Викторина по познавательному развитию "Тайны подводного мира"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Викторина "Тайны подводного мира" по организационно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы.

Цель данной викторины заключается в расширении старших дошкольников в области океанов и морей, подводной жизни их обитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_tayny_podvodnogo_mira.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 64 Петроградского района Санкт-Петербурга

Малатова П. С., воспитатель

Конспект организационно – образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшей группы

Викторина «Тайны подводного мира»

Цель: расширение кругозора старших дошкольников в области океанов и морей, подводной жизни их обитателей.

Образовательные: 

Повысить уровень знаний детей по вопросам жизнедеятельности и видового разнообразия водных обитателей.

Закреплять знания детей о пресноводных и морских рыбах.

Развивающие: 

Развивать умения находить ответы на поставленные вопросы.

Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Воспитательные: 

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать командный дух и волевое стремление к победе.

Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми; самостоятельной деятельности детей.

Оборудование: компьютер, телевизор, 2 круглых стола.

Демонстрационный материал: видеоролик, презентация, книги – энциклопедии «Подводный мир», Атлас.

Раздаточный материал: жетоны в виде рыбки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы:

Практические - игровые упражнения. 

Наглядные – рассматривание иллюстраций, видеоматериалов, книг по теме «Подводный мир», Атлас.

Словесные – объяснение, беседа, напоминание, повторение, художественное слово.

Предварительная работа: чтение книг: Энциклопедия с развивающими заданиями. Акулы., Умка, 2019, Мир морских животных, Омега, 2019; Подводный мир, Росмэн, 2015, Энциклопедия. Знаешь ли ты? Рыбы., Махаон, 2014; Энциклопедия в глубинах океана Дэвар медиа, 2018; Атлас морских хищников Клинт Твист., просмотр видеофильмов о жителях подводного мира, океанах.

План ООД:

I. Вводная часть - 2 минуты.

1) организационный момент – фрагмент видеоролика;

2) сюрпризный момент под аудиозапись «звуки моря» - распределение команд;

II. Основная часть - 26 минут.

1) I тур «Самый знающий рыбак»

2) II тур «Четвертый лишний»

3) Игровое упражнение «Море волнуется раз!»

4) III тур «Интеллектуальный остров»

5) IV тур «Загадки от рыбки»

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.

1) обобщение воспитателя, награждение победителей;

2) анализ ООД, рефлексия.

Ход ООД

 1. Вводная часть

  1. Организационный момент

Фрагмент видеоролика про подводный мир.

Восп: - Ребята, сегодня нас ждет большое путешествие в тайны мирового океана. Просмотрим небольшой видеоролик.

  1. Сюрпризный момент

Восп: - Отправляемся в путешествие! Свистать всех наверх! Сегодня мы покажем, сколько знаний у нас есть о тайнах подводного мира. 

Распределение старших дошкольников на 2 команды. Команды придумывают название согласно морской тематике.

2. Основная часть

2.1. I тур «Самый знающий рыбак»

Воспитатель задает вопросы каждой команде и фиксирует количество ответов. Выигрывает та команда, которая наберет больше правильных ответов.

  1. Перечислите водоемы, в которых могут обитать пресноводные рыбы. (Реки, ручьи, озера, пруды, каналы, водохранилища)
  2. Назовите части тела рыбы. (Голова, туловище, хвост, плавники, жабры, глаза, ноздри, рот)
  3. Чем покрыто тело рыбы? (Кожей, чешуей, слизью)
  4. Перечислите каких вы знаете моллюсков.
  5. Перечислите названия океанов Планеты Земля.
  6. Перечислите рыб, которые живут в глубинах океана.

Победителям выдается жетон в виде рыбки.

2.2. II тур «Четвертый лишний»

Восп: - Тур №2! Выберите четвертое лишнее слово и обоснуйте свой ответ.

Вопросы задаются по очереди.

1. Акула, скат, камбала, дельфин. (Дельфин)

2. Щука, сом, сельдь, лещ. (Сельдь)

3. Хвост, плавники, клюв, жабры. (Клюв)

4. Плавает, клюет, рыбачит, нерестится. (Рыбачит)

5. Рыбина, рыбешка, рыбак, рыбка. (Рыбак)

6. Икра, личинка, головастик, малек. (Головастик)

Победителям выдается жетон в виде рыбки.

