Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста «Дружба народов мира»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.

 

 «Дружба народов мира»

 

Актуальность

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие толерантного воспитания дошкольников.

        В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. К четырем годам ребенок учится видеть свою отличность от других и отличность других от себя.

Через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры. Знакомство детей с традициями не только своей, но и другой национальности, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своим предкам, традициям.

Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.

        В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости».        Одним из важных звеньев по формированию толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

    

Цель проекта: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.

 

 Задачи проекта:

1. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.

2. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

3. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

4. Пополнение материальной базы ДОУ.

5. Создание условий для развития толерантных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

 

Вид проекта:

  - информационно – творческий,

  - групповой.

 

Срок реализации:

- с марта по май 2022г.

 

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

 

Подготовительный этап:

  • Изучение методической и педагогической литературы по темам межнациональной толетарности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи.
  •  Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
  • Разработать план работы по формированию толерантности и культуры межнационального общения.
  • Внедрение дидактических, настольно – печатных игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.
  • Создание картотеки подвижных игр народов мира.
  • Оснащение предметно – развивающей среды в группе, отвечающей принципам культур сообразности, индивидуальности.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.

Основной этап:

 

  • Реализация плана работы с детьми второй младшей группы «Солнышко», направленного на развитие толерантности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи.
  • Изготовление дидактических игр.
  • Создание картотеки подвижных игр «Народов мира».
  • Выставка рисунков" "Мы такие разнын"
  • Выставка рисунков "Человек другого государства"

 

Заключительный этап:

  • НОД по развитию межнациональной толетарности и культуры межнационального общения через творчество.
  • Презентация с представлением результатов реализации проекта по во второй младшей группе «Солнышко».

 

Ожидаемый результат:

  • У детей младшего дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
  • Стратегия достижения поставленной цели и задач - воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.


Для педагога: 
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.

Формы образовательной работы с детьми:

  • индивидуальная работа с детьми;
  • развлечения, досуги;
  • дидактические игры;
  • настольно – печатные игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр презентаций, мультфильмов;
  • пополнение развивающей среды;
  • выставки детских работ и семейных.

 

Формы работы с педагогами, родителями:

  • Консультация; 
  • Буклеты, памятки;
  • Беседы;
  • Фотоотчет.

 

Реализация проекта:

  • Совместную деятельность с детьми 3 – 4 лет второй младшей группы «Солнышко» планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут. Ежедневно во второй половине дня проведение режимных моментов 5 – 10 мин.
  • Работа будет проводиться с небольшими подгруппами (3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  

 

I – этап подготовительный

  • Изучение методической литературы по формированию толерантности и культуры межнационального общения. (Приложение 1 стр. 7)
  • Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. (Приложение 2 стр. 8)

 

II – этап основной

  • План работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по формированию толерантности и культуры межнационального общения. (Приложение 3 стр. 10)
  • План работы с родителями по формированию толерантности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи. (Приложение 4 стр. 19)

 

III – заключительный этап

 

  • Выступление на педсовете с результатами о проделанной работе по формированию толерантности и культуры межнационального общения.

 

Заключение

Подводя итоги, проведенной работы, мы можем сказать, что, воспитанники, с одной стороны, расширили свой кругозор и пополнили словарный запас об окружающем мире, с другой стороны, развили эмоционально-творческие навыки. Имеют представления о традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, сказками.

В результате использования познавательной выставки дети познакомились с национальностями разных народов мира. Воспитанники с уважением и интересом относятся к традициям других народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Список использованной литературы:

  1. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

3. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

  1.  Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М., ТЦ Сфера, 2008.
  2. Сафина, Н. М.» Башкирские костюмы» / Н. М. Сафина. – Уфа, 2009.
  3. Строгонова Л.В.  «Воспитание толерантности» М. 2007 г.

7. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?num...

8. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 127-128.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем  анкету, результаты которой помогут нам  выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.

1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?

- положительно;

- отрицательно;

- равнодушно.

2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?

- да;

- нет;

- не знаю.

3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?

- да;

- нет;

- не знаю.

4. На каком языке вы произнесли первые слова?

5. А на каком говорите сейчас?

6.  Какие песни и танцы вам больше нравятся?

- соседних народов;

- национальные;
- эстрадные;
- зарубежные.

7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?

8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?

9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?

10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:

- быть терпимыми к их национальным особенностям;

- быть с ними настороже.
 

 11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?

- нет;

- да.

12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:

- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;

- чтоб он не общался с ним.

13. Что такое толерантность?

- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- готовность быть терпимым, снисходительным;

- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться

с мнением других, быть снисходительным.

14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?

- да;

- нет;

- не знаю.

