План – конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе « Воздух – невидимка»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

План – конспект НОД по  познавательно – исследовательской

 деятельности в средней группе « Воздух – невидимка»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Познавательное развитие: расширить представления о свойствах воздуха (находится в окружающем пространстве ,невидим, не имеет запаха, прозрачен).

Речевое развитие:Формировать умение свободного общения со взрослыми и сверстниками, активизировать диалогическую речь, обогатить словарь (надутый, спущенный, невидимый), упражняя детей в подборе прилагательных.

Художественно –эстетическое: развивать у детей интерес к художественному творчеству, посредством использования нетрадиционных способов рисования.

Физическое развитие:Формировать потребность к двигательнойактивности.

Методы и приемы: (соотнести с методикой Н.А.Коротковой)

_- практические: опыты с воздухом;

- наглядные: демонстрация эксперимента;

- словесные: рассказ воспитателя ,вопросы, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: бумага для рисования, бумага для опыта,гуашь,салфетки, тарелочки с кусочками апельсина, шоколада и чеснока, воздушные шарики, мячики надутые и спущенные, магнитофон и диски с записями песен Э.Шаинского «Все то, что неизвестно, ужасно интересно».

 

 

 

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Раздувайся пузырь».

Продуктивная

Рисование пальцем воздушных шариков.

Познавательно -исследовательская

Экспериментирование с двумя мячами: спущенным и надутым, решение проблемных ситуаций, опыт « Узнай по запаху».

Коммуникативная

Беседа о воздухе, вопросы, загадывание загадок.

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

деятельность воспитанников

ожидаемые результаты

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики за стол перед наглядным материалом, звучит музыка.

Игровая мотивация. Воспитатель показывает детям сундучок и конверт, который обнаружила с утра на крыльце детского сада. Открывает конверт и достает письмо с загадкой и загадывает ее детям:

  Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь

он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

воспитатель под звуковой эффект открывает сундучок и говорит : «в сундучке есть то,без чего нельзя прожить ,но мы его не видим Что же это?».

Беседа о воздухе.

 Предлагает сделать глубокий вдох и затем выдохнуть.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

- Для чего нам нужен воздух?

- Как узнать есть ли воздух вокруг нас?

Игровое упражнение «почувствуй воздух».- дети машут листом бумаги перед лицом.

- Что вы чувствуете?

- Имеет ли воздух запах?

Опыт «Узнай по запаху»

Воспитатель предлагает провести опыт «Узнай по запаху»: детям подносятся  тарелочки с кусочками апельсина, шоколада, чеснока, нужно с закрытыми глазами отгадать запах. Воспитатель подводит к  выводу: воздух невидим, прозрачен, без запаха, но если в помещении есть, например, апельсин или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта.

 

 

Воспитатель предлагает физкультминутку «Раздувайся пузырь».

Дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя  круг и приговаривая:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся  такой, да не лопайся!

Играющие становятся тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулаки, сложенные «трубочкой» (один  за другим). При каждом выдувании воздуха все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку».

Ведущий дотрагивается до соединенных рук и говорит: «Воздух выходит!»Образуется большой растянутый круг.

Дети произносят звук «т-с-с», изображая выходящий воздух. Все дети сбегаются к центру. Затем игра повторяется.

 

Воспитатель показывает, детям надутый мяч и передает его детям, чтобы они по очереди несколько раз ударили мячом об пол.

- Что можно сказать об этом мяче?

- Как вы думаете, что внутри мяча?

Уточнение воспитателя: в нем много воздуха.

Затем воспитатель показывает спущенный мяч и предлагает детям им постучать об пол.

-в чем причина того, что один мячик легко отталкивается от пола ,а другой почти не скачет?

 

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем он лучше прыгает.

Воспитатель подводит итог по опытно-экспериментальной деятельности, а затем спрашивает у детей:

 

- Любите ли вы воздушные шары? 

Воспитатель раздает воздушные шарики и предлагает их надуть.

- Чем мы заполняем воздушные шарики?

 

 

 

 

 

 

Воспитатель предлагает детям  «Волшебные краски» нетрадиционным методом (пальчиком) нарисовать воздушные шарики.

 

 

Выставка детских рисунков.

 

 

 

Дети отгадывают загадку, объясняют, как догадались. В процессе игровой ситуации дети знакомятся, что воздух невидим и заполняет пространство, которое нас окружает.

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети закрывают глаза, пытаются отгадать запахи шоколада, апельсина, чеснока, делают вывод: воздух невидим, прозрачен, без запаха, но если в помещении есть, например, апельсин или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта.

Дети проводят физкультминутку, выполняя правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надувают воздушные шарики, делают вывод, что воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под спокойную музыку рисуют воздушные шарики.

 

 

 

 

Дети рассматривают работы.

Создан благоприятный фон для работы.

 

 

 

 

 

 

Отгадали загадку.

Дети усвоили , что воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

 

 

 

 

 

Дети усвоили, что воздух нужен для того, чтобы дышать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети определили запахи;  усвоили новые знания о свойстве воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворение детей в двигательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создан благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей познавательно-исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети получили результат эксперимента и на его основе сделали вывод.

 

 

Дети сделали вывод, что воздух заполняет любое пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети нарисовали воздушные шарики, владеют  необходимыми умениями и навыками.

 

 

Дети получили удовольствие от выполненных работ. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hovanova.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект НОД по  познавательно – исследовательской

 деятельности в средней группе « Воздух – невидимка»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Познавательное развитие: расширить представления о свойствах воздуха (находится в окружающем пространстве ,невидим, не имеет запаха, прозрачен).

