Программа по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Предлогаю программу по краеведению с детьми старшего дошкольного возроста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kraevedeniyu.docx51.96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по краеведению.

Старший  дошкольный возраст.

Лопатина Л.В.

2021- 2022 уч. год

                                                                 Г. Воронеж.

            МБДОУ «Детский сад №59»


 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

                                                                                                                Академик Д.С.Лихачёв

                          

                         Пояснительная записка.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае – Воронежского. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных культурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры хочется. 

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого  ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Главная цель: возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

                                    Задачи воспитания и развития детей:

1.   Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Познакомить детей с названиями улиц города Воронежа. Дать знания о том, как улицы получили своё название. Познакомить с историей некоторых центральных улиц города.

3. Дать детям знания о боевом подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной войны.

4. Познакомить детей с жизнью и деятельностью некоторых знаменитых горожан. Воспитывать гордость за свой город, за людей, прославивших его.

5. Развивать  способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё.

6. Развивать бережное отношение к родному городу. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.

7.  Прививать детям интерес к дальнейшему знакомству с историей своего города.

 8. Познакомить детей с символами государства, города (герб, флаг, гимн).

Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки;

• экскурсии
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с людьми искусства;
• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».

Методы и приемы:
•  диалоги;  беседы ,  рассказ воспитателя , родителей;
•  игры-практикумы , сюжетно-ролевые игры , дидактические , подвижные игры;
•  проблемные  ситуации;
• проектирование;
•  конкурсы,  викторины;
•  экспериментирование;
•  коллективно - творческие дела;
•  наблюдения;
•  целевые прогулки и экскурсии;
•  рассматривание картин,  иллюстраций.

                 

               План реализации программы.

Срок исполнения

Содержание деятельности.

Задачи.

Продуктивная

деятельность.

Сентябрь.

Беседа - «История возникновения нашего города»

Закрепить знание детьми названия родного города. Познакомить с историей возникновения города. Дать знания об особенностях расположения города.

.Рассматривание карты города,

фотографий старого Воронежа.

Целевая прогулка по территории детского сада.

Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученных в процессе повседневных наблюдений. Закрепить знание названий деревьев, растущих в Воронежской области; упражнять детей в различении деревьев и кустарников в осеннем наряде.

Сбор листьев для оформления группы,  
ручного труда и составления гербария.

Рисование деревьев, растений .

Беседа - «Символы и награды Воронежа»

Познакомить детей с символами родного города. Воспитывать любовь к своей Родине.

Игры: «Волшебные ленты дорог», «Найди герб Воронежа», «Через реку по мосту»

Улицы нашего города: экскурсия  по улице 45 Стрелковой дивизии

Закрепить название улицы, на которой располагается детский сад .Познакомить детей с историей возникновения названия улицы.

Создание макета нашей улицы

Октябрь

Путешествие в прошлое - «Как жили воронежцы в древности»

Познакомить детей с условиями жизни и бытом воронежцев в древние времена, дать представление о том , в каких домах жили, какую домашнюю утварь использовали, что ели.

Создание мини музея «Русь изначальная».

Разучивание народных песен, потешек, считалок.

Игра беседа «Воронежский народный костюм»

Познакомить детей с  особенностью русского национального костюма Воронежской губернии.

Дидактическая игра «Оденем кукол в национальные костюмы».

Просмотр слайдов -  «Воронежские промыслы»

Познакомить детей с промыслами Воронежской области: Рамонская свистулька,  Воронежская матрёшка. Формировать интерес к славянской игрушке.

Разрисовывание свистулек и матрёшек.

Виртуальная экскурсия в Дивногорье

Познакомить детей с зодчиством  родного края. Воспитывать бережное отношение к традициям, обычаям и рукотворному миру древних славян.

Ручное творчество из материи- «Ангелочки»

Поговорки, приметы на праздник -  Покров Пресвятой Богородицы».

Ноябрь

Великие имена - Пётр 1

«Воронеж - колыбель русского флота»

Познакомить детей с отдельными событиями в истории Воронежа времени Петра1- создание русского флота, воспитывать интерес к истории своего города

Аппликация.

Создание  макета корабля.

