Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Курягина Оксана Юрьевна

 Цель: расширять и углублять представления детей о космосе.

Обучающие  задачи:

  • Расширять знания детей о космосе, о планете Земля.
  • Познакомить детей с понятием “Солнечная система”.

Развивающие задачи:

  • Развивать мышление, внимание, память, художественно-творческие способности: воображение и чувство композиции.
  • Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать познавательные интересы, аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmicheskie_priklyucheniya.docx168.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности художественно-эстетическому

 направлению развития воспитанников»

город Гусь-Хрустальный

Описание: D:\02.11.2018\логотип ДОУ .jpg

Конспект образовательной деятельности

 по познавательному  развитию

в подготовительной группе

Тема:  «КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

                                                               

             

               Автор: воспитатель                                                                                                      

               1 квалификационной категории                                                            

               Курягина Оксана Юрьевна

г. Гусь-Хрустальный, 2023 год

 Образовательная область: познавательная

 Форма занятия: словесная, игровая, творческая,

 Продолжительность ОД: 30 мин.

 Интеграция областей: Познавательное, социально – коммуникативное,

 речевое, художественно-эстетическое  развитие, игровая деятельность.

 Методы проведения: художественное слово; игровая мотивация;  

 использование мультимедийной презентации; игровые упражнения.

 Цель: расширять и углублять представления детей о космосе.

Обучающие  задачи:

  • Расширять знания детей о космосе, о планете Земля.
  • Познакомить детей с понятием “Солнечная система”.

Развивающие задачи:

  • Развивать мышление, внимание, память, художественно-творческие способности: воображение и чувство композиции.
  • Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать познавательные интересы, аккуратность, умение слушать воспитателя и товарищей.

       

     Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, дидактическая игра  

     «Собери картинку», задания на листах по количеству детей; листы в крупную

  клетку, конверт с заданиями, заготовки для игры «Сбей метеорит», картинки

  планет солнечной системы,  клей,   клеенки, музыкальные   композиции

  « Звуки космоса» .         

Взаимосвязь с образовательной деятельностью в режимных моментах:

    Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме

«Космос», просмотр презентаций по данной тематике,                                          

 рассматривание иллюстраций и фотографий, беседы, дидактические игры;

 слушание музыкальных произведений.

   Взаимодействие с семьями воспитанников: Буклет для родителей    

  «Расскажите детям о космосе»; папа-передвижка «Космические игры»;      

  консультация для родителей « Нужно ли знакомить дошкольников с

      космосом?»,  «Детям о космосе и космонавтах».

Содержание деятельности:

Этапы деятельности

Содержание

Время

1. Процесс вовлечения

В: Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете,

Доброе утро, скажем все вместе!

Здравствуйте ребята!

Дети приветствуют друг друга вместе с воспитателем.

В: Друзья, нам пришло послание. Интересно от кого оно? Хотите узнать? (Ответ детей).

В: Отгадав загадку вы узнаете от кого это послание?

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка! Как зовут его?.. Ответ детей (Незнайка).

В: Послание прислал нам Незнайка. Послушаем, что он хочет нам сказать.

На (Слайд2) появляется Незнайка и текст письма:

«Здравствуйте дорогие друзья! Вы конечно меня узнали. Это я Незнайка. Я летал на луну. Погостил там и теперь хочу вернуться домой, на нашу родную Землю, в свой Цветочный городок. Но в космосе случилась беда, пролетающий метеорит сместил планеты со своих орбит и теперь я не знаю, что мне делать и как быть? Как вернуться домой»

В: Жалко Незнайку, ведь правду говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше». Что же делать?  (Может как-то помочь ему?).

Ответы детей (надо ему помочь восстановить все планеты солнечной системы на свои места; послать ему карту правильной солнечной системы; отправить за ним спасательный отряд космонавтов;)

В: Есть у меня знакомый Астроном, давайте спросим у него как нам помочь Незнайке.

(Слайд3) Астроном отвечает детям: «Вам нужно выполнить все задания, разгадать все загадки и получит за это подарок. Только тогда все планеты  смогут найти свое место в солнечной системе.»

В: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке? (Ответы детей- Да сможем).

2 мин.

2. Процесс

целеполагания

В: Что мы будем сейчас делать?

