Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Удивительная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Торопченкова Ксения Викторовна

Конспект открытого занятия, посвященного изучению способов добычи  соли, ее свойств и областей применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_udivitelnaya_sol.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:


ГБДОУ Детский сад №8 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе “Удивительная соль”

                                                                                                                                    Подготовила: воспитатель

                                                                                                                  Торопченкова Ксения Викторовна

Санкт-Петербург, 2023

Ход занятия

Действия воспитателя

Действия детей

Ожидаемый результат

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Круг приветствия:

В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А сейчас пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Сюрпризный момент:

Воспитатель показывает детям шкатулку, достает из нее мешочки и предлагает детям угадать на ощупь, что в них

Дети открывают мешочки и пересыпают соль в емкость.

Как вы думаете, для чего людям нужна соль?

А вы знаете, откуда берется соль на наших столах?

Рассказ воспитателя о соли (с показом презентации)

Игра “Для чего нужна соль”? (Дети передают друг другу мешочек с солью и говорят:

“Соль нужна для того, чтобы…”

- консервировать овощи

- использовать в медицине

- посолить суп

- посыпать дорожки зимой

- добавить в жареную картошку

- чтобы посолить салат

- чтобы засолить грибы

- для животных

Вывод: соль необходима человеку для жизни и здоровья

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами станем учеными и будем проводить опыты с солью.

ОПЫТ 1: “ИЗ чего состоит соль?”

 

ОПЫТ 2 “Соль хрустит”

Воспитатель собирает детей в круг, настраивает их на занятие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка у меня есть. Интересно вам было бы узнать, что в ней? Какие-то мешочки в ней. Потрогайте их, понюхайте. Чем пахнет? Какое вещество на ощупь? Мелкое или крупное? Можно про него сказать, что оно сыпучее?

А для того, чтобы точно узнать, что в мешочках, я загадаю вам загадку:

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадает – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это … (соль)

Происхождение слова “соль”, по мнению некоторых ученых, связано с солнцем. Старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль оказывается очень важна для поддержания здоровья человека. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. Соль была на столе только у богатых людей. Подавали ее знатным людям, остальные уходили “несолоно хлебавши”. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета: просыпать соль – к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли:

Пуд соли вместе съесть

Без соли, без хлеба – половина обеда

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь..

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Соль известна человечеству с древнейших времен. Наша планета очень богата солеными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, как вы думаете, как соль туда попала?  Места рождения каменной соли находятся высоко в горах.. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, вода испарялась, соль кристаллизовалась и образовались горы.

Еще один способ добычи соли – выпаривать морскую воду до тех пор, пока не образуются кристаллы соли, которые потом собирают.

Соль используют не только для приготовления пищи, но и для консервации, например, когда солят или маринуют овощи. Соль используют также в медицине (делают ингаляции с солью, соляные пещеры, солевые компрессы при ушибах, раствором соли можно полоскать больное горло)

На улицах зимой для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дороги и тротуары. Под воздействием соли лед расплавляется и дорога становится не скользкой.

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру. Передавайте соседу мешочек и каждый назовет, для чего нужна соль, где мы можем ее использовать.

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте рассмотрим ее. Что вы можете сказать о ее внешнем виде?

(похожа на порошок. А теперь возьмите лупы и посмотрите на соль через них.  (соль состоит из белых кристаллов).

Возьмите соль в руку, какая она? (сыпучая).

Понюхайте соль, чем она пахнет? (не имеет запаха)

Воспитатель: Возьмите чайную ложку и надавите на соль, что происходит?  (слышен хруст)

Так как соль состоит из кристаллов, при нажатии, кристаллы ломаются, трутся друг о друга и издают звук. Так же, как когда ломаются кристаллы снега под ногами, мы слышим, как снег хрустит.

Дети собираются в круг, приветствуют друг друга.

Дети достают из шкатулки мешочки, пытаются на ощупь  и по запаху определить, что в них.

Дети слушают и смотрят презентацию

Дети называют, для чего может использоваться соль

Дети рассматривают соль, исследуют, из чего она состоит,  есть ли у соли запах

Дети нажимают ложкой на соль и слышат хруст

Настроить детей на занятие

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Получение новых знаний

Закрепление полученных знаний

Получение знаний, что соль состоит из кристаллов, не имеет запаха.

