конспект занятия для старшей группы "День и ночь-сутки прочь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Соколова Елена Вячеславовна

Конспект занятия для старшей группы по формированию целостной картины мира "День и ночь - сутки прочь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_den_i_noch_sutki_proch.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №128»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшей группы

на тему:

«День и ночь – сутки прочь»

Составила: воспитатель

 Соколова Е.В.

г. Ярославль, 2023 г

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях Солнца и жизнью на планете Земля.

 -Закреплять умение детей ориентироваться во времени, правильно                    использовать названия частей суток, соотносить их со своим режимом дня.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных интересов у детей, умению самостоятельно устанавливать причинно следственные связи.

Речевые:

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать желание участвовать в коллективной беседе.

 Материалы, инструменты и оборудование. Изображения созвездий, Луны, ночного неба, Солнца; энциклопедии, атласы с изображением ночного неба; глобус, настольная лампа; раздаточный материал для игры в парах «Времена года», колокольчик.

Ход занятия. 

Воспитатель рассказывает детям:

- Помните, ребята, в одной сказке Корнея Чуковского "зубастый крокодил солнце в небе проглотил".

- Так вот, как-то рассказываю и показываю я эту сказку четырехлетней малышке, а малышка, представьте мне в ответ: "Так всегда бывает: стемнело - значит, крокодил солнце - ам! - и проглотил; утром брызнул свет в оконце, - значит, выплюнул он солнце..."

- А как думаете вы, ребята?

- Как же объяснить крошке, что крокодил тут не причем?

Ответы детей, их предположения.

Воспитатель: Ребята, сейчас, для того, чтобы всё выяснить, мы с вами отправимся в путешествие в страну «Хочу всё знать!», а поможет нам в этом наш волшебный колокольчик (дети закрывают глаза, звенит колокольчик). Вот мы и оказались в стране «Хочу все знать!»

    На столе дети видят яркую коробку, посылку от Незнайки. Незнайка сообщает, что он полетел на Луну и детям прислал в подарок фотографии из космоса. Дети рассматривают содержимое посылки.

Воспитатель:

     - Очень хорошо, кстати, такой подарок поможет нам разобраться в нашем вопросе.

1. О звездах и созвездиях.

Дети рассматривают фотографии звездного неба, звезды и отмечают, что звезды расположены группами — созвездиями.

 - Ребята, а что такое звезда?

- Любая звезда — это огромное солнце, которое ярко светит. Просто все звезды, кроме нашего Солнца, находятся очень-очень далеко от Земли, и до нас доходит только их слабый свет. Все звезды перемещаются по небу, кроме одной, которая называется Полярной. Эта звезда указывает, где находится север. Ориентируясь на нее, моряки и другие путешественники могут находить ночью дорогу.

  Воспитатель: Отгадайте мою загадку «Доброе, хорошее на людей глядит, а на себя глядеть то не велит». (Солнце)

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о Солнце? (Это огромная и раскаленная звезда, излучающая тепло и свет, на Солнце нет жизни, но оно дает всем на планете Земля жизнь.)

Воспитатель: Какое значение имеет солнце в жизни людей?

- Если светит Солнце - то трава - зеленеет, растет;

- Если греет солнце, то на деревьях набухают (почки), зеленеют (листочки);

- Солнце припекает снег (тает), появляются (проталины);

- Когда солнышко ярко светит, птицы (весело щебечут);

- Если Солнце пригревает, то цветы (расцветают);

- Весной Солнце появляется и насекомые (просыпаются);

- Солнце — это огромная, горячая, яркая звезда, которая дает нам свет и тепло.

Игра. Все дети - лучики. Один - солнышко. Солнышко выбирает лучик, этот лучик показывает движение, все остальные за ним повторяют

2. О Луне.

- Похожа ли чем-нибудь Луна на Солнце? (Как и Солнце, она круглая, желтая ?.) Показ фотографии Луны и Солнца. Дети делают вывод: Солнце светит, а Луна нет.

- Мы видим Луну в небе, потому что она отражает солнечный свет. Это самый большой солнечный зайчик.

 - Говорят, бывает солнечный и лунный свет. Какой из них помогает нам видеть днем, а какой — ночью? Что сильнее светит и лучше освещает все вокруг: Луна или Солнце? Когда мы лучше видим окружающие нас предметы: днем или ночью?