2.3. Игровое упражнение «Море волнуется раз!»

2.4. III тур «Интеллектуальный остров»

1. Какой болезнью на земле никто не болел? (морской)

2. Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (рыбы)

3. Каких камней нет в море? (сухих)

4. Чтобы сделать глоток воздуха, дельфины вынуждены всплывать каждые 15–20 минут. Почему же они не задыхаются во сне? (они не спят ночью)

5. В каких сказках рыба помогала главному герою? (Сказка о рыбаке и рыбке, По щучьему веленью)

6. Какие моря и океаны вы знаете?

7. Чем дышат рыбы? (жабрами)

8.Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)

9. На чем можно путешествовать по морю? (корабль, яхта, лодка)

10. С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка, нырнуть с аквалангом)

11. У каких морских животных есть электрические органы? (скаты, рыбы – звездочеты, электрический угорь, африканский речной сом)

12. Какое морское животное в случае опасности может отбрасывать часть своего тела? (морская звезда – из любой части тела вырастает новое животное)

13. Что помогает человеку дышать под водой? (акваланг)

Победителям выдается жетон в виде рыбки.

2.5. IV тур «Загадки от рыбки»

Восп: - Ребята, к нам приплыла рыбка. У нее для вас интересное задание – Загадки! Каждая команда отвечает по очереди.

  1. Друг за другом мчится стая,

волны телом разрезая,

То хвосты, то снова спины,

кто вперёд, плывут

(дельфины)

  1. Плоский он. Размером разный.

Хвост его бичеобразный.

Лишь один несёт отряд

Электричества заряд! (Скат)

По волнам гуляет зонтик –

Вот так чудо,

Вот так диво!

Зонтик жжётся,

Как крапива.

(медуза)

  1. Симпатичный он на вид,
    Хоть бывает ядовит!
    У моллюска – восемь ног.
    То придонный… 

(Осьминог)

 

  1. Кто ходит задом наперёд?
    Кто в чистой лишь воде живёт?
    В норе глубокой он сидит
    Усами тихо  шевелит 

(Рак)

 

  1. Кит? А, может быть, дельфин,
    Чёрно-белый исполин?
    В океанах обитает,
    Живность хищно поедает.
    (Косатка)

 

  1. Передние – ласты, а задние - лапы!
    Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
    Другого жилья, кроме моря, не зная,
    Потомству даст жизнь, на песок выползая.
    (Морская черепаха)
  2. Короткое тело покрыто шипами!
    Шипами умело сразится с врагами.
    Раздуется важно, как шарик. И всё ж…
    Порою хоть страшно, плывёт 

 (Рыба-ёж)

 

  1. Кит-гигант! Зубастый кит!
    Своенравен и сердит.
    Прирождённый эхолот.
    Ест моллюсков.

(Кашалот)

 

  1. Ракообразная малышка
    Меняет цвет. Уж это слишком!
    Морских глубин цветная детка -
    Та симпатичная

 (Креветка)

 

  1. Только снаружи ракушка проста,

Внутри – удивительная красота,

Если песчинка в нее попадает,

В жемчуг ракушка ее превращает.

(жемчужница) 

Победителям выдается жетон в виде рыбки.

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов, награждение победителей.

3.2 Рефлексия:

- Что вам больше всего понравилось?

- Довольны ли вы своими ответами?

- Что сегодня было самым сложным для вас?

- А что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.«Знакомство с подводным миром Черного моря»

«Знакомство с подводным миром Черного моря»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Прогр...

Викторина-соревнование "Чудеса подводного мира"

Закреплять знания детей о пресноводных и морских рыбах,активизировать предметный словарь по теме;развивать слуховое внимание,мышление,память,воспитывать любознательность....

Конспект викторины «Знатоки подводного мира» подготовительная группа

Конспект викторины«Знатоки подводного мира» подготовительная группа...

Викторина "Чудеса подводного мира" (подготовительная группа) - 2023 г.

С приближением лета мы всё чаще думаем о море. Поэтому ребята с удовольствием приняли участие в викторине "Чудеса подводного мира".Во время викторины дети отгадывали загадки о морских обитат...

Викторина "Чудеса подводного мира"

Викторина «Чудеса подводного мира.» в подготовительной группе.Цель: Закреплять представление о море.Задачи:1. Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин.2....