Доклад «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
консультация на тему
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Китайское изречение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_issl.deyat_.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательскойдеятельности дошкольников»
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Китайское изречение.
Детское экспериментирование —основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении закономерностей и т.д.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт, мною разработан перспективный планработы по экспериментально – исследовательской деятельности.
Работа по исследовательской деятельности направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явленийЧем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
- Активное использование результатов исследования и практической (бытовой, игровой) деятельности.
- Классификация на основе сравнения: по длине, форме, цвету, орнаменту, материалу, плотности, фактуре.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие вразличных исследовательских проектах).
Структура детского экспериментирования:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
Выдвижение гипотезы было таким – обладает ли дерево различными свойствами?
Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.
Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод:
Дерево лёгкое, плавает в воде.
Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельнымисследованиям.
Оборудование уголков экспериментальной деятельности:
- Приборы - «помощники»: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;ткани и т.д.
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки с закругленными концами, колбы, мерные ложки;колбы, деревянные палочки, шприцы (без
игл), резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,
детали конструктора и т. д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы:
Материалы, находящиеся в мини-лаборатории распределены по разделам:
«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Условия для детского экспериментирования.
В уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы.
- В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные
разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.
- Дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
- Создана картотека опытов.
- Схемы, чтобы помочь детям учиться управлять процессом усвоения знаний (прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем; учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.).
Формы работы
Трудовая
деятельность
Мною проводятся опыты и эксперименты по книге «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» (О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина), в которой даны практические указания по организации поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.
Этоположительно сказалось на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...
«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....
мастер-класс "Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
мастер-класс...
Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...
Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....
Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Распространение опыта детского экспериментирования ....