Познавательное занятие на тему: «Знакомство с батарейкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гизатулина Вероника Валерьевна

Познавательное занятие на тему: «Знакомство с батарейкой»

Цель:

  • Обогащение знания детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы, формировать представления о целесообразности

вторичного использования бытовых хозяйственных отходов;

  • Прививание экологически грамотное поведение в природе, помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты

Задачи:

  1. Информировать, разъяснять, какую опасность для человека и природы несут выброшенные вместе с обычным мусором батарейки.
  2. Содействовать в организации активного сбора и сдачи использованных батареек в пункты приёма, способствовать в организации утилизации батареек.
  3. Изменить отношение людей к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в целом.

Ход занятия: (дети сидят полукругом, на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами посмотрим интересный мультфильм. (Фиксики. «Батарейки» (сезон 2, серия 37) Приложение 1

Что случилось с растением через некоторое время?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник подвёл меня: не прозвонил вовремя! (демонстрирует будильник).

Я его крутила-вертела, а потом поняла, что с ним произошло.

Воспитатель: А вы как думаете, почему электронные устройства, машинки, будильники, фонарики и т. д. чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя?

Загадка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она?

Ответы детей.

Воспитатель: из-за того, что в них разрядились батарейки!

Воспитатель: Молодцы! Да-да, в моём будильнике разрядилась батарейка! Открываю крышечку, а там обычные пальчиковые батарейки. Ребята, как вы думаете, почему их называют пальчиковыми?

Дети: они похожи на пальчик!

Воспитатель: А какие ещё бываю батарейки? (Мизинчиковые, таблетки, бочка).

Ребята, батарейки — это маленькие источники электрического тока.

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, что такое электрический ток.

Воспитатель: Все вещества состоят из атомов – мельчайших частичек, которые невозможно увидеть глазами. Даже в обычном микроскопе их не рассмотреть. А эти атомы состоят из более маленьких частиц – ионов и электронов. Электроны заряжены отрицательно, а ионы положительно.

 

Воспитатель: 1798 г. – итальянский физик граф Алессандро Вольта построил свой первый «вольтов столб». Примитивная батарея состояла из уложенных друг на друга спаренных медно-цинковых дисков, отделенных друг от друга картонными дисками, сточенными в соляном или кислом растворе. Приложение 2

Воспитатель: сейчас я вам расскажу сказку.

Ион и электрон живут дружно, а вот два электрончика или два иончика могут подраться. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе, а два электрона и два иона всегда друг от друга отталкиваются. И что же происходит в батарейке?

На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить иончики и электрончики, и не пустить их друг к другу. Электрончики собирают с одной стороны батарейки, а иончики остаются с другой. Там, где собраны электроны на батарейке нарисован знак Минуса, а где ионы – знак Плюс.

Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к ионам. И как только мы прокладываем им дорожку – проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электронов и есть электрический ток.

Воспитатель: Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека.

-А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, то человек погибнет. Поэтому приближаться к розеткам детям строго запрещено.

Игра «Электрический ток». Приложение 3

На полу по кругу укладывается канат. На одном участке круга выделяется участок Батарейка, обозначаются её полюса – Плюс и Минус. Дети делятся на две команды. Одна команда – Электрончики, вторая – Электроприборы (например, фен, холодильник, лампочка, сотовый телефон, планшет, стиральная машина, пылесос, фотоаппарат, магнитофон и проч.). Игроки получают соответствующие эмблемы (Электроприборы их изначально не показывают Электрончикам). Электроприборы встают по кругу на канат. Электрончики начинают свой путь от Минуса батарейки, движутся по канату. Достигая Электроприбора, Электрончик дотрагивается до него, и Электроприбор начинает демонстрировать (жестами, позой, звуками) свою работу. Электрончики должны угадать, что это за прибор. Таким образом Электрончики добираются до Плюса батарейки. Затем Электроприборы и Электрончики меняются местами. При этом Электроприборы получают новые эмблемы.

Воспитатель — Вот теперь мы разобрались, что такое батарейка и как она работает! А вот сумеете ли вы правильно её поставить в электроприбор? Кто знает, на что нужно обратить внимание?

Ответы детей.

Воспитатель: да, вначале нужно осмотреть батарейку, отыскать на ней знаки Плюс и Минус. Затем отыскать такие же знаки на корпусе прибора и поставить батарейку именно так, как изображено. Иначе электрончики откажутся бежать по нашему прибору, и он не заработает. Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки, например, в игрушки.

