НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Байкал - сибирское море"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Калиниченко Ольга Викторовна

Цель:

Формирование  у детей системного представления о природе Байкала.

Задачи:                                 

  1. Способствовать повышению мотивации к изучению  природы Байкала через применение игровой технологии, организацию коллективной творческой деятельности.
  2. Способствовать развитию у обучающихся навыков умственно-логических действий, коммуникативных навыков, творческих способностей.
  3. Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal_nod.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с детьми старшего дошкольного возраста

 «Байкал – сибирское море»

Цель: 

Формирование  у детей системного представления о природе Байкала.

Задачи:        

  1. Способствовать повышению мотивации к изучению  природы Байкала через применение игровой технологии, организацию коллективной творческой деятельности.
  2. Способствовать развитию у обучающихся навыков умственно-логических действий, коммуникативных навыков, творческих способностей.
  3. Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.

1.Организационный момент.

Эпиграф

«Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы, животные и птицы, мир солнца и глубины — все это охраняет живую воду  Байкала. Воду для нас и наших детей».

2. Вступительная беседа.

Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо выбрать 2  команды. Для этого вы выберете каждый по билету с двумя цветами: красный и зеленый.Мы разделились на команды и теперь нам надо выбрать жюри, которое поможет оценить вашу работу по заочному путешествию по Байкалу.

Мы отправляемся в путешествие. Пока мы едем, команды придумают название связанные с нашей темой. (Звук поезда)

3. Работа по теме.

1 станция «Историческая»

Уникально географическое положение Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Бурятии.         
Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Окружающие Байкал горы расчленены глубоко врезанными долинами. Горы то круто обрываются к водной поверхности, то отступают от нее на небольшое расстояние. О продолжающемся движении земной коры в этом районе, свидетельствуют частые землетрясения. Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем океана. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв. км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. кв. км. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон.

Вопросы по истории Байкала

1. Ученые традиционно определяют возраст о. Байкал?

а) более 200 млн. лет;   в) более 20 млн. лет;

б) более 50 млн. лет;    г) более 100 млн. лет;

2. Озеро Байкал имеет происхождение?

а) вулканическое;   в) ледниковое;

б) тектоническое г) искусственное;  

(тектоническое - разлом земной поверхности под действием расплавленного вещества- магмы)

3. Первые русские поселения на берегу Байкала появились?

а) в конце 17-го начале 18-го вв.;   в) в конце 19-го начале 20-го веков;

б) в конце 15-го начале 16-го веков;  г) в конце 5-го начале 6-го веков;

4. Одним из языков, от которого происходит название о.Байкал является?

а) татарский;   в) бурятский;

б) индейский;  г) корякский;

5. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал?

а) морем;

б) океаном;

в) водоемом;

6. Какой населенный пункт на Байкале имеет наибольшую численность?

а) г.Слюдянка; б) г.Байкальск;  в) г.Северобайкальск;

А сейчас нам необходимо пересесть на судно, т.к. мы будем продолжать

путешествие по воде.

2 станция «Лимнологическая»

(На столе 2 бутылки с водой: Байкальской и любой другой)

* Вода – живительная влага нашей планеты.

Давайте оценим вкусовые качества байкальской воды. Какая она на вкус? (соленая,кислая,сладкая).

Вы узнали, что байкальская  вода отличается по вкусу  и она важна как природный ресурс не только для человека, но и для всего живого на Земле - для растений и животных .  А теперь я предлагаю вам проявить свои знания о байкальской воде, ответив на следующие вопросы:

  1. Что такое лимнология ?

а) наука о воде;

б) наука о животных и растениях;

в) наука, изучающая строение земной коры;

  1. Какой объём воды в Байкале?

а) 33тыс.кв.км

б) 23тыс.кв.км.

в) 13тыс.кв.км.

  1. Вода в Байкале отличается своим составом, видом.

Чем она необыкновенна? Какая вода в Байкале?

Вы должны выбрать ответы в предоставленной вам информации.

(Работа с литературой 3-5минут).

  1. Почему вода в Байкале прозрачная?

(Естественное очищение, рачки санитары)

Работа с литературой

Мы познакомились с уникальной водой Байкала и отправляемся на следующую станцию.

3 станция «Биологическая»

Загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал.

Каждой команде по очереди задаются вопросы с вариантами ответов о животных, обитающих на берегах о.Байкал, если команда не отвечает, то право ответа предоставляется команде соперников. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

  1. У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла… (Бурундук)

  1. Учит верности людей

Пара белых… (Лебедей)

  1. Спал цветок и вдруг проснулся –  

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

  1. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

  1. Прозрачнокрылый самолет

Свой совершает перелет

С розовощекой кашки

На блюдечко ромашки. (Стрекоза)

  1. Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это… (Лось)

  1. На севере снежном зверек обитает,

Пушистую шубку его всяк узнает.