Великие имена - Самуил Яковлевич Маршак.

Продолжать знакомить детей с творчеством поэта и его переведёнными произведениями. Прививать любовь к творчеству поэта.

Чтение произведений  великого поэта.

Великие имена - Растроповичи.

Познакомить детей с деятельностью знаменитой династии, с Мстиславом Леопольдовичем -всемирно знаменитый музыкант.

Слушание искусства игры на виолончели Мстислава Растроповича

Спорт.

Великие имена.

Познакомить детей с именами спортсменов - Дмитрий Саутин, Виктория Комова, Любовь Бурда. Вызвать интерес к спортивным играм.

Игры – эстафеты.

Рисование.

Чтение стихов о различных видах спорта.

Декабрь

Виртуальная экскурсия по Воронежскому заповеднику

Воспитывать бережное отношение к природе, Активизировать представление детей о мире животных (звери, птицы) наблюдать за средой обитания бобров.

Выставка поделок из природного материала.

Игра – беседа  «Каменная степь»

Углубить представление детей о степи, познакомить с животными, птицами и средой обитания.

Интерактивные игры:

«Чей детёныш», «Кто, где живёт», «Чей хвост»

 Путешествие в Шипов лес.

Расширять представления детей об обитателях  Шипова леса. Дать общие знания о буром медведе, кабане, лосе, зайце, лисе, волке. Воспитывать любовь к животным.

Лепка животных.

Загадки, стихи..Инсценировка сказки «Теремок»

 

Беседа Хреновской конный завод»

Продолжать знакомить детей с национальными достижениями государства - памятник старины и зодчества  центр по разведению орловских рысаков.

Просмотр слайдов о лошадях. Чтение художественной литературы

Январь.

Презентация.

«ВОВ в нашем городе».

.Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине Расширять знания о героях ВОВ о победе нашей страны в войне.

Создание экспозиции о ВОВ. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен о ВОВ.  

.

 Бесед а - «Маленькие герои большой войны Воронежской области»

Рассказать детям о пионерах - героях в  годы ВОВ

сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Лётчики», «Пограничники», «Моряки».

Тематический праздник - «Освобождение Воронежа»

Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне. Воспитывать чувство гордости за народ, победивший врага; уважение к защитникам Отечества, как фронта, так и тыла.

Рассматривание альбомов, открыток о войне, памятниках защитникам Отечества, слушание  на СD  диске - фронтовых писем

Экскурсия к памятнику  ВОВ  «Ротонда»

Познакомить детей с памятником Ротонда -  руины оставшиеся от здания  больницы, разрушенной фашистами во время боёв в годы ВОВ.

Возложение цветов в память погибшим солдатам в боях за освобождение Воронежа.

Февраль

Целевая прогулка по территории детского сада.

«Ах, зимушка – зима»

Учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть красоту зимних явлений (Иней, снегопад). Воспитывать желание помогать птицам в этот трудный период.

Рисование, чтение стихов и сказок о зиме. Подкормка птиц.

Спортивный праздник - «Папа, мама, я - спортивная семья»

Углублять знания детей о зимних видах спорта: лыжи, санки, коньки, биатлон. Вызвать интерес и желание заниматься зимними видами спорта

Рассматривание иллюстраций с зимними видами спорта, рисование, заучивание стихов о спорте.

Развлечение  с участием родителей «Папа, мама, я - спортивная семья»

КВН  «Будем в армии служить».

Дать детям представление об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну. Воспитывать гордость за историческое прошлое наших соотечественников.

Рассказ-беседа о службе солдат в мирное время,

рисование «Наша армия родная». Проведение эстафет между мальчиками старших групп.

Литературная  копилка «В гостях у сказки» Великие имена: Афанасьев Александр Николаевич-собиратель русской сказки.

Познакомить детей с фольклорным творчеством (сказки, пословицы, поговорки, песни и легенды) Александра Николаевича.

Чтение сказок: «Марья Моревна»,  «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Журавль», песня «Во поле берёзонька стояла»

Март

Досуг «Почему мы празднуем день   8 марта»

Знакомим детей с историей возникновения праздника. Воспитывать любовь к маме, бабушке.

