Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Жители тундры»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

А.А.Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Жители тундры»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, двигательная.

Программное содержание

Цель:  познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей; воспитывать уважение к людям другой культуры.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением быта людей Севера; оборудование к опыту, пособие на детей 5-6 лет, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Умка»; знакомство детей с картой, чтение художественной литературы, стихов, загадок;  прослушивание музыки «Северного ветра».

Планируемый результат:  дети знакомы с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;  умеют находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;  уважают  людей другой культуры.

Структура занятия

1.Вводная часть

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Проблемная ситуация- затруднение.

3 мин

2.Основная часть

Рассказ педагога о жизни  и занятиях людей тундры.

Опыт.

Физкультминутка.

Работа с пособием.

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итога занятия

2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Доктору Айболиту,  Тане и Ване на почтовом вертолёте прислали фотографии из дома (фотографии  родителей детей). Покажите, чем занимаются эти люди. (дети показывают).

-Где мы вместе Таней и Ваней и доктором Айболитом были в прошлый раз? Покажите на карте эти места.

Доктор Айболит и дети сделали там много фотографий на память и прислали их родителям и друзьям, которые их ждут дома.

-Посмотрите вот эти фотографии (задание «Расскажите, как связаны эти картинки…» на картинках изображены жители тундры)

-Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?

Дети затрудняются с ответом.

2.Основная часть

Для решения воспитатель задаёт наводящие вопросы.

- Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет?

-Могут ли разводить коров, овец, свиней?

-А какие животные живут в тундре? (Северный олень, зайцы, полярные совы). А в воде? (Рыба). Так чем же могут заниматься люди в тундре? (разводить оленей, охотиться, ловить рыбу)

-Правильно, основное занятие жителей Севера – оленеводство, охота, рыболовство.

 Их оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, тёплую и лёгкую, такую, что и в мороз  не замёрзнешь, и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоёв меха, причём внутренний мех обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают её очень красиво., каждый на свой лад.

Раньше из оленьего меха делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костёр – вот и дом. Сейчас дома строят из современных материалов с электричеством и телефоном.

Дома ставят на сваях. Как вы думаете почему? Это делают для того, чтобы не повредить вечную мерзлоту. Если она растает, земля в этом месте осядет.

-А как вы думаете, где прокладывают в тех местах водопроводные трубы?

-Почему их нельзя проводить в земле, как это делают  у нас? Мешает опять же вечная мерзлота. Поэтому трубы тщательно утепляют и прокладывают над землёй, чтобы вода в них не замёрзла.

Но всё же оленеводам и охотникам и рыбакам за пушными зверями приходится подолгу находиться вне дома. Поэтому их дети живут и учатся в интернатах. Интернат – это школа, в которой дети проводят по несколько месяцев, пока родителей нет дома.

Занимаются местные жители и резьбой по кости. Скульптурки из кости и рисунки на моржовом клыке знают во многих странах – такие они знаменитые. А шкурки пушных зверей – песца, горностая – улетают в Санкт-Петербург на пушную международную ярмарку и оттуда тоже расходятся по всему миру.

Опыт

Давайте внимательно посмотрим на северного оленя. Он очень похож на нашего оленя, оленя наших лесов, но есть одно интересное отличие. У северного оленя более широкие копыта. Вы уже знаете, что в природе, нет ничего случайного. Для чего же оленю такие копыта.? Чтобы выяснить это, проведем опыт.

Из теста (приготовить заранее  и положить в целлофановом пакете в холодильник) делают 3 приблизительно одинаковые лепёшки, толщиной 1 – 1,5 см

Для опыта также понадобятся два предмета с разной площадью опоры. (можно заранее попросить родителей сделать для своего ребёнка такие «столы». В этом случае каждый ребенок будет проводить эксперимент самостоятельно). Воспитатель может сделать их, например, следующим образом. К одной их двух пластмассовых крышек, прикрепите пластилином  остро отточенных карандаша, к другой – четыре закрытых фломастера. Каждый из полученных столов поставьте на лепёшку. Сверху положите одинаковые грузы (чтобы закрепить знания, полученные по математике, можно эти предметы предварительно взвесить на рычажных весах.)

После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.

-Что вы заметили? Там где площадь опоры меньше, столы оставили более глубокий след.

-Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта? Верно, чтобы он меньше проваливался в снег.

Мы уже не раз говорили о том, что человек учится у природы. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Севера. Чем они отличаются от тех, на которых катаемся мы? Они более короткие и широкие. Как вы думаете, почему?  На севере людям приходится ходить на лыжах на не по проложенной лыжне, а по нетронутому глубокому снегу. И широкие лыжи не дают им провалиться в снег.

Лыжи у жителей Крайнего Севера снизу подбиты оленьим мехом. У меха есть интересное свойство: если провести рукой по нему в одну сторону, то мех ложится гладко и рука оп нему идёт свободно. Если провести по меху в другую сторону, то он «встаёт дыбом», гладить его в эту сторону сложно  (дайте детям погладить натуральный мех – воротник или шубу из жёсткого меха). Поэтому мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадается горка, то забираться на неё помогает «вставший дыбом мех».

Физкультминутка «Лыжники»

Детям предлагается показать лыжников, которые: поднимаются в гору, едут с горы, едут спокойно по тундре.

Работа с пособием на применение новых знаний.

Задание «Что неправильно нарисовал художник?»

Рассмотрите картинки и расскажите, что неправильно нарисовал художник.

Задание «Расскажи, как связаны эти картинки…»

Наши фотографии перепутались.. Соедините их в нужном порядке и расскажите о том,, как жили жители тундры.

-Почему сейчас они так не делают? Как изменились их занятия?

3.Заключительная часть.

Подведение итога занятия

Вы уже знаете, как опасно ходить по некрепкому люду…Можно провалиться. Но как помочь  человеку, оказавшемуся в проруби? Надо положить на лёд, что-нибудь широкое, например, несколько досок. Далее по этим доскам доползти до проруби.

-Почему нельзя ползти к проруби?

-Можете ли вы рассказать (показать), чем занимаются  жители тундры?

-Объясните, почему у северных собак размер лап не превышает размера лап  у собак других пород? (собаки имеют небольшой вес, и размер лап не имеет значения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познание» в старшей группе По теме: «Театры и музеи Москвы»

Управление  общего   образования    Администрации Ртищевского Муниципального района Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познание») В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме ФГОС области " Познание, формирование целостной картины мира". Тема : " Защитники Отечества" (с использованием презентации)

Познакомить детей с вооружёнными силами России. Дать знания об их названии и уметь различать по назначению. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, используя полученные ранее знания....

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Путешествие в тундру»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: познакомить детей с...