Дети делятся на пары. Каждая пара получает игрушку и батарейки. Ребятам предлагается вставить батарейки в игрушку. Если всё сделано правильно, игрушка работает.

Воспитатель: А теперь я поменяю батарейки в моём будильнике. (Меняет батарейки). И вот, будильник снова работает, стрелка движется. А что же сделать с использованными батарейками?

Ответы детей.

Воспитатель: чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать. Оказывается, батарейка может быть опасна. Как вы думаете, чем?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, в батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь закрытыми в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Человек начинает болеть различными заболеваниями, например, у него могут начать выпадать волосы и зубы, отмирать лёгкие и головной мозг, разрушаться кости. Но страдает не только человек, но и вся окружающая среда. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв. м. почвы. В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, а вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами, как батарейка? Приложение 4

Ответы детей.

Воспитатель: конечно, её нужно сдать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем городе. А куда выбрасываете использованные батарейки вы?

Ответы детей.

Воспитатель: но теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, теперь вы будете утилизировать их правильно!

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вы совершенно правы. А теперь расскажите, что нового вы узнали?

-Как работает батарейка?

-Как правильно утилизировать батарейку.

-А что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: В следующий раз мы продолжим знакомство с явлениями окружающей среды. А вы не забудьте рассказать родителям о том, как правильно избавляться от старых батареек!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное занятие на тему: «Знакомство с батарейкой»

Цель:

  • Обогащение знания детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы, формировать представления о целесообразности

вторичного использования бытовых хозяйственных отходов;

  • Прививание экологически грамотное поведение в природе, помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты

Задачи:

  1. Информировать, разъяснять, какую опасность для человека и природы несут выброшенные вместе с обычным мусором батарейки.
  2. Содействовать в организации активного сбора и сдачи использованных батареек в пункты приёма, способствовать в организации утилизации батареек.
  3. Изменить отношение людей к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в целом.

Ход занятия: (дети сидят полукругом, на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами посмотрим интересный мультфильм. (Фиксики. «Батарейки» (сезон 2, серия 37) Приложение 1

Что случилось с растением через некоторое время?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я сегодня едва не проспала. Мой будильник подвёл меня: не прозвонил вовремя! (демонстрирует будильник).

Я его крутила-вертела, а потом поняла, что с ним произошло.

Воспитатель: А вы как думаете, почему электронные устройства, машинки, будильники, фонарики и т. д. чаще всего отказываются работать? Что в них выходит из строя?

Загадка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она?

Ответы детей.

Воспитатель: из-за того, что в них разрядились батарейки!

Воспитатель: Молодцы! Да-да, в моём будильнике разрядилась батарейка! Открываю крышечку, а там обычные пальчиковые батарейки. Ребята, как вы думаете, почему их называют пальчиковыми?

Дети: они похожи на пальчик!

Воспитатель: А какие ещё бываю батарейки? (Мизинчиковые, таблетки, бочка).

Ребята, батарейки — это маленькие источники электрического тока.

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, что такое электрический ток.

Воспитатель: Все вещества состоят из атомов – мельчайших частичек, которые невозможно увидеть глазами. Даже в обычном микроскопе их не рассмотреть. А эти атомы состоят из более маленьких частиц – ионов и электронов. Электроны заряжены отрицательно, а ионы положительно.

Воспитатель: 1798 г. – итальянский физик граф Алессандро Вольта построил свой первый «вольтов столб». Примитивная батарея состояла из уложенных друг на друга спаренных медно-цинковых дисков, отделенных друг от друга картонными дисками, сточенными в соляном или кислом растворе. Приложение 2

Воспитатель: сейчас я вам расскажу сказку.

Ион и электрон живут дружно, а вот два электрончика или два иончика могут подраться. Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе, а два электрона и два иона всегда друг от друга отталкиваются. И что же происходит в батарейке?

На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить иончики и электрончики, и не пустить их друг к другу. Электрончики собирают с одной стороны батарейки, а иончики остаются с другой. Там, где собраны электроны на батарейке нарисован знак Минуса, а где ионы – знак Плюс.

Вот сидят электроны в батарейке и думают, как же им попасть к ионам. И как только мы прокладываем им дорожку – проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электроны бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электронов и есть электрический ток.

Воспитатель: Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека.

-А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, то человек погибнет. Поэтому приближаться к розеткам детям строго запрещено.