Разучивание песен, стихов о маме, бабушке,  изготовление подарков. Выставка «Портрет Мамы».

Беседа – досуг. Великие имена: Мордасова Мария Николаевна - лучшая  частушечница России.

Знакомим детей с творчеством М.Н. Мордасовой, с новым жанром - частушка.

Разучивание и исполнение частушек.

Вечер творчества Марии Николаевны.

Беседа - «Наши добрые дела» - кто может стать юным экологом.

Познакомить детей с понятием «юный эколог». Воспитывать стремление совершать хорошие поступки, заботиться об обитателях живого уголка, соблюдать правила поведения в природе.

 Изготовление панно «Панорама добрых дел». Чтение сказки «Лиса, заяц и петух», труд в уголке живой природы (улитки, черепаха ,рыбки).

 

Беседа – досуг  - «Традиции нашего города»

Продолжаем знакомить детей с традициями нашего города - Масленица.

Заучивание колядок, изготовление куклы Масленицы.

Проведение праздника «Масленица».

Апрель

Беседа – игра «Цирк, цирк, цирк». Великие имена: Дуров Анатолий Леонидович- клоун, дрессировщик, коллекционер.

Продолжаем знакомить детей с творчеством знаменитых Воронежцев -  цирковым искусством  династии Дуровых.

Выставка детского творчества.

Чтение художественной литературы

 

Беседа  «Космические дали»

Великие имена: Феоктистов Константин Петрович – космонавт -  исследователь.

Расширить и углубить представления об окружающем мире Земли и о роли человека в её экосистеме. Познакомить с портретом  земляка -  космонавта Константином Петровичем. Воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающее всё необходимое для жизни.

Выставка детского творчества.

Сюжетно ролевая игра

«Космонавты».

Чтение научной литературы о планетах.

Путешествие «Небесный зоопарк»

Познакомить детей с наиболее известными созвездиями. Дать представление о том, что человек, наблюдая за звёздным небом, объединил звёзды в группы и дал им название.

Чтение книги

Е.П. Левитан «Звёздные сказки». Рассматривание созвездий на звёздной карте, опыты.

Акция  - «Дом в котором мы живём»

Благоустройство территории детского сада, формировать навыки трудолюбия, расширять представления детей о способах ухода за растениями.

Посадка саженцев, растений, облагораживание кустарников  -привлечь родителей к совместному труду.

Май

Беседа «Памятный знак жертвам бомбардировки в саду Пионеров»

Дать представление о том, почему люди ставят те или иные памятники, познакомить с трагедией произошедшей в Пионерском саду в годы ВОВ.

Ручной труд – сделать из гофрированной бумаги цветы для возложения к памятнику «Ротонда».

« Праздник Победы»

Продолжать знакомить детей с воронежцами – героями Великой Отечественной войны. Дать знания о том, как народ чтит память о героях. Воспитывать чувство гордости за соотечественников.

Разучивание фронтовых песен, стихов о ВОВ, чтение писем с фронта. Утренник посвящённый Победе в ВОВ.

Беседа «Красная книга Воронежской области»

Познакомить детей с понятием «Красная книга природы». Рассказать о том, что в Красную книгу заносят вымирающих и редких животных, птиц, деревья, растения. Отметить, что в нашем крае есть своя Красная книга. Познакомить с животными, птицами и растительностью, занесёнными в неё. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание иллюстраций из «Красной книги природы Воронежской области», чтение информации о занесённых в неё животных, птицах, растениях, деревьях.

  Праздник «День защиты окружающей среды»

Расширять и обогащать представление о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»). Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.

Выставка детского творчества.

Квилинг.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти идеи были истоками создания программы «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»

Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...

Программа развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумага» (бумагопластика)

Пояснительная записка.          Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа ...

Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"

Цель  программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к  техническому и художественному творчеству и желание трудиться.  Формировать художественное мышление и н...

Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".

Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...

Конспект НОД по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Знай и люби свой город»

Расширять и закреплять знания детей о родном городе (историческое прошлое, современный город, его достопримечательности)....

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

Программа по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста.

Предлагаю программу по краеведению для детей старшего дошкольного возраста....