Конспект занятия «Его величество уголь».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия «Его величество уголь»

Цель: создание  социальной ситуации развития в познавательной детской деятельности  по теме  «Полезное ископаемое – уголь»  

Задачи:

- обогащение знаний детей о полезном ископаемом – угле;

- систематизировать знания детей об угле: его происхождении, свойствах, значимости для людей;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- обогащать словарный запас детей;

- формировать связную речь, память, внимание, воображение;

- способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель загадывает загадку.

Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

-Что это (Уголь.

(стук в дверь, заходит  Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Ты к нам?

Незнайка: Помогите мне, ребята. Шел я по улице, и увидел как большая машина высыпала какие-то большие камни. Я подобрал один, показал друзьям, но они не знают что это за камень. Говорят, иди в детский сад, там ребята все знают.

Воспитатель: Молодец, Незнайка, что пришел к нам, показывай свою находку.

Незнайка(показывает камень) Вот он.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за камень?

Дети: Уголь.

Незнайка: Уголь, не может быть, он такой красивый, блестящий.

Воспитатель: А, чтобы ты убедился, что это уголь, пойдем сравним его с нашими угольками.

(подходят к столам на которых лежат угольки)

Вот, Незнайка, это наша лаборатория, здесь мы будем сравнивать наши камушки.

 Но сначала физминутка.

Дети образуют круг.

Уголь в земле глубоко залегает. (Делают три приседания.)

В шахтах его горняки добывают.

(Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)

На смену в забой шахтёрам пора

Уголёк –поднимать на гора.

(Выполняют наклоны вправо – влево.)

Шахтёры, шахтёры на смену идут,

(Маршируют на месте.)

Нелёгок, но очень почётен их труд.

(Поднимают руки через стороны вверх)

 

Ребята, возьмите каменный уголь рассмотрите его, расскажите о нем, какого он цвета? (черный, блестящий)

А как вы думаете он твердый или мягкий? Возьми в руки и попробуйте сжать уголек. И ты Незнайка сожми свой камень. Так значит, какой уголек?

(твердый)

Незнайка: Но у меня вот какой большой, а у вас какие-то маленькие кусочки.

Воспитатель: Незнайка, как ты думаешь, что будет если ударить по твоему камню молотком? Давай проверим? 

Ребята, как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.

 (Ударяет по куску каменного угля молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков).

Да, ребята, каменный уголь твердый, но не настолько прочный от удара он рассыпается на мелкие куски. И твой камень, Незнайка, тоже рассыпался на мелкие кусочки. Теперь ты веришь, что это уголь?

Незнайка: Да, но у меня камень марается, вот какие руки грязные.

Воспитатель: Ребята, покажите свои руки, посмотри Незнайка, у ребят тоже руки испачкались, почему? (уголь пачкается) Им можно порисовать.

 (дети рисуют)

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Пошли пузырьки. Как вы думаете, почему?

В угле есть воздух и при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки. Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь — тяжелый).

Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить?

 (Помешать воду палочкой).

Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).

Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.

Ребята какой уголь? (черный, твердый, но не прочный, тяжелый, не растворяется)

Воспитатель: Незнайка, так как называется этот камень?

Незнайка: Каменный уголь. Да, если бы я знал, что просто уголь, то и брать бы не стал, только зря руки замарал! И где его только находят!

Воспитатель: Незнайка, давай вытрем руки. (дети вытирают руки)

Ребята, разве уголь простой камень? (ответы)

Каменный уголь - это не просто камень, это наше богатство, черное золото, полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые пролежали в земле много, много лет. Под землей его очень много.

Воспитатель: Незнайка, теперь ты понял, что за камень ты поднял?

 Незнайка: Да, теперь я знаю, что уголь это богатство – это и свет, и тепло, и многие предметы. Спасибо, ребята, я пойду и своим друзьям расскажу все про уголь.

Воспитатель: До свидания, Незнайка, приходи к нам почаще.

Воспитатель: «А вы хотите порисовать чудесными угольками?». Если понравилось занятие, то нарисуйте улыбки.

 После рисования протрите руки влажными салфетками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_ugol.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Его величество уголь»

Цель: создание  социальной ситуации развития в познавательной детской деятельности  по теме  «Полезное ископаемое – уголь»  

Задачи:

- обогащение знаний детей о полезном ископаемом – угле;

- систематизировать знания детей об угле: его происхождении, свойствах, значимости для людей;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- обогащать словарный запас детей;

- формировать связную речь, память, внимание, воображение;

- способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель загадывает загадку.

Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

-Что это (Уголь.

(стук в дверь, заходит  Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Ты к нам?