15. Для того чтобы не было войны…

- нужно понимать, почему они происходят;

- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?

говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;

- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;

или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;

- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.

Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Перспективный план работы с детьми 2- ой младшей группой.

Тема мероприятия

цель

примечание

14 – 25 марта 2022г.

НОД «О дружбе»

Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

уточнить представления о том, что значит «уметь дружить» научить осмысливать и оценивать ситуацию; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

 

 

Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей.
 

расширять представления детей о том, что в нашей стране живут много людей разных национальностей.

 

Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Игра народов севера «Рыбалка»

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

Игры и игровые упражнения «Ласковое имя», «Комплименты»

 

 

 

развитие чувства близости с другими детьми: Гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?», «Кто тебя по имени позвал?».  

 

Чувашская народная игра «Хищник в море»

 упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.                                                                                                             

 

Конкурс рисунков на тему: «Подарок другу»

воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми.

 

Башкирская народная игра «Липкие пеньки» 

 

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

Прослушивание песни 

«От улыбки хмурый день светлей».

доставить радость детям.

 

 

28 марта – 8 апреля 2022г.

НОД по изобразительной деятельности

«Коллективная работа по рисованию эмблемы группы».

 

воспитать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей, развить чувство общности детей группы, навыки сотрудничества.

 

Дагестанская народная игра «Надень папаху» 

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

Тренинг общения на тему: «Подарок на всех».

Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

развитие чувства коллектива, умения дружить,  сотрудничать со сверстниками.

 

Калмыцкая народная игра «Прятки»

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

 

Игра «Клубочек».

 

 

 

воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно.

 

Художественное творчество.

Лепка

«Дружный хоровод».
 

развивать интерес к лепке, мелкую моторику, вызвать радость от совместного творчества.

 

Игра «Веселые шарики»

 

 

 

 

Игра народов коми

«Ловля оленей»

учить детей действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия; упражнять в игре с воздушными шариками.

Развивать ловкость, смекалку, активность.

 

Рассматривание альбома «Моя семья».

 

С/р игра «Устроим чаепитие».
 

Расширять представления о близких людях,  истории семьи.

развивать умение вести ролевое взаимодействие, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 

11 апреля  – 22 апреля 2022г.

НОД рисование, на темы:   

 «Моя семья»

Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Мордовская народная игра  «Круговой» 

Расширять представления о близких людях,  истории семьи.                                                                                                                                                                                                                                                              

 

Пальчиковая игра «Дружба»

 

Развитие мелкой моторики пальцев. Развивать умение загибать пальчики, проговаривать текс.

 

Просмотр презентации «Что мы знаем о народах».
 

познакомить с особенностями национального состава России.

 

Д/и «Добрые слова».

 

Закреплять навыки употребления добрых слов по отношению к близким людям.

 

Прогулка.
Наблюдение за играми старших детей.


П/и «Мы дружные ребята», «Раз, два, три – беги!».

Вызвать интерес к совместным играм других детей.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

Чтение художественной литературы

Шотландские народные сказки.

Прививать любовь к чтению. Развивать умение внимательно слушать произведение. 

 

 

Д/и «Кто в какой стране живет?».
 

расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.

 

25 апреля –  6 мая 2022г.

НОД путешествие на тему: «Москва – столица России».

 

познакомить детей с главным городом России – Москвой, формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.

 

Дидактическая игра «Города России»

познакомить детей с крупными городами России.

 

Игра «Иностранец»

 

 

 

 

Дагестанские нар. игры  «Слепой медведь»

в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве, Санкт – Петербурге.

В конце игры «иностранец» благодарит детей и дарит сладкий приз.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

Дидактическая игра:

«Дети России»

Использование худ. слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Игровое упражнение «Вежливые слова».
 

познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

 

 

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах

НОД «Мир, в котором мы живем»

Использование худ. слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Башкирские нар. игры «Поймай воробья»

сформировать у детей представления о мире, о странах мира.

 

 

 

 

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

Дидактическая игра: «Кто в какой стране живет»

 

закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

 

Беседа с детьми на тему: «Маленький путешественник»

Игры народов Сибири и Дальнего востока «Олени и пастухи»

закрепить представление о мире и разных странах.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

Дидактическая игра

«Дети Мира»

 

познакомить детей с многонациональным составом населения Земли, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

 

Просмотр презентации «Страны и народы».
 

расширять представление детей о странах Земли и их народах; прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициям; воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

 

9 мая  – 20 мая 2022г.

Игра – упражнение «Знакомство в аэропорту»

 

Марийская народная  игра «Колышки»

дать детям представление о церемониях приветствия в разных странах.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

 Д/и «Подбери наряд кукле».
 

