Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Ганина Марина Викторовна

Паспорт мини-музея"Чудо-дерево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_dereva_pasport.docx434.3 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт мини-музея

«Чудо-дерево»

Старшая группа «Смешарики»

Составила воспитатель:

Ганина М.В.

D:\Яндекс.Диск\YandexDisk\YandexDisk\Фотокамера\2018-01-12 11-30-54.JPG

                                                                   СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспортные данные мини-музея

2. Аспекты музейной деятельности

3. План работы по созданию музея

4. Характеристика мини-музея

5. Тематический план проведения занятий в мини-музее

6. Перспектива развития мини-музея

7. Приложение

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: «Чудо-дерево»

Профиль мини-музея: познавательно-исследовательский.

Цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (рассматривания экспонатов музея)

Задачи

  • Дать представления о многообразии видов деревьев
  • Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей
  • Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные предметы, связанные с миром деревьев – плоды, семена, кора деревьев; деревянная посуда, игрушки, украшения; предметы самоделки; альбомы и другое.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2016 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в старшей группе «Смешарики».

Руководители мини-музея: Ганина М. В., воспитатель старшей группы

Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координируют, контролируют работу в мини-музее.

                                    АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Формы деятельности:

  • исследовательская;
  • поисковая;
  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с природой. Дать представление о пользе деревьев для человека. Воспитывать бережное отношение к живому, развивать любознательность.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, коллекции листьев и семян деревьев (гербарий) располагаются на средней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр и творчества. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о деревьях, деревянных изделиях.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ

Разделы мини-музея, особенности использования:

«Плоды и семена», «Деревянная посуда», «Деревянные игрушки».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для изготовления поделок игр, для ручного труда и изодеятельности. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

«Библиотека»

Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о деревьях, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В МИНИ – МУЗЕЕ

Месяц

Содержание

Участники

Сентябрь

Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Октябрь

Познакомить с деревьями, их разнообразием

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Ноябрь

Познакомить с материалом: древесина. Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Декабрь

Познакомить детей с материалом: дерево (хохломой). Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Январь

Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?»

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Февраль

Игра-занятие «Кто и что, делает из дерева?»

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Март

Познакомить детей с материалом: дерево (Городец). Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой.

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Апрель

Лаборатория Почемучек. «Изучаем растения»,«Проводим опыты»

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

Май

Экскурсия по мини-музею

Дети, воспитатели, руководитель мини - музея

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

  • Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, научно-познавательных фильмов о деревьях.
  • Проведение экскурсий для других групп детского сада.
  • Написание книжек-малышек для лэпбук «Деревья».

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.

Художественная литература.

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым,                                   Е. Чарушиным.

Анкета для родителей

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...