конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Образовательные: Формировать   представление о свойствах бумаги: рвется, тонет, электролизуется,  закрашивается, горит. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx347.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Города Нижневартовска детский сад   №61 «Соловушка»

 

Конспект ООД

по познавательному развитию

 с элементами экспериментирования

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Абдужамалова

Земфира

Абдулкафаровна

 

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Образовательные: Формировать   представление о свойствах бумаги: рвется, тонет, электролизуется,  закрашивается, горит. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Развивающие: Развивать причинно-следственные связи и отношения; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение.

Основная образовательная область: познавательное развитие

Интегрированные образовательные области: речевое, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приёмы:

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные, положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.

Приёмы: художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания, объяснения, поощрения.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, видеописьмо, видеоролик «Горение бумаги», презентация слайдов, знаки-подсказки,   бейджики на каждого ребёнка, макет резиновой кувшинки, кувшинки из бумаги,    бумажные фигурки, шерстяная ткань, линейка, краски, кисть; таз с водой,  парафиновые свечи, альбомный лист с нарисованными геометрическими фигурами, аудиозапись из мультфильма «Фиксики»,

Словарная работа:

  • Продолжать  развивать связную речь, последовательно излагать свои мысли.
  • Обогащение словаря: статическое электричество, электролизуется, пепел.

Предварительная работа:

  • Просмотр презентации «Откуда берется бумага»
  • Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов, обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи бумагой, ватой, тканью, губкой)
  • Ознакомление с  «Правила  поведения в лаборатории»

Ход  образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.  Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Добрый день и добрый час! Очень рады видеть вас!  

Воспитатель:  На электронную почту детского сада для нас пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно.

(Включить  видеописьмо)

 

«Привет, друзья! Вы нас узнали? Это мы - Фиксики.  У Дим Димыча завтра «День юных исследователей», а у нас ничего не готово.     Помогите нам, ребята,  придумать научно -  познавательные опыты с бумагой. Мы знаем, что вы очень любознательные и что- нибудь придумаете.»

Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо? (ответы детей)

Воспитатель:  Поможем нашим героям раскрыть тайны бумаги с помощью опытов? (ответы детей) Тем более, мы с вами много знаем о бумаге, как и из чего она создается.

 Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего  боится бумага? (Примерные ответы детей: огонь, дождь, ветер.)

 Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у неё друзья. (Примерные ответы: клей, краски, карандаши.)

Воспитатель: Чтобы проверить  наши предположения, мы с вами  побываем  в   научной лаборатории. Что такое лаборатория?

(Ответы детей)  Ребята, в лаборатории нужно надевать специальную форму, но нам сегодня она не нужна, так как работаем с бумагой, а она безопасна. Но правила поведения в лаборатории мы должны вспомнить: 

Здесь  мы как ведем себя?

Соблюдаем тишину,

Говорим по одному.  

Если хочешь отвечать,  

Руку надо поднимать.

А еще нельзя без разрешения взрослого трогать, пробовать  ничего!

 

 Воспитатель: Кто мне скажет, что такое  эксперимент? (проба, опыт).

Вы будете не просто детьми, а учеными-исследователями. Нам предстоит провести несколько экспериментов по выявлению друзей и врагов  бумаги. Помогать в проведении экспериментов  нам будут знаки-подсказки, которые мы увидим на экране. А ответы - картинки мы будем фиксировать на доске: Симка будет собирать «Врагов» бумаги, а Нолик – «Друзей».

Теперь внимание на экран.

2    Презентация Слайд1- загадка. 

 

-Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... воды  

Слайд 2 – капля воды

Воспитатель: Мы предположили, что вода – это враг. Давайте проверим.

Эксперимент №1. Волшебные кувшинки

Воспитатель:    Подойдите к нашему импровизированному водоёму и возьмите каждый по цветку.

На столе таз с водой.

 Дети встают вокруг стола, у воспитателя макет кувшинки.

Воспитатель:  Ребята, как называется этот цветок? (кувшинка) 

Воспитатель: Где он растет? (на озере, в пруду)

Воспитатель: Опишите  её

Воспитатель: Ребята, у нас с вами кувшинки не настоящие:   они сделаны из бумаги. Значит кувшинки  какие? (бумажные).  

Воспитатель: Теперь аккуратно положим кувшинки в воду  

 (дети наблюдают за раскрытием лепестков)

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого эксперимента? Почему лепестки цветов стали раскрываться?

(Дети высказывают свои предположения.

Необходимо подвести детей к правильному ответу)

 Вывод: Бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой, листочки под тяжестью воды раскрываются и тонут, значит вода – это враг бумаги, разместим этот знак возле Симки.

