Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды» для детей 4–5 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ледащева Маргарита Александровна

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_svoystva_vody.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ОД

по познавательно-исследовательской деятельности  

 «Свойства воды»

 для детей 4–5 лет

Автор-составитель:

воспитатель

Ледащева М.А.

Детский сад «Рябинушка»

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

  • Образовательные:

Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха); 

-Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами

  • Развивающие:

-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

  • Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к воде; 

-Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
- Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Оборудование: магнитная доска, капли с загадками, иллюстрации с отгадками, пластиковые стаканы на каждого ребенка, вода чистая, лук посаженный в воду, луковая вода, чайные ложечки, гуашь, кисти.

Используемые виды деятельности: экспериментирование.

Место проведения: групповое помещение

Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, прослушивание аудиозаписи «Журчание воды», чтение стихов и отгадывание загадок по теме, просмотр мультфильма «Чебурашка и Гена чистят реку»,  знакомство с оборудованием для экспериментов.

Ход экспериментальной деятельности (Введение в игровую ситуацию)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории?

Ответы детей: Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой.

Воспитатель: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. Нам с вами в этом помогут вот эти капельки с загадками. Ответы на них расскажут нам о теме нашего исследования:

(Воспитатель загадывает загадки, написанные на капельках. Капли закреплены на магнитной доске, рядом перевернутые отгадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель переворачивает отгадки.)

Детям загадывается загадка о воде:

Люди ждут меня, зовут,
      А приду к ним

 - прочь бегут.
(Дождь)

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит

 - не выбежит.
(Река)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей)

Все говорят - она течет.
Все говорят - она играет.
Она всегда бежит вперед,
Но никуда не убегает.

(Вода)

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит?

(Река)

Зимой спит,

а летом шумит?

(Река)

Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать?

Ответы детей: Воду.

Практическое экспериментирование:

Воспитатель: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

Вода как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)

Свойство № 1 «Вода - это жидкость без цвета».

Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Воспитатель: Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)

Опыт 1: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да.

Вывод-вода прозрачная.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово «бесцветная».

Но мы с вами говорили, что вода - волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.

Опыт 2: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.

Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.

Опыт 3: Сравниваем цвет прозрачной воды с закрашенной водой.

Вывод-вода бесцветная.

Свойство № 2 «Вода - это жидкость без запаха».

Опыт 4: Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами сажали лук? Во что? (В воду) Понюхайте, какой у нее запах. А теперь понюхайте воду в своих стаканчиках. Она пахнет? (Нет.)

Ответы детей: Чистая вода не пахнет.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Воспитатель:

Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)

Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)

Воспитатель: Правильно ребята.

Свойство № 3 «Вода - это жидкость без вкуса».

Опыт 5: У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
          Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы)

Лимон какой на вкус? (ответы)

Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы) 

У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово «безвкусная».

Воспитатель:

Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)

1. Без запаха

2. Без цвета (бесцветная)

3. Без вкуса (безвкусная)

Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус - поэтому воду можно назвать волшебной.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли человеку вода? Для чего? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, человек ни дня не может прожить без воды: из нее он готовит пищу, она нужна цветам, человек может обходиться без еды чуть больше месяца, а вот без воды всего несколько дней. Вода - добрый друг и помощник человека.

Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)

Следующий раз мы снова придём в лабораторию и узнаем, что ещё может делать волшебница водичка.

Воспитатель: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!

Список литературы

  1. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2–7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
  2. Коломина Н.В..Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
  3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  4. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Мультимедиа. Познавательно - исследовательское занятие на тему: "Водичка, водичка..."

ОО " Познавательное развитие". Познавательно- исследовательское занятие во второй младшей группе на тему " Водичка, водичка..."...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Познавательно-исследовательский проект на тему:"Водичка-водичка"

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, краткосрочныйДлительность проекта: 2 неделиЦель: развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериме...

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Путешествие капельки воды" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формировать  представления детей о воде  и её свойствах через исследовательскую деятельность....