Д: Мы будем отгадывать загадки, выполнять задания, восстановим все планеты в солнечной системы и поможем Незнайке вернуться домой.

В: Ну что, тогда отправляемся в путешествие, и какое оно у нас будет?

Д: Космическое.

30 сек.

3. Процесс проектирования, планирования

В: Что нам для этого нужно сделать?

Д: Нам нужно  стать космонавтами, сесть в ракету и отправиться в космическое путешествие.

30 сек.

4. Процесс осуществления деятельности

В: Ребята, а откуда ракета отправляется в свое космическое путешествие?

Д: С космодрома.

В: Отправляемся на космодром. Занимайте свои места в автобусе. (дети садятся на стульчики – в автобус).

В: Ну что, отправляемся в путь.

В: Ребята, а какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?

Д: «День космонавтики».

В: Да,  наша страна отмечает «День космонавтики». В этом году исполняется 60 лет с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

В: А кто из животных первыми полетели в космос?

Д: Собаки Белка и Стрелка.(Слайд 4)

В: А вы знаете, кто был первым человеком, полетевшим в космос? Ответы детей.

В: Первым 12 апреля 1961 года в космос полетел космонавт Юрий Гагарин.(Слайд 5).

В:А кто была первая женщина, полетевшая в космос?

Д: Валентина Терешкова? (Слайд 6)

В: Ну вот, мы с вами приехали на космодром.

(Слайд 7)

В: А каким должен быть космонавт?

Д: Сильным, смелым, умным, здоровым, умелым, выносливым, дружелюбным, любознательным.

В: Правильно, тогда выходим на зарядку.

Проводится физкультминутка.

Физкультминутка

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам все делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать, руки опускать.

Приседать и вставать. Прыгать и скакать.

Я хочу стать космонавтом, (поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр, (присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете (соединить руки над головой)

И открою все планеты! (обвести руками большой круг).

В: К полету мы подготовились. Космонавтами стали. А где же наша ракета?

В: А узнаем мы это, выполнив графический диктант. (Дети выполняют графический диктант «Ракета»)

В: Итак мы в ракете, занимаем все свои места (дети присаживаются на стульчики) и начинаем обратный отсчет….

Дети считают 9,8,7,6,5,4,3,2,1 – ПУСК.

В: Ну вот ребята, мы и в космосе. (Слайд 8).

В: А вы знаете, какая самая большая звезда?

Д: это Солнце, оно освещает и согревает всю нашу планету Земля.  

В: А вот таким, космонавты увидели наше Солнце. Огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не смогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть.  (Слайд 9)

В: Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите.  На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко – горячей, чем на горячей сковородке! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают. (Слайд 10).

В:Ребята, к нам приближается инопланетный корабль, в нем  какие-то существа (Слайд11) и они нам что-то хотят передать.

В: Это конверт. А в нем задания, которые нам предстоит выполнить. И вот первое задание.

Игра на внимательность «НАЙДИ ТЕНЬ»

Дети выполняют задание на листах бумаги, которые раздал воспитатель. На листе бумаги изображены тени (черно-белые силуэты) картинок и одна цветная картинка. Детям необходимо с помощь простого карандаша соединить нужную тень с картинкой.

В: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием очень быстро, летим дальше. (Звучит космическая музыка)

В: А вот еще одно задание от  инопланетян.

Игра на ориентировку на плоскости листа «НАРИСУЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

  Приготовьте цветные карандаши, будем рисовать:

  1. В правом верхнем углу нарисуйте синий треугольник.
  2. В левом нижнем углу нарисуйте сиреневый прямоугольник.
  3. В правом нижнем углу нарисуйте зелёный круг.
  4. В левом верхнем углу нарисуйте жёлтый квадрат.
  5. В середине листа нарисуйте красный овал.

Сколько кнопок получилось на пульте? (5).

Воспитатель проговаривает детям задание, дети его выполняют.

В: Посмотрите на доску и проверьте у себя  правильно ли выполнили задание. (Слайд 12)

В: Ну что и с этим заданием вы справились очень быстро, и мы летим дальше. (Звучит космическая музыка)

В: А вот и третье задание :         

Словесная игра «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Воспитатель читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу,

предлагая детям самим закончить стишок.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в (телескоп).

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

В: И сейчас ребята, у вас все получилось, вы молодцы.

