конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Образовательные: Формировать представление о свойствах бумаги: рвется, тонет, электролизуется, закрашивается, горит. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.docx | 347.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Конспект ООД
по познавательному развитию
с элементами экспериментирования
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Абдужамалова
Земфира
Абдулкафаровна
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Образовательные: Формировать представление о свойствах бумаги: рвется, тонет, электролизуется, закрашивается, горит. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Развивающие: Развивать причинно-следственные связи и отношения; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение.
Основная образовательная область: познавательное развитие
Интегрированные образовательные области: речевое, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы:
Методы: игровые, практические, словесные, наглядные, положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.
Приёмы: художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания, объяснения, поощрения.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, видеописьмо, видеоролик «Горение бумаги», презентация слайдов, знаки-подсказки, бейджики на каждого ребёнка, макет резиновой кувшинки, кувшинки из бумаги, бумажные фигурки, шерстяная ткань, линейка, краски, кисть; таз с водой, парафиновые свечи, альбомный лист с нарисованными геометрическими фигурами, аудиозапись из мультфильма «Фиксики»,
Словарная работа:
- Продолжать развивать связную речь, последовательно излагать свои мысли.
- Обогащение словаря: статическое электричество, электролизуется, пепел.
Предварительная работа:
- Просмотр презентации «Откуда берется бумага»
- Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов, обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи бумагой, ватой, тканью, губкой)
- Ознакомление с «Правила поведения в лаборатории»
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Добрый день и добрый час! Очень рады видеть вас!
Воспитатель: На электронную почту детского сада для нас пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно.
(Включить видеописьмо)
«Привет, друзья! Вы нас узнали? Это мы - Фиксики. У Дим Димыча завтра «День юных исследователей», а у нас ничего не готово. Помогите нам, ребята, придумать научно - познавательные опыты с бумагой. Мы знаем, что вы очень любознательные и что- нибудь придумаете.»
Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо? (ответы детей)
Воспитатель: Поможем нашим героям раскрыть тайны бумаги с помощью опытов? (ответы детей) Тем более, мы с вами много знаем о бумаге, как и из чего она создается.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего боится бумага? (Примерные ответы детей: огонь, дождь, ветер.)
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у неё друзья. (Примерные ответы: клей, краски, карандаши.)
Воспитатель: Чтобы проверить наши предположения, мы с вами побываем в научной лаборатории. Что такое лаборатория?
(Ответы детей) Ребята, в лаборатории нужно надевать специальную форму, но нам сегодня она не нужна, так как работаем с бумагой, а она безопасна. Но правила поведения в лаборатории мы должны вспомнить:
Здесь мы как ведем себя?
Соблюдаем тишину,
Говорим по одному.
Если хочешь отвечать,
Руку надо поднимать.
А еще нельзя без разрешения взрослого трогать, пробовать ничего!
Воспитатель: Кто мне скажет, что такое эксперимент? (проба, опыт).
Вы будете не просто детьми, а учеными-исследователями. Нам предстоит провести несколько экспериментов по выявлению друзей и врагов бумаги. Помогать в проведении экспериментов нам будут знаки-подсказки, которые мы увидим на экране. А ответы - картинки мы будем фиксировать на доске: Симка будет собирать «Врагов» бумаги, а Нолик – «Друзей».
Теперь внимание на экран.
2 Презентация Слайд1- загадка.
-Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... воды
Слайд 2 – капля воды
Воспитатель: Мы предположили, что вода – это враг. Давайте проверим.
Эксперимент №1. Волшебные кувшинки
Воспитатель: Подойдите к нашему импровизированному водоёму и возьмите каждый по цветку.
На столе таз с водой.
Дети встают вокруг стола, у воспитателя макет кувшинки.
Воспитатель: Ребята, как называется этот цветок? (кувшинка)
Воспитатель: Где он растет? (на озере, в пруду)
Воспитатель: Опишите её
Воспитатель: Ребята, у нас с вами кувшинки не настоящие: они сделаны из бумаги. Значит кувшинки какие? (бумажные).
Воспитатель: Теперь аккуратно положим кувшинки в воду
(дети наблюдают за раскрытием лепестков)
Воспитатель: Что вы наблюдаете? Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого эксперимента? Почему лепестки цветов стали раскрываться?
(Дети высказывают свои предположения.
Необходимо подвести детей к правильному ответу)
Вывод: Бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой, листочки под тяжестью воды раскрываются и тонут, значит вода – это враг бумаги, разместим этот знак возле Симки.
