Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Платок, колпачок - русские народные уборы"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Приобщение детей к первоначальным представлениям социального характера с некоторыми старинными  головными уборами посредством художественной литературы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platok_kolpachok.docx943.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 города  Красноармейска Саратовской области»

Саратовская область г. Красноармейск, ул  1 Мая. д. 8 «а»

Телефон  2 - 46 - 48

 

Конспект

образовательной деятельности

во второй младшей группе

 

                                                                                                         

                                                                                                            Воспитатели  

                                                                                                            Аржанухина С.К.,

                                                                                                            Горбунова Ю.В.

г. Красноармейск

 

2023 год

 «Платок, колпачок – русские головные уборы»

          Образовательная область: социально - коммуникативное развитие.

          Вид детской деятельности: игровая, познавательная, речевая.

          Возрастная группа: 2 младшая.

          Тема: «Колпачок, колпачок…»

          Форма: ОД.

          Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

          Цель: приобщение детей к первоначальным представлениям социального характера с некоторыми старинными  головными уборами посредством художественной литературы.
         Задачи.
    Образовательная: познакомить детей с некоторыми русскими головными уборами, особенностями их применения.
    Развивающая: развивать
мыслительную активность, коммуникативные навыки.

     Воспитательная: воспитать интерес и уважение к русской культуре.
    Словарная работа: платок, колпачок, узоры, расписной, кисти, старина.
    Предварительная работа: ОД «Одежда. Головные уборы. Обувь»;
 знакомство с русскими народными хороводными играми; просмотр познавательной передачи.
    Материал: платки, колпачки.
    Методы и приемы: наглядные 
(показ, демонстрация); словесные (беседа, вопрос-ответ); практические (чтение стихов, игры).

     Педагогические технологии: личностно - ориентированная, исследовательская, игровая.

Ход.

  1. Вводная часть - организационный момент.

     (Дети стоят полукругом, здороваемся с гостями). 

     Здравствуйте, дорогие гости.

 Дружно за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

 Вместе будем очень дружно

 На вопросы отвечать.

 Все хотим мы заниматься,

 Все хотим мы много знать.

     2 . Основная часть - практическая часть. 

     2.1. - Ребята,  сегодня мы с вами поговорим о русских головных уборах. Какие  головные уборы вы знаете? (Ответы детей).
    - Молодцы, отгадайте  загадку.

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки -

К уголочку  - уголок

Сложен красочный… (платок).

      - Про платок сложено много песен, частушек, стихотворений, пословиц и поговорок.

     Стихотворение.  

Твоя бабушка повяжет, А потом тебе расскажет -

Что за головной убор Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек  –  Повяжи себе платочек.

     - Давным - давно, в старину все женщины, девушки и девочки носили платки. На праздники они повязывали узорчатые, красочные, нарядные платки. (Показ 2 платков).

     - Посмотрите и скажите, чем украшен этот платок? (Ответы детей - цветами, листьями, ягодами).

     - А этот платок? (Ответы детей).

     - Чем они похожи и чем отличаются друг от друга? (Они квадратной формы. Один большой, другой маленький. Отличаются еще узором).

      - Правильно, ребята. А еще один платок украшен кистями, а у другого их нет, но они оба праздничные.

      - Но не только в праздники носили платки, но и когда работали в садах, огородах, полях, ходили в лес. (Показ 2 платков). Они украшены намного проще, чем праздничные. Вам какой больше платок нравится и почему? (Индивидуальная работа).

     - В стариннные времена платок был самым желанным подарком. Платок - не просто головной убор, а символ любви и красоты. С ним люди водили хороводы, играли в игры.

     Игра «Наш платочек расписной».
Наш платочек расписной,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши,
И платочек покажи!

(Дети по кругу передают платок. По окончании слов закрывают глаза, накрываю кого - нибудь платком и говорю: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и угадывают, кто находится под платком. Игра проводится 3 раза).