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

 

Этюды и упражнения

«Хоровод дружбы

 

 

 

Русская народная игра «Салки»

Хоровод воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Бурятская народная  игра «Ястреб и утки»

расширять и закреплять представления детей о национальностях народа, формировать положительное отношение к людям других национальностей, активизировать и обогащать словарь.
Материал: картинки с изображением людей разных национальностей.

 

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 

 

 

Дидактические игры: «Поезд»

закрепить представление о мире и разных странах.

 

Чтение художественной литературы:

Индийские народные сказки

Прививать любовь к чтению. Развивать умение внимательно слушать произведение. 

 

НОД «Мы дети разных национальностей»

 

 

 

через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным к культурам разных народов, к различным языкам; воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры; способствовать развитию национальной толерантности.

 

Загадки о дружбе.

 

 

Хороводная игра «Дружба»

Учить понимать смысл загадки и находить на нее отгадку.

Формировать умение играть в хороводные игры.

 

Пословицы о дружбе

 

Русская народная игра  «Змейка»

Познакомить с пословицами о дружбе.

Развивать активность и смекалку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Перспективный план работы с семьей.

П/№

Тема мероприятия

примечание

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

6.

7.

 

 

Консультация для родителей

«Воспитываем толерантность в себе и в детях»

Буклет.

Консультация для родителей

«Толерантность в детском саду»

Памятка для родителей «Как воспитывать толерантного человека»

Рекомендации для родителей по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников

Памятка для родителей «Толерантность – дорога к миру»

Буклет. «Толерантность начинается в семье»

Папка передвижка.

«Толерантное отношение к детям».

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.

 «Дружба народов мира»

Актуальность 

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие толерантного воспитания дошкольников.

        В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Детьми данные правила и нормы усваиваются через художественное слово, народных персонажей из сказок, песен, совершающих те или иные поступки. По поступкам персонажи делятся на положительных и отрицательных — это и является эталоном для формирования образцов поведения у дошкольников.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. К четырем годам ребенок учится видеть свою отличность от других и отличность других от себя.

Через знакомство с фольклором (сказками, песнями, поговорками и др.) разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное понимание, принятие другой культуры. Знакомство детей с традициями не только своей, но и другой национальности, безусловно, положительно повлияет на восприятие родной культуры, своим предкам, традициям.

Еще одним важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок по своей сущности всегда испытывает потребность в общении. Систематическое непосредственное живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность выразить свою симпатию к представителям другой национальности — сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.

        В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости».        Одним из важных звеньев по формированию толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

    

Цель проекта: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.

 Задачи проекта:

1. Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.

2. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

3. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ

4. Пополнение материальной базы ДОУ.

5. Создание условий для развития толерантных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Вид проекта:

  - информационно – творческий,

  - групповой.

Срок реализации:

- с марта по май 2022г.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:

Подготовительный этап:

  • Изучение методической и педагогической литературы по темам межнациональной толетарности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи.
  •  Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
  • Разработать план работы по формированию толерантности и культуры межнационального общения.
  • Внедрение дидактических, настольно – печатных игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.
  • Создание картотеки подвижных игр народов мира.
  • Оснащение предметно – развивающей среды в группе, отвечающей принципам культур сообразности, индивидуальности.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.

Основной этап:

  • Реализация плана работы с детьми второй младшей группы «Солнышко», направленного на развитие толерантности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи.
  • Изготовление дидактических игр.
  • Создание картотеки подвижных игр «Народов мира».

Заключительный этап:

  • НОД по развитию межнациональной толетарности и культуры межнационального общения через творчество.
  • Презентация с представлением результатов реализации проекта по во второй младшей группе «Солнышко».

Ожидаемый результат:

  • У детей младшего дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
  • Стратегия достижения поставленной цели и задач - воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники.


Для педагога: 
Повышение уровня педагогического мастерства. Освоение новых форм работы с детьми.

Формы образовательной работы с детьми:

  • индивидуальная работа с детьми;
  • развлечения, досуги;
  • дидактические игры;
  • настольно – печатные игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр презентаций, мультфильмов;
  • пополнение развивающей среды;
  • выставки детских работ и семейных.

Формы работы с педагогами, родителями:

  • Консультация; 
  • Буклеты, памятки;
  • Беседы;
  • Фотоотчет.