Игра «Электрический ток». Приложение 3

На полу по кругу укладывается канат. На одном участке круга выделяется участок Батарейка, обозначаются её полюса – Плюс и Минус. Дети делятся на две команды. Одна команда – Электрончики, вторая – Электроприборы (например, фен, холодильник, лампочка, сотовый телефон, планшет, стиральная машина, пылесос, фотоаппарат, магнитофон и проч.). Игроки получают соответствующие эмблемы (Электроприборы их изначально не показывают Электрончикам). Электроприборы встают по кругу на канат. Электрончики начинают свой путь от Минуса батарейки, движутся по канату. Достигая Электроприбора, Электрончик дотрагивается до него, и Электроприбор начинает демонстрировать (жестами, позой, звуками) свою работу. Электрончики должны угадать, что это за прибор. Таким образом Электрончики добираются до Плюса батарейки. Затем Электроприборы и Электрончики меняются местами. При этом Электроприборы получают новые эмблемы.

Воспитатель — Вот теперь мы разобрались, что такое батарейка и как она работает! А вот сумеете ли вы правильно её поставить в электроприбор? Кто знает, на что нужно обратить внимание?

Ответы детей.

Воспитатель: да, вначале нужно осмотреть батарейку, отыскать на ней знаки Плюс и Минус. Затем отыскать такие же знаки на корпусе прибора и поставить батарейку именно так, как изображено. Иначе электрончики откажутся бежать по нашему прибору, и он не заработает. Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки, например, в игрушки.

Дети делятся на пары. Каждая пара получает игрушку и батарейки. Ребятам предлагается вставить батарейки в игрушку. Если всё сделано правильно, игрушка работает.

Воспитатель: А теперь я поменяю батарейки в моём будильнике. (Меняет батарейки). И вот, будильник снова работает, стрелка движется. А что же сделать с использованными батарейками?

Ответы детей.

Воспитатель: чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо посмотреть на саму батарейку. На каждой батарейке есть значок, изображающий перечёркнутый мусорный контейнер. Это означает, что батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизовать. Оказывается, батарейка может быть опасна. Как вы думаете, чем?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, в батарейке содержатся различные вредные вещества, которые, находясь закрытыми в батарейке, временно безопасны. Но когда батарейка попадает на свалку, она начинает разрушаться и все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьём и в воздух, которым мы дышим. Человек начинает болеть различными заболеваниями, например, у него могут начать выпадать волосы и зубы, отмирать лёгкие и головной мозг, разрушаться кости. Но страдает не только человек, но и вся окружающая среда. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв. м. почвы. В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. Так что просто выбросить батарейку нельзя. Ребята, а вы знаете, что нужно делать с такими опасными отходами, как батарейка? Приложение 4

Ответы детей.

Воспитатель: конечно, её нужно сдать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Такие пункты приёма есть и в нашем городе. А куда выбрасываете использованные батарейки вы?

Ответы детей.

Воспитатель: но теперь вы знаете, чем опасны батарейки. Поэтому, надеюсь, теперь вы будете утилизировать их правильно!

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вы совершенно правы. А теперь расскажите, что нового вы узнали?

-Как работает батарейка?

-Как правильно утилизировать батарейку.

-А что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: В следующий раз мы продолжим знакомство с явлениями окружающей среды. А вы не забудьте рассказать родителям о том, как правильно избавляться от старых батареек!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментального занятия по развитию познавательных способностей на тему: « Знакомство с лягушкой».

Конспект экспериментального занятия по развитию познавательных    способностей  на тему: « Знакомство с лягушкой»....

Познавательно – исследовательское занятие на тему: «Знакомство со свойствами воды» (младший и средний возраст)

Познавательно – исследовательское занятие на тему: «Знакомство со свойствами воды» (младший и средний возраст)...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Знакомство с термометром»

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию ознакомительное занятие по модулю "Экспериментирование". на занятии использовала презентацию....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Знакомство с цифрой 5»

Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Како...

КОНСПЕКТ занятия по познавательной деятельности на тему:«Знакомство с деньгами» средняя группа

КОНСПЕКТ занятия  по познавательной деятельности на тему:«Знакомство с деньгами» средняя группа...

Конспект занятия познавательного типа на тему «Знакомство с жизнью народов Севера» ( средний возраст).

Цель: продолжать знакомить детей со страной, в которой они живут.Задачи:Образовательные:- дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.- ввести в словарь детей новые с...

Индивидуальный, познавательно-исследовательский проект Тема: «Что скрывает батарейка?»

Проект «Что скрывает батарейка?» направлен на формирование представления детей о влиянии использованных батареек на окружающую среду через исследовательскую деятельность...