Консультация для воспитателей «Комнатные растения в детском саду»
консультация по окружающему миру

Чугреева Ольга  Валерьевна

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства, особенна, велика роль природы в воспитании детей. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней  поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_komnatnye_rasteniya_1.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №176 «Сказка»

Консультация для воспитателей

«Комнатные растения в детском саду»

Воспитатель: Чугреева Ольга Валерьевна

Артышта 2022г.

        Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства, особенна, велика роль природы в воспитании детей.  

        Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.

        Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней  поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.

        Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоравливают микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

        Каждое отдельно взятое комнатное растение имеет свои уникальные особенности. Воздух абсолютно любой комнаты насыщен токсичными веществами, которые постоянно выделяют отделочные материалы, а воздух, поступающий с улицы, вообще не поддается критике. Водопроводная вода, моющие средства, которыми мы пользуемся для наведения чистоты, далеко не идеальны по своему составу. Многие составляющие воздуха современного жилья опасны для здоровья человека. Также не добавляют здоровья различные электромагнитные излучения от бытовых приборов. Именно в смягчении вышеуказанных негативных факторов заключается основная польза комнатных растений.

1 младшая группа

Задачи:

1. Помогать детям замечать красоту природы.

1. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Трудовые поручения:

          В первой младшей группе за комнатными растениями ухаживает воспитатель. Дети только наблюдают за его работой.

2 младшая группа

Задачи:

1. Познакомить с комнатными растениями и их названиями;

2. Формировать умение детей определять части растений

(лист, стебель, цветок);

3. Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам (цветки: сколько их, цвет, запах; листья: размер, окраска);

4. Формировать умение правильно держать лейку;

Трудовые поручения:

(под наблюдением воспитателя):

1. Полив растений;

2. Протирание, крупных листьев, тряпочкой.

Наблюдения в уголке природы:

         В ходе наблюдения детей учат способам обследования: потрогать, обвести пальцем, посмотреть на растение на свету, в тени, через лупу, показать примерный размер. Наблюдения носят кратковременный, игровой характер, направлены на развитие положительных эмоций.

Средняя группа

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе;

2. Приучать детей заботиться о растениях;

3. Формировать умение более точно описывать растения (форма листьев), различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);

4. Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли;

5. Познакомить с правилом: после поливки растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующего дня;

6. Знакомить с жизнью растений в течение всего года.

Трудовые поручения:

1. Полив растений;

2. Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой;

3. Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки;

4. Совместное мытье растений.

Наблюдения в уголке природы:

        В сравнительных наблюдениях комнатных растений, дети, с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые, крупные листья нужно мыть тряпочкой и опущенные и бархатистые – мягкой кисточкой или щеточкой; мелкие, нежные листья – опрыскивать.

Дети усваивают простейшие правила:

1. Вода не должна быть холодной (воду нужно отстаивать);

2.  Избыточный полив вреден для растений.

         Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве. Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду: ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих), листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая.  

        Неухоженное растение, больное или старое, выглядит не привлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует норме (желтые, бледные, а у окрашенных рисунок не яркий), они не цветут, почва плотная – комом. С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения.

         Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы: разных видов комнатной герани (зональная, крупноцветковая, душистая), бегоний (всегда цветущая, Рекс, клубневая), бальзамин, различных сортов фиалок.

Старшая и подготовительная  группа

Задачи:

1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений (разный уход за разными растениями);

2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);

3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений);

4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;

5. Воспитание бережного отношения к растительному миру.

6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стеблей.

Трудовые поручения:

В форме дежурства

1. Полив растений;

2. Протирание и мытьё растений;

3. Опрыскивание растений;

4. Обрезка сухих листьев;

5. Помогают воспитателю при пересадке (определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера и т.д.).

Наблюдения в уголке природы:

        Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений, поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков. Периодичность таких наблюдений - не чаще одного раза в неделю. Отмеченные наблюдения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Хорошо, если для таких наблюдений используются сорта с разнообразной

окраской листьев, наличием цветных пятен. Это лучше с методической точки зрения: молодые листья у таких растений по окраске отличаются от старых.

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая и подготовительная группа

1. Фикус (хороший очиститель воздуха);

2. Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей);

3. Аспарагус (хороший очиститель воздуха);

4. Бальзамин (похож на кустик).

1. Фикус (хороший очиститель воздуха); 2. Бегония вечноцветущая (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей); 3. Герань зональная (похожа на кустик); 4. Аспид Истра; 5. Традесканция (очищает воздух).

Бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула

1. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы);

2. Традесканция (очищает воздух);

3. Алоэ или Агава (фитоцидное растение);

4. Бегония

(борется с заболеваниями верхних дыхательных путей);

5. Бальзамин (похож на кустик);

6. Фикус (хороший очиститель воздуха);

7. Герань зональная (похожа на кустик);

8. Узамбарские фиалки

Бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула

1. Бегония-Рекс и вечноцветущая бегония

(борются с заболеваниями верхних дыхательных путей);

2. Бальзамин;

3. Алоэ или Агава (относится к фитонцидым растениям);

4. Традесканция;

5. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы);

6. Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии,

вредные для человека, погибают быстрее, чем от

фитонцидов чеснока);

7. Фикус (хороший очиститель воздуха);

8. Колеус;

9. Камнеломка;

10.Кливия;

11.Герань;

12.Фиалка.

Литература:

  1. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада; (интернет ресурс Уголок природы в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада (Марковская М.М.) (izbakurnog.ru) )
  2. Программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой», «От рождения до школы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Комнатные растения в детском саду»

Сегодня, наверное, трудно найти детский сад, в котором бы не было комнатных растений. Разработано огромное количество ре...

Консультация для воспитателей "Использование комнатных растений в детском саду согласно возрастным группам»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чу...

Консультация для воспитателей на тему:"Комнатные растения в детском саду"

Консультация для воспитателей на тему:"Комнатные растения в детском саду"...

Консультация для воспитателей на тему: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ».

И всё же воспитатель должен уметь правильно подобрать комнатные растения для уголка природы в детском саду. Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать во...

Консультация для воспитателей : "Комнатные растения в детском саду"

Как ничто другое, комнатные растения вносят в убранство группы детского сада весенние мотивы, смягчая стандарты. Прямо-таки преображая любой интерьер.Комнатные растения не только радуют своей красотой...

Консультация для воспитателей «Комнатные растения в детском саду»

Консультация для воспитателей«Комнатные растения в детском саду»...

Консультация для педагогов "Комнатные растения в детском саду"

Консультация  напомнит  воспитателю о том, какие комнатные растения рекомендует программа в каждой группе....