Конспект занятия "Реки России. Реки нашего города" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Середова Юлия Сергеевна

Представляю конспект занятия "Реки России. Реки нашего города" в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_reki_rossii._reki_nashego_goroda1.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Реки России. Реки нашего города»

в подготовительной к школе группе


Задачи:

  • расширять представления детей о природе России;
  • воспитывать бережное отношение детей к водным ресурсам России.
  • познакомить детей с названием некоторых рек, которые протекают по территории нашей страны и рядом с нами, где мы живем,  с их особенностями и назначением;
  • помочь понять детям, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь, а человек своим трудом может украшать землю, а может и губить;
  • развивать речь, память, любознательность;
  • воспитывать чувство любви и ответственности за свою Родину.

Материал и оборудование: карта Российской Федерации, картинки и фотографии с изображением рек, презентация «Реки России. Волга. Москва-река. Река Банька»

Ход занятия:

Воспитатель:

– Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине.

– Как называется наша Родина?

– Покажите нашу страну на карте.

– Карта цветная: здесь и голубой цвет, и синий, и желтый, и коричневый.

– Почему? Что обозначают эти цвета?

– Когда посмотришь на карту внимательно, видно, что воды на нашей планете больше, чем суши. Вы со мной согласны? А как вы думаете, из чего складывается все это водное пространство? (Океаны, моря, озера, реки).

- Ребята, Россия – это морская держава, речной и озерный край. В России всего свыше 2,5 млн. рек. Реки страны – это настоящее богатство.

. Даже трудно себе представить, такое количество рек. Вот какая огромная наша страна Россия!

– Реки страны – это её настоящее богатство.

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

  Реки используются человеком с древних времён. Они всегда служили одним из источников пресной воды, а иногда и единственным. Также они использовались, и используются по сей день для добывания пищи (рыбы). В наше время, конечно, это не настолько критично, но раньше это имело очень большое значение. Это одна из причин, по которой некоторые водоёмы называли священными и возводили в культ.

Реки используются для судоходства. Даже в наше время это очень важно, поскольку по речным судоходным путям можно переправлять большие объёмы грузов на дальние расстояния, что довольно экономично. Ну а в средние века судоходство и вовсе являлось самым быстрым и безопасным средством передвижения на дальние расстояния. Именно возле рек возникали многие большие города, и, что важно, процветали за счёт торговли.

Значение рек для человека переоценить сложно. Они используются для орошения сельскохозяйственных полей и для добычи энергии (ГЭС и водяные мельницы). Многие в реках просто купаются, а полвека назад их ещё использовали для хозяйственных нужд (стирки одежды, например), водопровода ведь не существовало. А ещё с их помощью избавляются от отходов (не обязательно вредных). Реки служат естественными границами между государствами, а во время сражений их ещё использовали в качестве оборонительных рубежей.

Значение рек настолько велико, что сложно себе даже представить, как бы мы жили без них. К счастью, это и не требуется, ведь они у нас есть! И это действительно здорово.

 (Показ иллюстраций).

-А Что такое река?  (Ответы детей.)

Река - это значительных размеров водный поток, протекающий по руслу (углублению в земной поверхности) от истока (начало реки) к устью (место впадения в другой водоём). Свои воды река собирает за счёт поверхностного и подземного стока. В основном, в результате осадков.

--Какие бывают реки?

Рек на свете много: полноводные, равнинные, горные. Реки есть большие, малые, длинные и короткие,  глубокие и мелкие, самые чистые и самые интересные.

Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, зеленых равнин и пологих холмов.

Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки.

С гор и их отрогов сбегают вниз веселые говорливые горные реки. Они отличаются от равнинных рек быстрым бурным течением с шумными водоворотами, а порой и водопадами и студеной ледяной водой. Ведь горные реки и ручьи сбегают с гор, и их исток лежит среди тающих на ослепительном солнце ледников.

- Задумывались ли вы, как возникает река?

У каждой реки есть начало — исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Горные реки питаются водой тающих ледников.

- Что такое русло реки?

Русло — путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.

Берега рек, как правило, разные. Правый берег крутой, часто поросший черностволыми пушистыми липами, зарослями ольшаника и ивняка. А левый берег — низкий, пологий, весной его заливают талые воды. Здесь вольготно разлеглись заливные луга, на которых ароматные сочные травы выше человеческого роста, пахнет медовым розовым иван-чаем, вьются пчелы, порхают бабочки, стрекозы и мотыльки.

