. Привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе

А вот ваши родители сегодня не присутствовали на нашем занятии, поэтому я предлагаю вам рассказать своим родителям о морской свинке и вместе с  ними нарисовать  ее портрет. Все портреты мы разместим  в нашей галерее

Что вы узнали сегодня нового и интересного?

Как вы думаете Незнайке интересно было узнать о морской свинке?

Что вам запомнилось больше всего?

Вопросы детям

Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопросы воспитателя.

Да

Проявление положительных эмоций Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...