Дети подходят к экрану

2 Презентация  Слайд электричество 5-6

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у нас в группе есть электричество?

Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).

Воспитатель: Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать.  Электрический ток, чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие  частицы-электроны.  Подробнее об электричестве вы узнаете, когда   пойдёте в школу. Опасно ли электричество, которое живет в проводах?

Ребята, оказывается вместе с опасным электричеством в нашей жизни существует и безопасное электричество 
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? А иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».  Давайте скажем вместе - Статическое электричество. Это неопасное для человека электричество. Статическое электричество живет повсюду.  Оно появляется при трении. 

Ребята, оказывается,  в  бумаге тоже прячется статическое электричество? Попробуем проверить вместе.  

Эксперимент 3

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат пластмассовые линейки и тарелочки с кусочками бумаги. Поднесите линейку  к кусочкам бумаги. С бумагой что-то происходит?  (нет).

Воспитатель:  Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им линейку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к линейке).

 Воспитатель:  Как линейка стала электрической? (её натерли тканью)

Дети:  Между линейкой и бумагой образовалось электрическое поле, поэтому бумага и притянулась к линейке.

Как называется это  электричество?

Где ещё можно встретить такое электричество?

Оно также опасно, как электричество, которое бежит по проводам?

Воспитатель:  Ребята, статическое электричество в нашем опыте – это друг или враг? (Ответы детей).

Помещаем знак «Электрическая лампочка» к  «Друзьям».

2   Презентация    Слайд 9-10 «Свеча». 

У восковой девицы,

Вся коса искрится,

Только дунет ветерок,

Затанцует огонек

Эксперимент №4.

Воспитатель:  Давайте определим:  дружат ли бумага и парафин? На листе бумаги у вас  нарисованы  разные фигуры. Назовите их.    

(Ответы детей)

Воспитатель: Обведите фигуры по контуру свечой. Затем затонируйте весь лист краской. (Воспитатель называет разные цвета  детям)

(Включить музыку)

Воспитатель: Что получилось?

Вывод: Следы парафина останутся неокрашенными. Парафин оставляет следы на бумаге и отталкивает воду.  Рисунок становится необычным. Это «Друг» или «Защитник» бумаги. Краски –друзья, потому что с помощью красок на бумаге появляются яркие картинки.

 

Разместить знак «Свеча» к Нолику.

2   Презентация    Слайд 13-14- «Огонь»  

 Шипит и злится, а воды боится

Воспитатель: Ребята, эксперимент с горением бумаги мы делать не будем, как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Мы  с вами посмотрим ролик «Как горит бумага» и определим огонь – это друг или враг.

5         Ролик «горение бумаги»

(ответы детей Огонь - это враг, потому что бумага сгорает и остаётся пепел)

Разместить на доске знак «Огонь» к Симке  обозначающим – «Враги».

Воспитатель: Ребята, вот мы и определили с вами некоторых друзей и врагов бумаги. А теперь мы устроим для Фиксиков телемост. Каждый из вас возьмёт знак - подсказку  и расскажем им про свойства бумаги.

6       Включить концовку музыки.

ДАША Вода – это «Враг» бумаги, потому что бумага  хорошо впитывает воду, становится тяжелой и тонет.  

ДИМА    Статическое электричество – это «Друг», наэлектролизованные  бумажные фигурки двигаются

АРТЕМ   Свеча - Это «Друг», потому что парафин отталкивает воду, и  рисунок становится необычным.

СЕМЕН Краски- это друзья, рисунок становится красивым

ТЕЙМУР   Огонь - это «Враг», потому что бумага сгорает и остаётся пепел.  

Воспитатель: Вот мы и познакомили  Фиксиков с  друзьями  и врагами  бумаги, а  они помогут Дим Димычу, раскрыть свойства бумаги с помощью опытов.

  Впереди нас ждет великое множество нераскрытых тайн.   А сейчас пришла пора попрощаться  с нашими новыми друзьями и гостями.

Досвидания! Приходите к нам ещё  на наши эксперименты. Мы будем очень рады.   Желаем вам больших успехов!

https://slovnet.ru/wp-content/uploads/2018/11/1-2.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"

Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить  сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1 младшей группе «Поможем кукле Маше…»

Занятие помогающее сформировать познавательный интерес у детей, посредством опытно – экспериментальной деятельности, через знакомство со свойствами камня и ваты....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Волшебница- вода»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментирования для детей старшей группыТема: «Волшебница- вода» Форма НОД: научная лабораторияФормы организац...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Удивительная соль"

Конспект открытого занятия, посвященного изучению способов добычи  соли, ее свойств и областей применения....