Родней он приходится рыжей лисице,

Но писем не пишет он хитрой сестрице. (Песец)

  1. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –  

Уши больше головы? (Заяц)

  1. Из охотничьих собак

Лишь ее назвали так.

Оттого, что может быть,

Любит песик «говорить» (Лайка)

  1.  Ах, чистюля! Ах, кокетка!

Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка –  

И на завтрак, и в обед. (Сорока)

  1.  Их портрет довольно прост:

К голове приделан хвост.

Вот и все. Ни лап, ни шеи,

Потому что это… (Змеи)

  1.  И девчонки и мальчишки  

Все иметь хотели б шишки –  

На орешки очень щедр

Богатырь – сибирский… (Кедр)

  1.  В чем здесь ошибка?

Весною из берлоги  

Выходят носороги. (не носороги, а медведи)

  1.  Посмотрите, осмелев,

Ест с руки орешки лев. (не лев, а белочка)

  1.  На ветру дрожат осины –  

С них слетают апельсины. (не апельсины, а листья).

Мы с вами узнали, что животный и растительный мир Байкала очень богат. Теперь мы отправляемся на следующую станцию.

4 станция «Логическая»

Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке «Чудо-юдо» зверя. Время выполнения задания – 3-5 минут

Ответы на задание «Чудо-юдо» зверь:

1. Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы  

2. Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя

(3.Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы)

Сохранить Байкал для потомков, превратить его в объект не только отечественного, но и всемирного достояния - неотложная задача нашего времени. Мы с вами закончим наше путешествие на станции «Экологическая».

5 станция «Экологическая»

«Красота природы помогает человеку стать добрее, стать красивее». Об этом пишет наш земляк, писатель Валентин Распутин. 

Воде мы обязаны жизнью, несмотря на поставленную ООН задачу – обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества таковой возможности не имеет. И если мы не будем бережно относиться к такому чуду, как Байкал, то и мы лишимся такой возможности. 

(Дидактическая игра.)

Давайте представим себя экологами.

1 команде: Проблемы, возникшие у озера Байкалпо вине людей.

2 команде: Что необходимо сделать, чтобы сохранить Байкал для будущих поколений?

Ответы:

ПРОБЛЕМЫ БАЙКАЛА (точнее проблемы, возникшие у озера Байкал по вине людей):

  1. Загрязнение вод отходами промышленных предприятий (в частности, стоками БЦБК).        
    2. Строительство ГЭС привело к подъему уровня воды на 1 м, что привело к смыву с берегов грязи, помутнению воды, гибели планктона.        
    3. Молевой сплав древесины по рекам вызывает загрязнение вод, впадающих в Байкал.        
    4. Строительство в водоохранной зоне, возникновение свалок и браконьерство.

5.Чужеродные виды растений и животных .

6.Минерализация воды.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ БАЙКАЛ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ:

  1. Регулировать вырубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
    2. Запретить вырубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
    3. Запретить молевой сплав древесины по рекам.
    4. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных по берегам рек, впадающих в Байкал.
    5. Поднять экологическую культуру населения.
    6. Создать базы отдыха для организованного экологического туризма.

Проблем нерешённых у Байкала много, мы с вами получили лишь общее представление о природе Байкала и также, что для сохранения красоты Байкала  необходимо сделать.

Итог

      Ребята, мы объехали с вами весь Байкал. На каких станциях мы останавливались?

     Что нового вы узнали об этом замечательном озере Байкал?

     

Стихотворение о Байкале.

На Байкал можно часами смотреть не отрываясь. Он зачаровывает своей красотой. Но нам пора домой, в наш город. Обратный путь  наш будет уже не по воде, а по суше. По пути домой мы будем любоваться замечательной природой родного края – нашей Иркутской области (фильм о Байкале).

Мы приехали в наш город, в подразделение Зоологическое.. Сейчас жюри огласит итоги. Награждение команд.

Спасибо за работу! Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по синему морю»

Развлечение подготовлено к Всемирному Дню океанов с использование информационно-коммуникативных технологий....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие весёлых человечков к морю"

Дети отправляются в путешествие на поезде, останавливаясь на каждой станции, выполняя задания в игровой форме....

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Море"

Проект  совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Море"....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Обитатели моря»

В  представленном материале отражена интеграция образовательных  областей:«Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и  «...

Конспект культурной практики с детьми старшего дошкольного возраста «Новые открытия» ( с использованием сибирского борда)

Цель: развивать любознательность, инициативу в ходе знакомства с новым оборудованием....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...