Дождевая и холодная хрустальная вода подземных ключей попадает в реки. От этого они становятся шире, полноводней.

Некоторые реки в конце пути разветвляются на несколько рукавов. Такое место называют дельтой реки.

В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называется устьем.

Итак, у всех рек есть исток — начало реки, русло — путь, по которому она течет, и устье — место, где река впадает в море.

Опишите знакомую вам реку, опираясь на следующие вопросы.

- Видели ли вы реку?

- Какая это река — горная или равнинная?

- Знаете ли вы, как она называется?

- Широкая эта река или узкая?

- Какое у нее течение? Быстрое, плавное или медленное?

- Какие у реки берега?

- Что растет на берегах реки?

- Какая водится в реке рыба?

- Ловили ли вы рыбу в реке?

- Купались ли вы в реке?

- Куда впадает эта река?

Воспитатель:

В реках водится много разной рыбы.

- Назовите рыбу, которая водится в реках.

В реках есть щуки и ерши, красноперки, сазаны и караси.

Послушайте стихотворение.

Мальки резвятся

Сохнет сено в стогах,

Хорошо у реки!

На подводных лугах

Веселятся мальки.

Вьются рыбки по дну

Под склоненной ольхой,

В миг уйдут в глубину,

Лишь махну я рукой.

Будто искры сверкнут

Серебристые спинки,

Перламутром блеснут

В мокрых травах росинки.

Пальчиковая игра «Водичка моя прохладная».

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Водичка моя прохладная».

– С какой горы бежишь сюда,

Водичка моя прохладная?

– С той высокой горы, – отвечает вода,

– Где снежная шапка громадная.

– Ответь мне скорей: побежишь ты куда.

Водичка моя прохладная?

– На луг побегу, - отвечает вода,

– туда, где цветы нарядные!

– Ты лучше осталась бы здесь навсегда,

Водичка моя прохладная.

– Я в садик спешу, – отвечает вода,

– Где гроздья висят виноградные.

А солнышко сядет, что будет тогда,

Водичка моя прохладная?

– В канавку стеку, – отвечает вода,

Пусть козлик попьет, я не жадная.

Шевелим пальцами и делаем взмахи руками сверху вниз.

Поднимаем руки вверх.

Складываем руки в «домик» над головой.

Расслабляем руки в запястье и опускаем вниз пальчики.

Складываем пальцы в «цветок».

Шевелим пальчиками.

Руки опустили вниз, вращаем в запястьях, пальцы «округлили».

Разводим руки в стороны.

Показываем «рожки», как у козленка.

Воспитатель:

В России много прекрасных, широких и полноводных рек.

- Какие российские реки вы знаете? Это и Волга, и Амур, и Лена, Енисей, Обь.

- А вы знаете, какую реку в России называют матушкой?

Ответы детей.

- Правильно, Волгу. А как вы можете описать ее, какая она.

Ответы детей. (широкая, могучая, полноводная, сильная).

Рассказ воспитателя о Волге.

Рассказ сопровождается показами слайдов.

Одной из самых крупных рек является Волга. Эту реку часто называют Волгой – матушкой, Волгой – кормилицей, Волгой – красавицей, Волгой – труженицей.  Когда-то давным-давно, когда на Земле еще жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли ее по-другому, и названий у не было несколько. Одни народы называли ее «Ра», что значит – щедрая. А Щедрая – это значит богатая, все отдающая. А другие народы называли ее «Итиль», что означает Река – рек – самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третьи прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река самая длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды, их около 200! И среди них знакомая река Ока.

– Послушайте сказку Льва Николаевича Толстого, о том, как Волга стала самой крупной, полноводной рекой.

Волга и Вазуза

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживёт.

Волга сказала:

- Зачем нам спорить - мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее придёт в Хвалынское царство.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра её ушла, она ни тихо ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала её, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести её до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть небольшой колодец, из него течёт Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течёт прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лёд и проходит, а Волга позднее. Но, когда обе реки сходятся, в Волге уже тридцать саженей ширины, а Вазуза ещё узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят вёрст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати вёрст.

– Вам понравилась сказка?

– Почему это сказка?

– Как звали двух сестер?

– О чем поспорили сестры?

– Почему Вазуза назвалась младшей сестрой?

Народ издревне восхищался и воспевал реку Волгу. О ней слагали песни и стихи.

