Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Морковь - королева овощей".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузьмина Жанна Васильевна

Расширение знаний детей о моркови: истории распространения овощной культуры по странам и континентам, значение моркови для жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morkov_-_koroleva_ovoshchey.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 2 р.п. Семибратово»

Конспект ООД по познавательному развитию

для детей второй старшей группы (6-7 лет)

на тему «Морковь – королева овощей»

Подготовила и провела воспитатель: Кузьмина Ж.В.

Цель: расширение знаний детей о моркови: истории распространения овощной культуры по странам и континентам, значение моркови для жизнедеятельности человека.

Задачи

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с полезными для здоровья овощами (морковью).

- познакомить детей с особенностями строения моркови.

- формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

- развивать творческие способности, мышление, речь, познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы,

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах, координируя свои действия с действиями партнёров.

- воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни, общению с взрослыми и сверстниками.

Материалы и оборудование: компьютер, презентация к занятию, морковь (на каждого ребёнка), цветные карандаши, альбомы, «свиток с преданием», цифровой микроскоп.

Предварительная работа: просмотр фильма «Морковь. Путешествие растений»; беседы: «Интересные факты о моркови», «Памятники моркови в разных странах мира», «Полезные свойства моркови»; чтение художественной литературы, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками; создание книги семейных рецептов с морковью.

Ход занятия

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Уже стало традицией в нашей группе разговаривать о вкусных и полезных продуктах, которые необходимы для нашего организма. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, что это за продукт?

               ***

На грядке она царица,

И никто с ней не сравнится,

Кобальт, йод и каротины,

Очень много витаминов.

Не нужна сноровка,

Чтобы съесть… (морковку).

Воспитатель: Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о моркови.

В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила мокрошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришла морковка в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде,

О поделках, вкусной пище…

Многое должны узнать

И уже пора начать.

Воспитатель: Ребята, морковь ценят не только в нашей стране, но и в других странах мира. Как люди почитают морковь в других странах? (Строят памятники, проводят фестивали; морковь используют, как барометр и т.д.)

Воспитатель: Но было время, когда о моркови люди и не слышали.

«Давным–давно, так много лет назад, что и не сосчитать, люди жили в пещерах, одевались в звериные шкуры. Пробуя на вкус разные дикие растения, люди узнали, что у одних съедобны - плоды, стебли, а у других, как у моркови – корешки, тогда дикая морковь была белого цвета, не толще крысиного хвоста. Человек догадался, что корешок – это морковкина копилка, куда растение откладывает питание про запас, чтобы на другое лето зацвести, оставить после себя семена. Но только много не накопишь, когда тебя теснят другие корешки, когда под землёй идёт молчаливый спор за место, за каждую каплю воды. И человек вскопал первый на свете огород, переселив туда дикие съедобные корешки. Человек как бы договорился с ними: «Я не дам вас в обиду, я о вас позабочусь, а вы только копите, копите!»

Долгие годы человек сеял, сажал, поливал, рыхлил землю, отбирал лучшие растения на семена. И морковь краснела и толстела. Так дикие растения превратились в овощи, вкусные и полезные. Мелкие семена не посеешь ровно: где густо, где пусто. Если не проредить там, где густо, вырастет морковка с мышиный хвост. Вот и получается. Прополола – и опять поли. Проредила и опять прореживай. Не давала морковь деревенской женщине спину разогнуть! Морковь потому и покраснела, что в ней прибавился каротин.

В древнем Риме говорили на латинском языке. По латыне морковь – «карота», вещество, которое окрашивает её в оранжевый цвет. В организме человека каротин превращается в витамин А. это витамин роста. Каротин есть и в других овощах и фруктах желтого, красного и оранжевого цвета: в репе, красном перце, помидорах, апельсинах, мандаринах, хурме. Раньше всего каротин нашли в моркови, поэтому его и назвали по имени морковки».

Воспитатель: Это предание дошло и до нас. Ребята, морковь занимает почётное место на нашем столе и её называют «Королевой овощей». Как вы думаете, почему? (Морковь полезна и целебна, богата очень многим витаминами, улучшает аппетит, очищает организм). Главная ценность моркови – бета-каротин. Содержит витамина «А», который необходим для улучшения зрения, помогает при простудных заболеваниях, считают лучшим доктором при многих заболеваниях.

Воспитатель: Чем больше сортов моркови на нашем столе, тем богаче его минеральный и витаминный состав. А какого цвета бывает морковь? (Оранжевая, красная, желтая, белая и «чёрная» морковь).

Воспитатель: Молодцы, но нам больше известна оранжевая морковь. Ребята, чем ещё полезна морковь? (Лекарство для желудка, кишечника, почек; чисти зубы о микробов и налёта (используют вместо зубной щетки), для похудения, очищает организм от вредных веществ. Вареная морковь намного полезнее свежей моркови).

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что морковь очень полезна и в ней много витаминов. Как вы думаете, откуда они появляются в моркови и как образуются? Давайте рассмотрим морковь.  

Дети рассматривают  кусочки моркови и высказывают свои предположения.

Воспитатель: Что вы увидели? Как питательные вещества попадают к растениям? Откуда они их берут? (Корешки питаются из почвы водой, насыщенной минеральными веществами). А где корень у моркови? Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Казалось бы, что в моркови, которую мы подаем на стол, это корень, он находится под землей, имеет оранжевый цвет. А на самом деле морковь, которую мы привыкли видеть, - это стебель, а настоящие корни моркови очень тонкие, светлые и отходят по бокам стебля. Ребята, как вы думаете, как выглядят сосуды, по которым передаются минеральные соли? Я предлагаю вам зарисовать, как вы представляете себе сосуды моркови.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам заглянуть в удивительный мир и рассказать, что вы увидели. Дети при помощи цифрового микроскопа раскрывают «тайну» моркови, рассказывают, что интересного и необычного они увидели.

Вывод: По центру моркови можно увидеть пустые клетки – это сосуды, задача которых проводить воду и растворенные минеральные соли из корней в листья, а питательные вещества передаются уже по живым клеткам из листьев в корни.

- Ребята, вам понравилась исследовательская работа? Чем?

- Как вы думаете, знания и умения, которые мы получаем, где мы можем использовать и для чего?

- Что нового, вы узнали?

- Что больше всего вам понравилось?

- Большое спасибо за работу!

Использование интернет-портала:

- www.maam.ru,

- www.mamaschool.ru,

- nsportal.ru.