Луна — это спутник нашей планеты Земля. Что такое спутник? Это то, что всегда рядом. Вот и Луна всегда рядом с Землей, и не просто рядом — она постоянно вращается вокруг своей оси и вокруг Земли по кругу. Земля, Луна и Солнце имеют ось вращения. (Показать примеры: волчок, колесо).

- А как вы думаете, ребята. Наша планета стоит на месте? (ответы детей).

Да, Земля все время находится в движении. Она вращается вокруг своей оси и вокруг солнца. Полный круг вокруг солнца она делает за 1 год (12 месяцев). Как раз таким образом и происходит смена времен года.

Воспитатель:  А куда же исчезает Солнце ночью? И почему оно снова появляется каждое утро? Почему на Земле день сменяет ночь.

Опыт.

На столе устанавливается и включается настольная лампа — Солнце. Землю символизирует глобус. На той стороне глобуса, где находится наша страна, закрепляется кусочек белой клейкой бумаги.

- В том месте Земного шара, где прикреплена наклейка, находится наш детский сад.

- Наша планета постоянно вращается, вот, как она это делает.

Затем воспитатель размещает глобус возле включенной настольной лампы так, чтобы участок с белой наклейкой оказался на освещенной стороне, и спрашивает:

- Что сейчас должно быть в том месте, которое мы обозначили на глобусе, — день или ночь? Почему? (Там сейчас день, так как это место хорошо освещается Солнцем.)

Затем воспитатель поворачивает глобус вокруг его оси так, чтобы под «лучами Солнца» оказалась другая сторона, без наклейки. Белая наклейка в это время будет находиться на противоположной, неосвещенной стороне. Дети определяют, какое время суток теперь на участке с белой наклейкой, а какое — на другой стороне, и объясняют свои ответы. В том месте, где нет наклейки, наступил день. На противоположной стороне Земли, где наклейка, наступила ночь, потому что солнечные лучи не доходят до нее, это место оказалось в тени. Воспитатель повторяет свои действия, дети определяют, где в данный момент на Земле ночь, а где — день.

- Ребята, время, за которое Земля сделала полный поворот, называется сутками. Сутки состоят из дня и ночи.

Воспитатель напоминает детям поговорку: «День и ночь — сутки прочь». День — это время между восходом и заходом солнца, ночь — это время между закатом и восходом солнца, в случае затруднения это делает сам воспитатель.

Игра "Танец на одной ножке" (дети кружатся на одной ноге).  Вот и наша планета: без конца кружится перед Солнцем, словно бы на одной ножке, как вы - перед лампой; то на одной стороне Земли день, то на другой; то на одной стороне ночь, то на другой.

   Воспитатель: Солнце может греть и освещать только одну сторону Земли, там светло значит там день (показ демонстрационного глобуса и настольной лампы).

Воспитатель: Какое время суток в этот момент на другой стороне оси Земли? (Темно – Ночь)

Воспитатель: Сколько дней и сколько ночей в сутках? (1 день и 1 ночь)

Почему говорят: «День и ночь - сутки прочь» (потому что сутки прошли). За сутки можно переделать много дел, мы все время чем-то заняты.

Игра «Верно - неверно»

Правила - если я говорю правильно, то вы хлопаете в ладошки, если неправильно - не хлопаете.

- Утром солнышко встает;

- По утрам нужно делать зарядку;

- Утром люди ужинают;

- День наступает всегда за утром;

- Днем в небе ярко светит луна;

- Днем люди обедают;

- Днем на улицах светят фонари;

- Заканчивается день и наступает утро;

- Вечером дети идут в детский сад;

- Ночью все спят;

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, и нам пора возвращаться обратно в детский сад. (Дети закрывают глаза, звенит колокольчик).

Ребята, вам понравилось путешествие?

5. Рефлексия

- Что нового узнали? Понравилось ли занятие?

- Для чего нам нужна ночь?

- Для чего нам нужен день?

Ночь и день

Для чего нужна нам ночь?

Чтобы выспаться помочь,

Чтобы глазки не болели,

Чтобы сны они смотрели.

Чтобы шар луны ловили,

Чтобы со звездой светили,

Чтобы крылышки росли,

Чтобы мы летать могли.

Для чего нам нужен день?

Чтобы мы прогнали лень,

Чтобы бегали, играли,

Книжки добрые читали.

Чтобы свету улыбались,

Чтобы весело смеялись.

Чтобы мы любить учились

И как солнышки лучились.

(Лопатина,А., Скребцова, М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект образовательной деятельности "Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь"

Конспект интегрированной образовательной деятельности для средней группы . Используемые виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-х...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....