Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие на лесную полянку» Автор: воспитатель Сайкова Галина Егоровна
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Сайкова Галина Егоровна

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие на лесную полянку»

Автор: воспитатель Сайкова Галина Егоровна

Цель: уточнить знания детей о весне, о насекомых весной, развитие связной речи детей, формирование обобщающего понятия «насекомые».

Задачи:

Познавательное развитие: расширять представления детей о насекомых и их характерных признаках, формировать представление о развитии насекомых;  зависимости окраски насекомых от места обитания; способствовать развитию интересов детей, формировать интерес к жизни насекомых, желание узнавать о них новое, развивать любознательность, формировать познавательные действия, первичные представления о животном мире. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Речевое развитие: формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в спокойном ровном темпе, не перебивая говорящего взрослого, способствовать формированию словаря по теме (бабочки, божья коровка, гусеница, шмель, вспорхнул, насекомые, цветочная пыльца, жужжат), развитию связной, грамматически правильной речи.

Физическое развитие: развивать координацию движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрительное восприятие, умение соотносить речь с движением.

Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Художественно – эстетическое развитие: формировать становление эстетического отношения к окружающему миру; развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

Предварительная работа: презентация «Насекомые», чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Разучивание стихотворений про бабочку. Рассматривание сюжетных картинок – насекомые. Игровое упражнение «Лото в картинках»

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы. Схема развития бабочки. Игрушечная бабочка на палочке. Макет рисунок лесной поляны.

Раздаточный материал: карточки с изображением насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_nasekomymi.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие на лесную полянку»

Автор: воспитатель Сайкова Галина Егоровна

Цель: уточнить знания детей о весне, о насекомых весной, развитие связной речи детей, формирование обобщающего понятия «насекомые».

Задачи:

Познавательное развитие: расширять представления детей о насекомых и их характерных признаках, формировать представление о развитии насекомых;  зависимости окраски насекомых от места обитания; способствовать развитию интересов детей, формировать интерес к жизни насекомых, желание узнавать о них новое, развивать любознательность, формировать познавательные действия, первичные представления о животном мире. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Речевое развитие: формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в спокойном ровном темпе, не перебивая говорящего взрослого, способствовать формированию словаря по теме (бабочки, божья коровка, гусеница, шмель, вспорхнул, насекомые, цветочная пыльца, жужжат), развитию связной, грамматически правильной речи.

Физическое развитие: развивать координацию движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрительное восприятие, умение соотносить речь с движением.

Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Художественно – эстетическое развитие: формировать становление эстетического отношения к окружающему миру; развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

Предварительная работа: презентация «Насекомые», чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Разучивание стихотворений про бабочку. Рассматривание сюжетных картинок – насекомые. Игровое упражнение «Лото в картинках»

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением мухи, бабочки, божьей коровки, пчелы, майского жука, кузнечика, паука, муравья, гусеницы. Схема развития бабочки. Игрушечная бабочка на палочке. Макет рисунок лесной поляны.

Раздаточный материал: карточки с изображением насекомых.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: ребята, какое время года сейчас?

Воспитатель: В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям полянки. Как нужно вести себя в гостях?

Воспитатель:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

(Подходят к макету полянке - столу, накрытому зелёной скатертью).

Воспитатель: ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, да здесь никого нет. Где же они? Я знаю, злая Стужа заколдовала насекомых. Нужно их спасать! Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа?

(Солнца, тепла, весны).

Воспитатель: встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».

(Воспитатель и дети произносят текст, дети выполняют движения).

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу.)

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей, (Машут руками.)

А сугробы тают, тают, (Приседают.)

А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)

Воспитатель: стужу мы прогнали, а сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки, назвать их.

(дети называют и  показывают насекомое).

Воспитатель: вот сколько маленьких жителей мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом? (насекомые).

Воспитатель: ребята, нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Воспитатель: сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел

Воспитатель: про кого эта загадка? (про бабочку)

Воспитатель: вот, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

Воспитатель: ребята, послушайте стихи про бабочку?

Бабочка на травку села,

Я поймать ее хотела.

На нее я погляжу,

На цветочек посажу.

Мне домой пора идти

Лети, бабочка! Лети!

Я в руки взял большой сачок

И долго поджидал.

Но вот прыжок,

Но вот скачок -

Я бабочку поймал.

Я ей на крылышки подул,

Немножко погрустил,

Потом взглянул,

Потом вздохнул,

А после – отпустил…

Воспитатель: а теперь немного поиграем:

(воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке).

Воспитатель: следите за бабочкой и повторяйте за ней движения.

Бабочка летает повсюду

(дети машут руками, летаю по группе в разные стороны)

Налево летит (летят налево),

Направо летит (направо летят).

Бабочка порхает по кругу (дети машут руками, летаю по кругу),

Вверх, вниз… и назад спешит.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Разложи по порядку». (этапы развития бабочки).

Воспитатель: что сначала откладывает бабочка?

Воспитатель: кто появляется из яйца?

Воспитатель: в кого она превращается?

Воспитатель: кто выходит из куколки?

Воспитатель: ребята, есть ли у насекомых враги? (птицы, люди).

Воспитатель: как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.)

Воспитатель: почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый?

( Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев).

Воспитатель: зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов - прятаться).

Воспитатель: возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.

(прячут насекомых в кору деревьев или траву, на ветки).

Воспитатель: ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Воспитатель: ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые).

Воспитатель: да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?

(Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, ползают, ходят, играют, слушать, как они жужжат, стрекочат…).

Воспитатель: а теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки.

(Дети изображают движения, звучания насекомых).

Поиграем в кузнечика (дети прыгают как кузнечики), а теперь в пчёлок (летаем и жужжим), бабочек (летаем, порхаем руками-крылышками).

Воспитатель: ну вот, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с насекомыми.

Рефлексия.

Воспитатель: ребята, где мы с вами были? Кого видели? Что мы делали?

(отгадывали загадки, ходили на лесную поляну, знакомились с насекомыми, узнали, из чего появляется бабочка, куда прячется божья коровка, слушали стихи, играли в игры).

Ребята, вы все сегодня молодцы. Насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы ещё сходим к ним в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»

Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...

Технологическая карта совместной (непрерывной образовательной деятельности) по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес" Автор – разработчик: Сайкова Галина Егоровна Возрастная адресованность: 2-3 года. Длительность мероприятия:12 мин.

Технологическая картасовместной (непрерывной образовательной деятельности)по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"Автор – разработчик: Сайкова Галина ЕгоровнаВозрастная...

Технологическая карта совместной (непрерывной образовательной деятельности) по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес" Автор – разработчик: Сайкова Галина Егоровна Возрастная адресованность: 2-3 года. Длительность мероприятия:12 мин.

Технологическая картасовместной (непрерывной образовательной деятельности)по познавательному развитию "Путешествие в весенний лес"Автор – разработчик: Сайкова Галина ЕгоровнаВозрастная...

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Первые шаги в математику.

Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: много — много....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием “Даров Фребеля”

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Задачи: Образовательные задачи:-развивать умение детей правильно общаться д...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "К нам прилетели клесты"

Конспект занятия для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию "К нам прилетели клесты"Лексическая тема: " Зимующие птицы"...