Прослушивание короткого отрывка песни в исполнении Л.Зыкиной «Течет река Волга». В песне поется о том, что река Волга широка, длинна (конца и края нет).

Прослушивание короткого отрывка песни «Песня о Волге» в исполнении В.Высоцкого. В песне поётся о том, что Волга—матушка, река-кормилица, суда с товарами по ней ходили. И много перевезла она грузов для всех людей.

Вся вода исхлёстана
Пулями врагов —
И плыла по Матушке
Наша кровь-кровинушка, (отрывок из песни В.Высоцкого «Песня о Волге».

Ребята, очень много сложено песен и стихов о нашей реке Волга.

Всем известные поэты , как С.Маршак («Волга и Вазуза»), Н.Некрасов («На Волге»), А.Твардовский («Василий Теркин»), Н.Карамзин («Волга») и мн.другие поэты слогали стихи о реке Волга. Более 280 стихотворений написано об этой прекрасной реке.

- Самые большие реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена.

Река Амур впадает в Охотское море. Волга и Дон несут свои воды по европейской части России. Волга впадает в Каспийское море, а Дон в Азовское. Енисей, Лена и Обь находятся в азиатской части нашей Родины. Лена — самая длинная река в России.

Показываем реки на карте.

А скажите пожалуйста, какая река протекает здесь, возле нас где мы живем?

(Москва-река и река Банька).

Москва-река является средней рекой в Центральной России, в Московской областиМоскве и, на небольшом протяжении, в Смоленской области, левый приток Оки (бассейн Волги).

Длина в пределах Московской области 473 км, традиционно упоминается также 502 км.  Ширина реки внутри города меняется от 120 до 200 м, от самой узкой части возле Кремля до самой широкой вблизи Лужников.

 Принято считать, что Москва берёт начало в Старьковском болоте на склоне Смоленско-Московской возвышенности у урочища Старьково Можайского района Московской области. Это болото на границе Смоленской и Московской областей иногда называют «Москворецкой лужей», а небольшой ручей, начинающийся в его северной части, местные жители называют Москвой-рекой.  Река замерзает в ноябре — декабре, вскрывается в конце марта — апреле.

(Показ слайдов).

Через Москву-реку перекинуто более 50 мостов, из них более 20 в границах города Москвы. В черте города берега укреплены железобетонными стенками и блоками, облицованы гранитом.

Река Банька. Ба́нька — река в Московской области России, левый приток Москвы-реки[2].

Начинается из болота у деревни Большаково Солнечногорского района, впадает в Москву-реку на территории Красногорска недалеко от железнодорожной станции Павшино. Протекает по южным склонам Смоленско-Московской возвышенности. На Баньке стоит город Красногорск].

Длина — 22 км.

Банька замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в конце марта — апреле.

В верховьях реки (до Красногорска) река течёт в живописной долине с густыми елово-широколиственными и елово-берёзовыми лесами[2]. На реке и на её притоке, реке Синичке, построены плотины, являющиеся местами массового отдыха.

Итоги занятия:

Ответьте на вопросы:

  1. Покажите на карте России реки. Покажите и назовите их.
  2. Сколько рек в России?
  3. Что такое река?

2. Какие бывают реки?

3. Как называется начало реки?

4. Как называется путь реки?

5. Как называется место, где река впадает в море?

6. Какая в реках вода — соленая или пресная?

7. Какие рыбы водятся в реках?

8. Что растет по берегам рек?

9. Какая самая длинная река в мире?

10. Назовите главные реки России.

 12. Какая река протекает в Москве, в Красногорске?

Запомните пословицы:

Сестра с сестрою, как река с водою.

Волга-всем рекам мать.

Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия -досуга "Птицы - наши друзья!" подготовительная группа.

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами и их жизнью в зимнее время; развивать творческое воображение, внимание, смекалку,; обобщение и уточнение знаний  детей о зимующих птицах; расширение...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по теме «Нева-главная река нашего города» с детьми подготовительной группы.

Цель: познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой. Задачи: Образовательные задачи.Показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Совершенств...

Игра «Умники и умницы» «Путешествие по улицам нашего города». (подготовительная группа).

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса....

Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)

Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)Тамара Павловна Исаева Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (По...

НОД.Конспект. по теме; "Улицы нашего города" (подготовительная к школе группа)

Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей малой Родине....

конспект НОД "Строительство в нашем городе" старшая группа

данный конспект описывает НОД по рисованию для старшей группы детского сада на тему "Строительство в нашем городе"....