Дети делают вывод, что при движении, кристаллы соли трутся друг о друга, издавая хруст.

7.

8.

9.

10.

ОПЫТ 3 “Соль и вода”

Игра-физминутка: “Соленый-несоленый”

ОПЫТ 4 “Плавающее яйцо”

Творческая работа:  

Окрашивание соли и наполнение пробирок   разноцветной солью для украшения интерьера

А теперь пересыпим соль из тарелочки в стакан. Добавим ложку воды. Что произошло? (вода исчезает, впитывается, соль поглощает воду). Добавьте еще воды и размешайте. Что мы видим? (Соль исчезла, растворилась в воде). Ребята, а вода при этом изменилась? (вода стала соленой)

А давайте проверим, как замерзает соленая вода. Я заранее поставила в морозилку 2 стакана. Один с пресной водой. Несоленая вода называется пресной. А второй стакан с соленой водой. (показать детям, что пресная вода замерзла, а соленая – нет) Соленая вода не замерзла потому, что температура замерзания воды 0 градусов, а температура замерзания соленой воды гораздо ниже. То есть соленая вода тоже может замерзнуть, но при очень сильном морозе.

Воспитатель называет продукты. Если продукт можно солить, то дети прыгают, если нельзя, то приседают)

Ребята, поднимите руку, кто из вас купался в море? Какая в море вода? (соленая). А в речке или озере вы купались? Какая там вода? (несоленая, пресная). Замечали ли вы, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной? Давайте проверим.  Поможет нам в этом обычное сырое куриное яйцо. В одном стакане у меня пресная вода, а в другом соленая. Опускаем яйцо в пресную воду. Что произошло? (яйцо утонуло, опустилось на дно). А теперь давайте положим яйцо в стакан с соленой водой. Что случилось? (яйцо не тонет, плавает). Поэтому в соленой воде легче плавать. Ребята, есть такое море, которое называется мертвое. Там вода очень соленая. Когда люди в нем купаются, то им даже делать ничего не надо, чтобы плыть, они как поплавки плавают на поверхности воды и не тонут. А называется это море так из-за того, что в нем не живут рыбы и другие морские обитатели, они просто не могут выжить из-за огромного количества соли в воде.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что соль используется в творчестве. С помощью соли можно создавать красивые изображения, а также соль используют в декоре. Для этого соль окрашивают в различные яркие цвета. Сейчас мы с вами попробуем сделать цветные пробирки для украшения интерьера, используя цветную соль. Насыпьте 3 ложки соли в тарелочку. Добавьте 3 ложки цветного порошка. Перемешайте. Посмотрите. Соль окрасилась.  А теперь возьмите пробирку. Насыпьте пол-ложки соли и передайте товарищу. Каждый насыплет по чуть-чуть соли разных цветов. Теперь закроем пробкой. Посмотрите, какая красота у нас получилась!

Дети наблюдают, как соль поглощает воду, а если воды много, то соль растворяется в воде, меняя ее вкус.

Дети выполняют движения, анализируя, можно солить названный воспитателем продукт или нет.

Дети видят, что в соленой воде яйцо не тонет

Дети насыпают понемногу соли разных цветов в пробирку, получая красивое украшение интерьера.

Получение знаний о свойствах соли поглощать влагу и растворяться в воде.

Удовлетворение потребности в двигательной активности.

Открытие нового знания, что в соленой воде предметам, животным и человеку легче плавать.

Освоение нового вида творческой деятельности, развитие творческих способностей

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

Ответы детей.

Получение обратной связи от детей, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"

Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить  сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.

Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....

Конспект открытой НОД по познавательному развитию с элементами ИКТ «Героическое прошлое русских людей» «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли» старшая группа

Нод направлена на  ознакомление  детей с героическими страницами истории русского народа, создание условий для развития истинного патриотизма, любви к Родине, формирование гордости за отечес...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1 младшей группе «Поможем кукле Маше…»

Занятие помогающее сформировать познавательный интерес у детей, посредством опытно – экспериментальной деятельности, через знакомство со свойствами камня и ваты....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Это удивительная соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Образовательные:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, об...

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.Задачи:Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предм...