Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»
план-конспект занятия (старшая группа)

Орлова Людмила Анатольевна

Цель: формирование ценностного отношения к себе.

Задачи:

— конкретизировать представления детей о происхождении имен;

— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их значении в жизни семьи, сохранении чести рода;

— способствовать проявлению потребности в получении информации о своем имени, об истории семьи;

— формировать способы применения полученной информации в речевой, игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

и социальному воспитанию  «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.

Задачи:

— конкретизировать представления детей о происхождении имен;

— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их значении в жизни семьи, сохранении чести рода;

— способствовать проявлению потребности в получении информации о своем имени, об истории семьи;

— формировать способы применения полученной информации в речевой, игровой деятельности.

Оборудование: аудиозаписи песен, связанных с именами («Александра», «Антошка», «Катюша»); аудиопроигрыватель; «Словарь русских личных имен»; камешки; конструктор разного вида, ленты, шнуры, бусинки.

* * *

Воспитатель. Ребята, недавно я была в другом детском саду и в старшей группе увидела альбом детских имен, сделанный руками детей и их родителей. Каждый ребенок с помощью родителей красиво оформил страничку о своем имени. Посмотришь такой альбом и сразу узнаешь, как зовут детей этой группы, как ласково называют их дома. А как много интересного о человеке может рассказать его имя! Ребята, вы хотите, чтобы и в нашей группе был такой же альбом? Чтобы интересно, необычно оформить страничку о своем имени, предлагаю сегодня поговорить об именах. Зачем люди придумали имена?

Дети отвечают.

У каждого из вас есть имя, оно выделяет вас среди других. Человек дорожит своим именем, ему нравится, когда к нему обращаются по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» — и ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Игорь, тебе здесь нравится?», и Игорь сразу поймет, что нам важно именно его мнение. В каких еще случаях мы называем человека по имени?

Дети. Когда что-то говорим о нем, когда хвалим.

Воспитатель. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Катя так красиво поет!» или «Молодец, Денис. Он пропустил Машу вперед себя». И  Катя, и Денис, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них. Когда ребенок появляется на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. С  этим именем он проживет всю жизнь.

О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит: не поступай плохо. Каждого из нас можно назвать ласково и нежно — Коленька, Ниночка, Пашенька, а можно совсем по-взрослому — Николай, Нина, Павел. Ласковым словом-именем можно воодушевить, а грубым — обидеть. Вспомните пословицы и поговорки о добрых и злых словах.

Дети. «Доброе слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое разрушает».

Воспитатель. Каждое имя имеет свое значение. Давайте попробуем разобраться, что означает русское имя Владимир. Послушайте, как оно звучит: Влади-мир. Какие два слова вы здесь слышите? Владеет миром. Это большая ответственность. Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему. Ребята, а что означают ваши имена?

Воспитатель предлагает встать в круг и, взявшись за руки, рассказать о том, что означают имена детей. Если они затрудняются, нужно дать информацию: Виталий  — «жизненный», Марина  — «морская», Галина — «тихая, спокойная», Валерия — «непоседа», Евгений — «благородный», Кирилл  — «повелитель», Константин  — «постоянный», Владимир  — «владеющий миром», Андрей  — «мужественный», Виктор — «победитель», Игорь — «воинственный», Олег — «священный», Роман  — «сильный», Сергей  — «высокочтимый», Дарья  — «побеждающая», Лариса — «чайка», Людмила — «милая людям», Наталья — «родная», Нина — «царица», Ольга — «священная», София — «мудрая» и т.д.

В старину, когда имен еще не было, людей называли любым словом, которое придет в голову. Им давали прозвища — «прозывали». Родится крикливый беспокойный мальчик — назовут его Буян или Будилко, потому что будил маму по ночам криком. Долгожданного сыночка назовут Жданом или Любимом. Если семья большая, детей называли по порядку рождения: Первак, Второй, Третьяк. Сейчас никому и в голову не придет называть своих детей такими именами. Потом от этих имен образовались фамилии Третьяков, Большаков, Нежданов и др. Позже детям стали давать имена в честь святых. К лику святых причисляли людей, совершивших славные поступки, за которые их благодарят и помнят о них. Среди русского народа сложились поговорки, дразнилки об именах.

По предложению воспитателя дети четко проговаривают поговорки:

«Мели, Емеля, твоя неделя». «Этакий Демка — душа потемки»,

«На бедного Макара все шишки валятся», «А Тарас пряники есть горазд»,

«Каков Савва, такова ему и слава», «Арина-матушка рано встала, да мало напряла».

Воспитатель напоминает детям о том, что дразнилки проговариваются быстро, легко, они совсем не обидны, потому что это шутки.

Дети четко проговаривают дразнилки.

На гармошке громко заиграл Артемка,

Песни пел, плясать пошел, а потом совсем ушел.

Насте каша надоела, Настя кашу не доела,

Настя, кашу доедай, маме не надоедай.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Под лавку лезть было лень, искала булавку весь день.

Ксюша везла на возу козленка, козла и козу.

Лесок проезжала, часок подремала.

И проспала Ксюша в лесу козленка, козла и козу.

Таня-Таня, тра-та-та, а Танюшка-трататушка.

Виташка в фуражке едет на черепашке,

Ест кашу из чашки и чав-ка-ет.

У Валеры-тараторки тридцать три скороговорки,

Самая простая, знаете какая? Да вот она:

Хвастал храбрый краб три дня:

«Краба нет храбрей меня».

Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени?

Дети. Да.