     Пословицы и поговорки про платок. (Проговаривают воспитатели).

На чужой роток, не накинешь платок.

Больной голове платок не спасенье.

И новый платок наденешь, да половина Москвы не проведает.

Бабы бранятся, так платки с голов валяться.

Купил бы жене платок по лету, да денег нету.

Даже самый красивый платок не может утолить голод.

На зависть платок не купишь.

Не торопись, девушка, надевать платок: пойдут дети, пойдут заботы.
     2.2. В выходные  дни и в праздники люди любили веселиться и часто их развлекали скоморохи, клоуны, шуты. И главным элементом их костюма были колпаки. Они были сшиты из мягкой, цветной ткани и состояли из нескольких конусов, а концы их украшали бубенцы. Позже стали делать из бумаги.  
(Показ 2-3 колпаков). В наше время день рождения колпака празднуют 5 марта.

     Чистоговорки.

Чок - чок  - чок - мы надели колпачок.

Чка - чка - чка - нет у нас колпачка.

Чки - чки - чки - мы украсим колпачки.

Приглашаем гостей в хороводную игру «Колпачок».

(Выбираем водящего, который стоит в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют):

«Колпачок, колпачок, 

Тоненькие ножки,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили, 

Мы тебя кормили,

На ноги поставили, 

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!»

     3. Заключительная часть - итог. 

(Наряжаем детей в платки и колпачки, они идут по кругу за воспитателем под чтение стихотворения).

     Все народные уборы

Нас в историю зовут.

Все уборы для народа

Смысл и важность в них несут.

Изучайте, берегите

Вы историю свою.

И, конечно, же, носите,

А быть может, создадите

Новую модель свою!

    (Предлагаем воспитателям спеть частушки про платок). (Приложение 1).

     - И в наше время эти головные уборы тоже есть. О чем говорили мы? Кто носит платки? Какие платки бывают? А кто носит колпачки? Что делают скоморохи, шуты, клоуны? Спасибо! Молодцы! На следующем занятии мы украсим платки и колпачки.

(Угощенье -  конфеты - петушки).

(Приложение 1)

     На платочке у меня

Розы распускаются.

Не могу стоять на месте,

Пчелы все слетаются.

     Я платочком помашу,

Покружусь немножко.

Пусть посмотрит на меня

Озорник Сережка.

     Свой платочек подарю

Я соседу Саше.

Чтобы съел на завтрак

За меня всю кашу.

     Мы девчата боевые,

Не видали вы таких.

А платки на нас какие –

В ярких красках расписных.

     Гармонисту на гармошку

Я платочек повяжу.

Веселей играй, гармошка –

Гармонисту прикажу.

 

https://i.mycdn.me/image?id=941883955017&t=3&plc=API&viewToken=AG6zGxidCAhukExTCI0E6Q&tkn=*VWAixzKVLeC9D2nTXeaR-0ZvOTM

https://i.mycdn.me/image?id=941883947081&t=3&plc=API&viewToken=6OiJYGcx8Pmy3UQwClzAew&tkn=*IPQjzLByZoDOrSGBq9dZcn0VzTw

https://i.mycdn.me/image?id=941883962185&t=3&plc=API&viewToken=d3T3TKaqmX8D8W3seKyO_g&tkn=*7C_L17_SaYJwn22fiBTM3gv9UDg

https://i.mycdn.me/image?id=941883966537&t=3&plc=API&viewToken=_eRvdXSLd6PjtnjS0tbXqg&tkn=*iLfegT2GTvIcyeTtn3VXr8fAk9g


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально – коммуникативному развитию по теме: «Народные умельцы»  

Образовательные задачи: Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (кузнечье, ...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и этическому воспитанию «Русское гостеприимство»

Цель: формирование основ социального поведения, этических и нравственных принципов, норм культурного поведения в гостях....

Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русс...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»

Тема занятия:     «Путешествие в сказочную страну Доброты»Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование...