Доклад на педагогический совет «Поисково – исследовательская деятельность в организации мини – музея в группе».
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
В современном мире ребёнок с рождения окружён игровыми приставками, планшетами, компьютерами, которые дети чаще всего, используют для игр, как результат – отсутствие у детей познавательно – исследовательских умений и навыков, слабо развита речевая активность, поисковая и экспериментальная деятельность. В докладе предлагаются рекомендации по внедрению в образовательный процесс интересных и эффективных форм работы с детьми, как создание мини-музея в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_ped_sovet.docx | 484.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 233 ОАО « РЖД»
Доклад на педагогический совет
Поисково – исследовательская
деятельность
в организации мини – музея в группе.
Подготовила: Галицкая Т. В.
Улан – Удэ
2021 г.
В современном мире ребёнок с рождения окружён игровыми приставками, планшетами, компьютерами, которые дети чаще всего, используют для игр, как результат – отсутствие у детей познавательно – исследовательских умений и навыков, слабо развита речевая активность, поисковая и экспериментальная деятельность.
1 Слайд. Титульный: «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музейной педагогики»
2 Слайд. В настоящее время музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, которая способствует формированию познавательно – исследовательских навыков, и создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду.
Так, одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музеев.
3 слайд. Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно, с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться с взрослыми, и сверстниками, по поводу увиденного.
4 слайд. Целью создания в группах действующих мини - музеев является выявление таких форм исследования, которые стали бы доступны и интересны дошкольникам, позволили бы занять им активную познавательно-исследовательскую позицию.
Тема для создания мини – музея может быть предложена детьми или взрослыми. Внимательный педагог, ежедневно взаимодействуя с детьми, тонко чувствует, что в действительности интересует его детей.
Ведь действительно, как сказал В. А. Сухомлинский «Ребёнок по своей природе пытливый исследователь, первооткрыватель мира»
5 слайд.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить такие задачи:
- Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития дошкольника.
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- Расширять кругозор дошкольников (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
6 слайд. Работа по организации музея в группе проходит через три этапа.
I этап – Подготовительный. Исходя из интересов детей, определить тему мини-музея. Создать условия для реализации (выбрать место, где он будет находиться), рассмотреть варианты участия в организации музея детей и родителей, определить перспективы развития, изучить литературу по данной теме.
II этап – Основной. Практический. Реализация музея. На этом этапе предпочтение отдаётся поисково-собирательскому направлению. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе. Немаловажным, на данном этапе является экспозиционное направление. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения непосредственно образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
III этап – Заключительный.
Когда мини – музей уже будет готов. На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами. На данном этапе уделяется большое внимание экскурсионному направлению. В детских музейных экскурсиях используется вопросно - ответный метод, игровые приёмы, театрализации и продуктивная деятельность детей (рисунок, лепка, моделирование). Организовываются экскурсии в мини-музей педагогов, родителей, пополняется развивающая среда группы.
Специфика мини-музея позволяет использовать нетрадиционные способы погружения детей в мир знаний, использовать эти знания в обществе, в совместной деятельности, самостоятельном поиске ответов. Мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Мини - музеи в детском саду дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Музей – это практический и активный способ ознакомления ребенка с окружающим миром.
Основное назначение музея заключается в том, что его содержание обязательно должно отражать специфику возраста детей, т. е возрастные особенности детей.
Для того, чтобы содержание музея способствовало познавательному и интеллектуальному развитию детей педагог в своей работе использует комплекс методов и приёмов.
7 слайд
- Наблюдения.
- Экскурсии.
- Беседы.
- Д/игры.
- Моделирование.
- Проблемные ситуации.
- Опыты.
- Фиксация результатов.
- Коллекционирование.
- Трудовая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
В совокупности весь комплекс форм и приёмов обеспечивает внедрение в образовательную деятельность следующих функции музейной педагогики:
• образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам; географии, истории и историческим фактам; культуре и искусству.
• развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
• просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
• воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений детей, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Особенности поисково – исследовательской деятельности детей в разных возрастных группах.
Младший возраст.
- Наглядно – действенное мышление достигает своего максимального развития.
- Формирование представлений о сенсорных эталонах.
- Дети манипулируют и называют все знакомые предметы и действия с ними, имеют правильное представление о многих объектах и их частях. О наиболее распространённых формах поведения животных и о явлениях природы. Это даёт возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений.
- Постепенно у детей накапливается определённая сумма знаний.
- Формируется потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие отношения.
- Появляется понимание, что знания можно получить вербальным путём от взрослого.
Средняя группа
- Благодаря накоплению личного опыта действия ребёнка становятся более целенаправленными и обдуманными.
- Количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путём укрепляется.
- Давая словесный отчёт об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развёрнутому рассказу.
- Учатся сравнивать два объекта и находить разницу между ними.
Старшая группа
- У детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.
- Педагогу необходимо при помощи наводящих вопросов направлять действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
- Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.
- Дети учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном.
- Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логическое мышление.
Подготовительная группа
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Давайте рассказывать детям
О простом и сложном,
Об истинном и ложном,
О камне и пушинке,
О ракете и травинке,
Правдивые истории,
Серьёзные, шутливые.
Про опыты начальные,
И про умы пытливые,
Про важные события,
Про главные открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка поисково-исследовательской деятельности в условиях мини музея "Греция: боги и герои"
Данный материал отражает методы и приемы по организации поисково-иследовательской деятельности детей в области формирования представлений о человеке в истории и культуре....
Педагогический проект «поисково-исследовательской деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...
Доклад на педагогическом совете "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников"
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников (из опыта работы)...
Программа кружка по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» в первой младшей группе
quot;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам!" Ральф У. Эмерсон...
по технологии организации поисково-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группе.
Технология организации поисково-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группе....
Доклад «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю!Китайское изречение....
Доклад на педагогическом совете: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе».
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...