Речевое развитие:Формировать умение свободного общения со взрослыми и сверстниками, активизировать диалогическую речь, обогатить словарь (надутый, спущенный, невидимый), упражняя детей в подборе прилагательных.

Художественно –эстетическое: развивать у детей интерес к художественному творчеству, посредством использования нетрадиционных способов рисования.

Физическое развитие:Формировать потребность к двигательнойактивности.

Методы и приемы: (соотнести с методикой Н.А.Коротковой)

_- практические: опыты с воздухом;

- наглядные: демонстрация эксперимента;

- словесные: рассказ воспитателя ,вопросы, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: бумага для рисования, бумага для опыта,гуашь,салфетки, тарелочки с кусочками апельсина, шоколада и чеснока, воздушные шарики, мячики надутые и спущенные, магнитофон и диски с записями песен Э.Шаинского «Все то, что неизвестно, ужасно интересно».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Раздувайся пузырь».

Продуктивная

Рисование пальцем воздушных шариков.

Познавательно -исследовательская

Экспериментирование с двумя мячами: спущенным и надутым, решение проблемных ситуаций, опыт « Узнай по запаху».

Коммуникативная

Беседа о воздухе, вопросы, загадывание загадок.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

деятельность воспитанников

ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Дети садятся на стульчики за стол перед наглядным материалом, звучит музыка.

Игровая мотивация. Воспитатель показывает детям сундучок и конверт, который обнаружила с утра на крыльце детского сада. Открывает конверт и достает письмо с загадкой и загадывает ее детям:

  Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь

он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

воспитатель под звуковой эффект открывает сундучок и говорит : «в сундучке есть то,без чего нельзя прожить ,но мы его не видим Что же это?».

Беседа о воздухе.

 Предлагает сделать глубокий вдох и затем выдохнуть.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

- Для чего нам нужен воздух?

- Как узнать есть ли воздух вокруг нас?

Игровое упражнение «почувствуй воздух».- дети машут листом бумаги перед лицом.

- Что вы чувствуете?

- Имеет ли воздух запах?

Опыт «Узнай по запаху»

Воспитатель предлагает провести опыт «Узнай по запаху»: детям подносятся  тарелочки с кусочками апельсина, шоколада, чеснока, нужно с закрытыми глазами отгадать запах. Воспитатель подводит к  выводу: воздух невидим, прозрачен, без запаха, но если в помещении есть, например, апельсин или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта.

Воспитатель предлагает физкультминутку «Раздувайся пузырь».

Дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя  круг и приговаривая:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся  такой, да не лопайся!

Играющие становятся тесным кругом и «надувают пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулаки, сложенные «трубочкой» (один  за другим). При каждом выдувании воздуха все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», выдувая воздух в свою «трубочку».

Ведущий дотрагивается до соединенных рук и говорит: «Воздух выходит!»Образуется большой растянутый круг.

Дети произносят звук «т-с-с», изображая выходящий воздух. Все дети сбегаются к центру. Затем игра повторяется.

 

Воспитатель показывает, детям надутый мяч и передает его детям, чтобы они по очереди несколько раз ударили мячом об пол.

- Что можно сказать об этом мяче?

- Как вы думаете, что внутри мяча?

Уточнение воспитателя: в нем много воздуха.

Затем воспитатель показывает спущенный мяч и предлагает детям им постучать об пол.

-в чем причина того, что один мячик легко отталкивается от пола ,а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем он лучше прыгает.

Воспитатель подводит итог по опытно-экспериментальной деятельности, а затем спрашивает у детей:

- Любите ли вы воздушные шары?  

Воспитатель раздает воздушные шарики и предлагает их надуть.

- Чем мы заполняем воздушные шарики?

Воспитатель предлагает детям  «Волшебные краски» нетрадиционным методом (пальчиком) нарисовать воздушные шарики.

Выставка детских рисунков.

Дети отгадывают загадку, объясняют, как догадались. В процессе игровой ситуации дети знакомятся, что воздух невидим и заполняет пространство, которое нас окружает.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети закрывают глаза, пытаются отгадать запахи шоколада, апельсина, чеснока, делают вывод: воздух невидим, прозрачен, без запаха, но если в помещении есть, например, апельсин или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта.

Дети проводят физкультминутку, выполняя правила.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Надувают воздушные шарики, делают вывод, что воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Под спокойную музыку рисуют воздушные шарики.

Дети рассматривают работы.

Создан благоприятный фон для работы.

Отгадали загадку.

Дети усвоили , что воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Дети усвоили, что воздух нужен для того, чтобы дышать.

Дети определили запахи;  усвоили новые знания о свойстве воздуха.

Удовлетворение детей в двигательной активности.

Создан благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей познавательно-исследовательской деятельности.

Дети получили результат эксперимента и на его основе сделали вывод.

Дети сделали вывод, что воздух заполняет любое пространство.

Дети нарисовали воздушные шарики, владеют  необходимыми умениями и навыками.

Дети получили удовольствие от выполненных работ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.Задачи:Развивающая: развив...

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»

Конспект открытой НОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка»...

Конспект непосредственно-образовтельной деятельности в средней группе "Воздух-невидимка"

Конспект непосредственно-образовтельной деятельности в средней группе Воздух-невидимка...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Воздух-невидимка»

В данном материале описана познавательная деятельность через опытно-экспериментальную деятельность с детьми средней группы....

конспект занятия в средней группе "Воздух-невидимка".

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Уточнить знания детей об органах дыхания (нос, трахеи, бронхи, лёгкие)....