Воспитатель. Послушайте стихотворение об имени М. Цветаевой «Имя твое — птица в руке…».

Воспитатель читает стихотворение.

Ребята, кто запомнил, с чем сравнивает Марина Цветаева имя?

Дети. С птицей, льдинкой, мячом, бубенцом.

Воспитатель. Значит, как имя будет звучать?

Дети. Легко, звонко.

Воспитатель. Легко, остренько, прыгуче, звонко. Произнесите каждый свое имя и послушайте, как по-разному оно может звучать.

Дети выполняют задание.

Об именах придумано много песен. Послушайте их!

Звучат песни (по одному куплету) об именах: «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «Александра» (муз. Н. Никитина, сл. Ю. Визбора и Д. Сухарева), «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского) и др.

Сейчас я вам хочу рассказать небольшую сказку «Ласковые имена».

«Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля. Злодей-грубиян обозвал ее и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует ее, назвав ласковым именем. Петя, ее друг, узнав об этом, сбегал за книжкой «Словарь русских личных имен» и нашел эти ласковые имена».

Подберите для Оли ласковые имена.

Игра «Ласковые имена»

Дети называют ласковые имена девочки. (Воспитатель говорит: «Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось».)

Воспитатель. Ребята, а как вас ласково называют дома?

Дети отвечают.

Послушайте стихотворение-загадку К.И. Чуковского о ласковых именах.

Воспитатель читает стихотворение «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка». (Ответ: бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка.)

Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени. По имени или по имени и отчеству. Это зависит от того, кто перед вами  - взрослый или ребенок. Ребята, а что такое отчество?

Дети. Отчество — это имя отца.

Воспитатель. Взрослых людей зовут не только по имени, к нему прибавляют отчество, т.е. имя отца. Называя взрослого человека по имени и отчеству, вы проявляете уважение к

нему. Ребята,когда вы станете взрослыми, вас тоже будут называть по имени и отчеству. Как же вас будут называть?

Дети отвечают.

У каждого человека есть не только имя, но и фамилия. Назовите, пожалуйста, свои фамилии.

Дети выполняют задание.

Почему фамилии у всех разные?

Дети. Потому что мы живем в разных семьях.

Воспитатель. Слово фамилия — нерусское, и в переводе с латинского языка оно означает «семейство», «семья». В большинстве семей у мамы, папы и ребенка одинаковая фамилия. Такая же фамилия может быть у дедушки, у бабушки, у близких родственников, которые все вместе составляют род. Все доброе, что делает семья в жизни, служит чести рода. Ребята, а какие ваши добрые дела могут послужить чести рода?

Дети. Если мы будем дружными, честными, помогать родителям и другим людям, заботиться о них.

Воспитатель. А еще над чем вам нужно поработать, чтобы совершать как можно больше хороших и добрых дел?

Дети отвечают.

Честь рода нужно беречь, не делать ничего такого, что может ей повредить: не

обманывать, не обещать того, что не можешь сделать, не ссориться с друзьями, не оставлять родителей в старости. Вот мы с вами и поговорили об именах. А сейчас я предлагаю всем вместе вспомнить о нашем разговоре и подумать, как можно интересно оформить страничку о своем имени. Что разместить на ней?

Дети. Наше имя, что оно означает, как ласково называют нас дома, наше любимое имя, как нас будут называть, когда мы станем взрослыми; с помощью родителей сочинить стихотворение об имени или нарисовать то, с чем можно сравнить наше имя.

Воспитатель. Молодцы! Я думаю, что у вас получатся замечательные, интересные странички для альбома о ваших именах. Давайте из любого материала, который вы сами выберете, проявив творчество, выдумку, воображение, фантазию, «сконструируем» ваши имена, чтобы удивить других детей и своих родителей.

Дети выкладывают свои имена из конструктора, ленточек, бусинок.

Затем все вместе рассматривают их.

Использованная литература:

Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И. К61 Дорогою добра. Занятия для детей 5—6 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломийченко. — М.: ТЦ Сфера, 2015

Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017

Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., ТЦ «Сфера», 2004

Н.В. Алѐшина «Ознакомление с окружающим и социальной действительностью»

О.Л. Князева «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М., Мозаика-Синтез, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию "Наша армия родная"

Учим детей общаться со взрослыми, привлекаем родителей к участию в образовательном процессе....

Конспект занятия по развитию речи и социально-коммуникативному развитию детей «Любимые сказки», 2 младшая группа

Закрепить знания детей о русских народных сказках. Воспитать интерес и любовь к народным сказкам....

Конспект занятия второй группы раннего возраста Социально-коммуникативное развитие. «Машенька купается »

Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужны, как ими пользоваться....

Конспект занятия в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Дорожные знаки»

Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках («Пешеходный переход»)....

Конспект занятия в старшей группе по социально-коммуникативному развитию " Правила дорожного движения".

Программное содержание:Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения на улице. Закреплять Правила дорожного движения.Материал и оборудование: Дорожные знаки , памятки пешехода, жезл, костюм регул...

Конспект занятия в старшей группе по социально-коммуникативному развитию (знакомство с ПДД) Тема: «Я – пешеход»

Цель: учить детей правильно называть элементы дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения.Демонстрационный материал: плакат, на котором изображены улицы города; дорожные знаки; 3 ...

Конспект занятия по познавательному, речевому и социально – коммуникативному развитию во второй младшей группе на тему: “Помощники Айболита”

Цель:  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки детей полученные в течение года.Задачи:1.Обучающая :-закрепить умение детей классифицировать овощи и фрукты;-поддерживать стремление де...