Реализация проекта:

  • Совместную деятельность с детьми 3 – 4 лет второй младшей группы «Солнышко» планируется проводить 1 раз в 2 недели в формате НОД по 10 – 15 минут. Ежедневно во второй половине дня проведение режимных моментов 5 – 10 мин.
  • Работа будет проводиться с небольшими подгруппами (3 – 6 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  

I – этап подготовительный

  • Изучение методической литературы по формированию толерантности и культуры межнационального общения. (Приложение 1 стр. 7)
  • Анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. (Приложение 2 стр. 8)

II – этап основной

  • План работы с детьми второй младшей группы «Солнышко» по формированию толерантности и культуры межнационального общения. (Приложение 3 стр. 10)
  • План работы с родителями по формированию толерантности и культуры межнационального общения ДОУ и семьи. (Приложение 4 стр. 19)

III – заключительный этап

  • Выступление на педсовете с результатами о проделанной работе по формированию толерантности и культуры межнационального общения.

Заключение

Подводя итоги, проведенной работы, мы можем сказать, что, воспитанники, с одной стороны, расширили свой кругозор и пополнили словарный запас об окружающем мире, с другой стороны, развили эмоционально-творческие навыки. Имеют представления о традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, сказками.

В результате использования познавательной выставки дети познакомились с национальностями разных народов мира. Воспитанники с уважением и интересом относятся к традициям других народов.

Приложение 1.

Список использованной литературы:

  1. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

3. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

  1.  Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М., ТЦ Сфера, 2008.
  2. Сафина, Н. М.» Башкирские костюмы» / Н. М. Сафина. – Уфа, 2009.
  3. Строгонова Л.В.  «Воспитание толерантности» М. 2007 г.

7. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680

8. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 127-128.

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем  анкету, результаты которой помогут нам  выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.

1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?

- положительно;

- отрицательно;

- равнодушно.

2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?

- да;

- нет;

- не знаю.

3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?

- да;

- нет;

- не знаю.

4. На каком языке вы произнесли первые слова?

5. А на каком говорите сейчас?

6.  Какие песни и танцы вам больше нравятся?

- соседних народов;

- национальные;
- эстрадные;
- зарубежные.

7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?

8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?

9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?

10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:

- быть терпимыми к их национальным особенностям;

- быть с ними настороже.

 11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают? 

- нет;

- да.

12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:

- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;

- чтоб он не общался с ним.

13. Что такое толерантность?

- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- готовность быть терпимым, снисходительным;

- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться

с мнением других, быть снисходительным.

14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?

- да;

- нет;

- не знаю.

15. Для того чтобы не было войны…

- нужно понимать, почему они происходят;

- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?

говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;

- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;

или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;

- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.

Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.

Приложение 3

Перспективный план работы с детьми 2- ой младшей группой.

Тема мероприятия

цель

примечание

14 – 25 марта 2022г.

НОД «О дружбе»

Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

уточнить представления о том, что значит «уметь дружить» научить осмысливать и оценивать ситуацию; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей.

расширять представления детей о том, что в нашей стране живут много людей разных национальностей.

Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Игра народов севера «Рыбалка»

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Игры и игровые упражнения «Ласковое имя», «Комплименты»

развитие чувства близости с другими детьми: Гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?», «Кто тебя по имени позвал?».  

Чувашская народная игра «Хищник в море»

 упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.                                                                                                              

Конкурс рисунков на тему: «Подарок другу»

воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми.

Башкирская народная игра «Липкие пеньки» 

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Прослушивание песни 

«От улыбки хмурый день светлей».

доставить радость детям.

28 марта – 8 апреля 2022г.

НОД по изобразительной деятельности 

«Коллективная работа по рисованию эмблемы группы».

воспитать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей, развить чувство общности детей группы, навыки сотрудничества.

Дагестанская народная игра «Надень папаху» 

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Тренинг общения на тему: «Подарок на всех».

Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

развитие чувства коллектива, умения дружить,  сотрудничать со сверстниками.

Калмыцкая народная игра «Прятки»

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Игра «Клубочек».

воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно.

Художественное творчество.

Лепка

«Дружный хоровод».

развивать интерес к лепке, мелкую моторику, вызвать радость от совместного творчества.

Игра «Веселые шарики»

Игра народов коми

«Ловля оленей» 

учить детей действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия; упражнять в игре с воздушными шариками.

Развивать ловкость, смекалку, активность.

Рассматривание альбома «Моя семья».

С/р игра «Устроим чаепитие».

Расширять представления о близких людях,  истории семьи.

развивать умение вести ролевое взаимодействие, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

11 апреля  – 22 апреля 2022г.

НОД рисование, на темы:    

 «Моя семья»

Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Мордовская народная игра  «Круговой» 

Расширять представления о близких людях,  истории семьи.                                                                                                                                                                                                                                                              

Пальчиковая игра «Дружба»

Развитие мелкой моторики пальцев. Развивать умение загибать пальчики, проговаривать текс.

Просмотр презентации «Что мы знаем о народах».

познакомить с особенностями национального состава России.

Д/и «Добрые слова».

 

Закреплять навыки употребления добрых слов по отношению к близким людям.

Прогулка.
Наблюдение за играми старших детей.


П/и «Мы дружные ребята», «Раз, два, три – беги!».

Вызвать интерес к совместным играм других детей.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Чтение художественной литературы 

Шотландские народные сказки.

Прививать любовь к чтению. Развивать умение внимательно слушать произведение.  

Д/и «Кто в какой стране живет?».

расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.

25 апреля –  6 мая 2022г.

НОД путешествие на тему: «Москва – столица России».

познакомить детей с главным городом России – Москвой, формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.

Дидактическая игра «Города России»

познакомить детей с крупными городами России.

Игра «Иностранец»

Дагестанские нар. игры  «Слепой медведь»

в игровой форме закрепить знания детей о России, о Москве, Санкт – Петербурге.

В конце игры «иностранец» благодарит детей и дарит сладкий приз.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Дидактическая игра:

«Дети России»

Использование худ. слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Игровое упражнение «Вежливые слова».

познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах

НОД «Мир, в котором мы живем»

Использование худ. слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Башкирские нар. игры «Поймай воробья»

сформировать у детей представления о мире, о странах мира.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Дидактическая игра: «Кто в какой стране живет»

закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Беседа с детьми на тему: «Маленький путешественник»

Игры народов Сибири и Дальнего востока «Олени и пастухи»

закрепить представление о мире и разных странах.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Дидактическая игра

«Дети Мира»

познакомить детей с многонациональным составом населения Земли, воспитывать дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Просмотр презентации «Страны и народы».

расширять представление детей о странах Земли и их народах; прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициям; воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

9 мая  – 20 мая 2022г.

Игра – упражнение «Знакомство в аэропорту»

Марийская народная  игра «Колышки»

дать детям представление о церемониях приветствия в разных странах.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

 Д/и «Подбери наряд кукле».

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

Этюды и упражнения 

«Хоровод дружбы

Русская народная игра «Салки»

Хоровод воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране».


Бурятская народная  игра «Ястреб и утки»

расширять и закреплять представления детей о национальностях народа, формировать положительное отношение к людям других национальностей, активизировать и обогащать словарь.
Материал: картинки с изображением людей разных национальностей.

упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

Дидактические игры: «Поезд»

закрепить представление о мире и разных странах.

Чтение художественной литературы: 

Индийские народные сказки

Прививать любовь к чтению. Развивать умение внимательно слушать произведение.  

НОД «Мы дети разных национальностей»

через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным к культурам разных народов, к различным языкам; воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры; способствовать развитию национальной толерантности.

Загадки о дружбе.

Хороводная игра «Дружба»

Учить понимать смысл загадки и находить на нее отгадку.

Формировать умение играть в хороводные игры.

Пословицы о дружбе

Русская народная игра  «Змейка»

Познакомить с пословицами о дружбе.

Развивать активность и смекалку.

Приложение 4

Перспективный план работы с семьей.

П/№

Тема мероприятия

примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Консультация для родителей

«Воспитываем толерантность в себе и в детях»

Буклет.

Консультация для родителей

«Толерантность в детском саду»

Памятка для родителей «Как воспитывать толерантного человека»

Рекомендации для родителей по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников

Памятка для родителей «Толерантность – дорога к миру»

Буклет. «Толерантность начинается в семье»

Папка передвижка.

«Толерантное отношение к детям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста «Дружба начинается с улыбки»

Методы и приёмы :психогимнастические игры, коммуникативные игры этнические беседы , анализ ситуаций, решение этических задач,  эмоционально-символические методы.Направления: социализация, познани...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Дружба народов» (посвященный ко Дню города Нижневартовска)

Воспитание в детях чувства патриотизма, толерантное, дружелюбное  отношение к людям разных национальностей России, любовь к родному краю и городу....

формирование культуры межнациональных отношений у дошкольников

В статье описывается реализация проекта о воспитании интереса и уважения к культурам народов, проживающих в городе Братске. Воспитатели познакомятся с различными формами работы с воспитанниками и роди...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Дружба народов"

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего возраста...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по воспитанию положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) посредством познавательно-исследовательской деятельности».

Аннотация к проекту.Экологическое образование дошкольников это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываютс...

тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»

Проект  «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик...

Формирование положительного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста

Материал является обобщением инновационного опыта поформированию положительного отношения младших дошкольников к своим сверстникам в детском саду...