Незнайка: Помогите мне, ребята. Шел я по улице, и увидел как большая машина высыпала какие-то большие камни. Я подобрал один, показал друзьям, но они не знают что это за камень. Говорят, иди в детский сад, там ребята все знают.

Воспитатель: Молодец, Незнайка, что пришел к нам, показывай свою находку.

Незнайка(показывает камень) Вот он.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за камень?

Дети: Уголь.

Незнайка: Уголь, не может быть, он такой красивый, блестящий.

Воспитатель: А, чтобы ты убедился, что это уголь, пойдем сравним его с нашими угольками.

(подходят к столам на которых лежат угольки)

Вот, Незнайка, это наша лаборатория, здесь мы будем сравнивать наши камушки.

 Но сначала физминутка.

Дети образуют круг.

Уголь в земле глубоко залегает. (Делают три приседания.)

В шахтах его горняки добывают.

(Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)

На смену в забой шахтёрам пора

Уголёк –поднимать на гора.

(Выполняют наклоны вправо – влево.)

Шахтёры, шахтёры на смену идут,

(Маршируют на месте.)

Нелёгок, но очень почётен их труд.

(Поднимают руки через стороны вверх)

Ребята, возьмите каменный уголь рассмотрите его, расскажите о нем, какого он цвета? (черный, блестящий)

А как вы думаете он твердый или мягкий? Возьми в руки и попробуйте сжать уголек. И ты Незнайка сожми свой камень. Так значит, какой уголек?

(твердый)

Незнайка: Но у меня вот какой большой, а у вас какие-то маленькие кусочки.

Воспитатель: Незнайка, как ты думаешь, что будет если ударить по твоему камню молотком? Давай проверим? 

Ребята, как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.

 (Ударяет по куску каменного угля молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков).

Да, ребята, каменный уголь твердый, но не настолько прочный от удара он рассыпается на мелкие куски. И твой камень, Незнайка, тоже рассыпался на мелкие кусочки. Теперь ты веришь, что это уголь?

Незнайка: Да, но у меня камень марается, вот какие руки грязные.

Воспитатель: Ребята, покажите свои руки, посмотри Незнайка, у ребят тоже руки испачкались, почему? (уголь пачкается) Им можно порисовать.

 (дети рисуют)

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Пошли пузырьки. Как вы думаете, почему?

В угле есть воздух и при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки. Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь — тяжелый).

Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить?

 (Помешать воду палочкой).

Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).

Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.

Ребята какой уголь? (черный, твердый, но не прочный, тяжелый, не растворяется)

Воспитатель: Незнайка, так как называется этот камень?

Незнайка: Каменный уголь. Да, если бы я знал, что просто уголь, то и брать бы не стал, только зря руки замарал! И где его только находят!

Воспитатель: Незнайка, давай вытрем руки. (дети вытирают руки)

Ребята, разве уголь простой камень? (ответы)

Каменный уголь - это не просто камень, это наше богатство, черное золото, полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые пролежали в земле много, много лет. Под землей его очень много.

Воспитатель: Незнайка, теперь ты понял, что за камень ты поднял?

 Незнайка: Да, теперь я знаю, что уголь это богатство – это и свет, и тепло, и многие предметы. Спасибо, ребята, я пойду и своим друзьям расскажу все про уголь.

Воспитатель: До свидания, Незнайка, приходи к нам почаще.

Воспитатель: «А вы хотите порисовать чудесными угольками?». Если понравилось занятие, то нарисуйте улыбки.

 После рисования протрите руки влажными салфетками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы «Закрепление понятий «прямой угол», «острый угол», «тупой угол».

Задачи:   - закрепить  знания о прямых, острых и тупых  углах; -продолжать учить детей образовывать  углы с помощью точки, вертикальной и горизонтальной прямы...

Конспект занятия "Его Величество-электричество"

Конспект занятия для подготовительной группы детского сада "Его Величество-электричество"...

Конспект занятия «Светлое величество - электричество»

Цель: Формирование у дошкольников простейших представлений о происхождении электричества и потребности в экономном расходовании электроэнергии....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Его величество уголь"

Занятие проводится с детьми подготовительной группы. Цель данного занятия - развитие способностей видеть многообразие мира. Формировать интерес к культурным ценностям и природным богатствам родного кр...

Конспект занятия "Его Величество - электричество".

Знакомство детей с достижением человечества – электричеством....

Конспект занятия "Его Величество-Электричество"

Обобщать знания детей об электричестве;закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;формировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать...

Конспект занятия; "Его Величество Электричество"

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знаний об электричестве...