Дети подходят к экрану
2 Презентация Слайд электричество 5-6
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у нас в группе есть электричество?
Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
Воспитатель: Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Электрический ток, чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете, когда пойдёте в школу. Опасно ли электричество, которое живет в проводах?
Ребята, оказывается вместе с опасным электричеством в нашей жизни существует и безопасное электричество
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? А иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество». Давайте скажем вместе - Статическое электричество. Это неопасное для человека электричество. Статическое электричество живет повсюду. Оно появляется при трении.
Ребята, оказывается, в бумаге тоже прячется статическое электричество? Попробуем проверить вместе.
Эксперимент 3
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат пластмассовые линейки и тарелочки с кусочками бумаги. Поднесите линейку к кусочкам бумаги. С бумагой что-то происходит? (нет).
Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им линейку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к линейке).
Воспитатель: Как линейка стала электрической? (её натерли тканью)
Дети: Между линейкой и бумагой образовалось электрическое поле, поэтому бумага и притянулась к линейке.
Как называется это электричество?
Где ещё можно встретить такое электричество?
Оно также опасно, как электричество, которое бежит по проводам?
Воспитатель: Ребята, статическое электричество в нашем опыте – это друг или враг? (Ответы детей).
Помещаем знак «Электрическая лампочка» к «Друзьям».
2 Презентация Слайд 9-10 «Свеча».
У восковой девицы,
Вся коса искрится,
Только дунет ветерок,
Затанцует огонек
Эксперимент №4.
Воспитатель: Давайте определим: дружат ли бумага и парафин? На листе бумаги у вас нарисованы разные фигуры. Назовите их.
(Ответы детей)
Воспитатель: Обведите фигуры по контуру свечой. Затем затонируйте весь лист краской. (Воспитатель называет разные цвета детям)
(Включить музыку)
Воспитатель: Что получилось?
Вывод: Следы парафина останутся неокрашенными. Парафин оставляет следы на бумаге и отталкивает воду. Рисунок становится необычным. Это «Друг» или «Защитник» бумаги. Краски –друзья, потому что с помощью красок на бумаге появляются яркие картинки.
Разместить знак «Свеча» к Нолику.
2 Презентация Слайд 13-14- «Огонь»
Шипит и злится, а воды боится
Воспитатель: Ребята, эксперимент с горением бумаги мы делать не будем, как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами посмотрим ролик «Как горит бумага» и определим огонь – это друг или враг.
5 Ролик «горение бумаги»
(ответы детей Огонь - это враг, потому что бумага сгорает и остаётся пепел)
Разместить на доске знак «Огонь» к Симке обозначающим – «Враги».
Воспитатель: Ребята, вот мы и определили с вами некоторых друзей и врагов бумаги. А теперь мы устроим для Фиксиков телемост. Каждый из вас возьмёт знак - подсказку и расскажем им про свойства бумаги.
6 Включить концовку музыки.
ДАША Вода – это «Враг» бумаги, потому что бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой и тонет.
ДИМА Статическое электричество – это «Друг», наэлектролизованные бумажные фигурки двигаются
АРТЕМ Свеча - Это «Друг», потому что парафин отталкивает воду, и рисунок становится необычным.
СЕМЕН Краски- это друзья, рисунок становится красивым
ТЕЙМУР Огонь - это «Враг», потому что бумага сгорает и остаётся пепел.
Воспитатель: Вот мы и познакомили Фиксиков с друзьями и врагами бумаги, а они помогут Дим Димычу, раскрыть свойства бумаги с помощью опытов.
Впереди нас ждет великое множество нераскрытых тайн. А сейчас пришла пора попрощаться с нашими новыми друзьями и гостями.
Досвидания! Приходите к нам ещё на наши эксперименты. Мы будем очень рады. Желаем вам больших успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " В волшебной лаборатории воздуха" (ИКТ)
Путешествие на воздушном шаре в лабораторию воздуха для новых открытий....
конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"
Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"...
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1 младшей группе «Поможем кукле Маше…»
Занятие помогающее сформировать познавательный интерес у детей, посредством опытно – экспериментальной деятельности, через знакомство со свойствами камня и ваты....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Волшебница- вода»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментирования для детей старшей группыТема: «Волшебница- вода» Форма НОД: научная лабораторияФормы организац...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Удивительная соль"
Конспект открытого занятия, посвященного изучению способов добычи соли, ее свойств и областей применения....