В: Мы продолжаем свой полет и на нас летят метеориты. Что делать ребята?

Д: Увернуться от них; попытаться их сбить….

Проводится игра «СБЕЙ МЕТЕОРИТ»

Воспитатель раскладывает на полу заготовки: круги из картона в виде планет; нужно скомкать из бумаги или газеты небольшие шарики – метеориты, они должны удобно помещаться в ладошку ребёнка. Задача, которая стоит перед детьми, – попасть шаром в разложенные планеты. Игра подходит для тренировки меткости, развития моторики. Попадание в цель развивает целеустремлённость.

В: Ну что ребята, размялись немного? И как хорошо у вас это получилось. Наша ракета продолжает лететь дальше и не боится, ни каких метеоритов. (Звучит космическая музыка)

В: Впереди нас ждет еще одно задание.

Игра на развитие логического мышления «НАЙДИ ЛИШНЕЕ».

Воспитатель без опоры на наглядность зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

1. Солнце, Юпитер, Венера, Африка.

2. Ракета, спутник, лодка, луноход.

3. Комета, метеорит, звезда, глобус.

4. Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс.

5.Звезда, галактика, созвездие, телескоп.

6.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассиопея.

7. Равнины, горы , пустыня, океан.

8. Смелый, храбрый, злой, отважный.

В: И это задание  у вас получилось выполнить. Летим вперед. (Звучит космическая музыка).

В: Ну вот ребята и последнее задание, которое вам необходимо выполнить, чтобы все планеты нашли своё место в солнечной системе.
Дидактическая игра
 «Разрезные картинки».

Дети делятся на подгруппы и собирают   разрезные сюжетные картинки по теме «Космос». Задачи детей: сложить все картинки в единое целое.

В: Ребята, посмотрите,  к нам опять прилетели инопланетяне. (Слайд 13). И у них для вас подарок, так как вы выполнили все задания.  В руках у воспитателя появляются картинки с планетами Солнечной системы.

В: - Это же  все 9 планет Солнечной системы:

1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.

2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.

3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.

4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.

5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.

6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.

7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.

9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало известно о ней.

Но что же нам с ними делать?

Д: Нам нужно восстановить солнечную систему, расставить все планеты по порядку.

В: Да, это хорошо. А еще предлагаю на панно солнечной системы приклеить все эти планеты в правильном порядке. И что потом с ним делать?

Д: Мы его сфотографируем и пошлем Незнайке как правильную карту. Пусть Незнайка быстрее возвращается домой.

Самостоятельная работа детей. Дети помощью ножниц вырезают планеты и приклеивают их на панно Солнечной системы в правильной последовательности.

В: Панно солнечной системы готово, осталось его только сфотографировать и послать Незнайке по спутниковой связи, чтобы он мог вернуться домой в свой Цветочный городок. Фотографируем и отсылаем. Готово.

В: Ребята, мы выполнили все задания, а теперь нам нужно лететь домой на какую планету?

Д: Земля

В: Правильно, это Земля. Землю называют голубой планетой, так как из космоса она похожа на голубой шар. Полетели!!! Звучит космическая музыка.

В: Вот мы на родной нашей планете. Полёт закончен. Все мы любим нашу планету. Гордимся нашей великой страной, которая называется Россией. Гордимся людьми, которые прославили Россию, отдав всю свою жизнь изучению космоса.

Сегодня вы с полётом справились. Молодцы.

25 мин

5.Рефлексия

В: Ребята, что мы сегодня делали?

Д: Мы помогали Незнайке вернуться домой; летали в космос на ракете; мы восстановили все планеты по порядку,  сделали панно солнечной системы и послали фотографию Незнайке.

В: Где мы сегодня побывали? Ответы детей,

В:  Кого мы сегодня встретили? Ответы детей.

В: Испытали ли вы какие-нибудь трудности путешествуя в космосе? (Ответы детей).

В: Кружиться хоровод планет, у каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен, но только на Земле мир жизнью заселен. Наши приключения закончились. Я благодарю экипаж.

До новых встреч.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного развлечения для детей подготовительной группы "Лесные приключения"

Дети отправляются в осенний лес и там происходят с ними удивительные превращения......

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной школе группе "Приключение с Буратино"

     Программное содержание.         Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.Учить на наглядной основе с...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...