Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Волшебница- вода»
материал

Ефанова Юлия Олеговна
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию
с элементами экспериментирования для детей старшей группы
Тема: «Волшебница- вода»
Форма НОД: научная лаборатория
Формы организации детей: старшая, индивидуальная
Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно –
эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие
Цель : Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 
Задачи: 
Образовательные : Формировать  представление о предметах: их свойствах и качествах,  способность  определять взаимосвязи между предметами и  явлениями. Умение делать выводы, открытия.
Развивающие: Развивать любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению
Воспитательные :Создание дружеской атмосферы в группе во время исследований, умение работать в коллективе, усидчивости, аккуратности.
Методические приемы:
 Словесные: рассказ воспитателя, эвристическая беседа, пояснение, напоминание, рассуждение, повторение, поощрение, художественное слово
 Наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий
Практические: опыты.
Технологии: исследовательская- экспериментальная деятельность, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о значении воды;
- чтение художественной литературы (Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели» ) ;
- рассказ воспитателя «Откуда в кране вода?»;
- проведение отдельных экспериментов с водой;
- познавательная игра «Где, какая вода бывает»;
- просмотр презентации на тему «Вода на земле», «Почему воду нужно беречь»;
- рисование «Путешествие к морю»;
- аппликация «Аквариум»;
- наблюдение на прогулках за изменением состояния воды (луж, снега и т.д.);
- совместное создание с детьми ЛЭП – бука на тему «Вода»;
- изготовление с детьми памяток буклетов на тему: «Берегите воду!»
              ХОД:
Воспитатель с детьми заходит в группу.
(звучит музыка, на экране появляется слайд с изображением инопланетянина)
Воспитатель: Ой! Что это за звук? Вы слышите? Я его слышу отсюда (все подходят к телевизору).
Воспитатель: (обращается к инопланетянину): Кто Вы?
Инопланетянин: Добрый день! Я – инопланетянин Гоша. Я летел на своем летательном аппарате и увидел из космоса красивую голубую планету. Вот такую (появляется планета земля на экране)! Я не мог пролететь мимо и решил на ней побывать. Скажите, куда я попал, что это за удивительная планета?
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется наша планета? (ответы детей). Что вы видите на изображении?
Инопланетянин: А почему на вашей планете столько голубого цвета? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Гоше видео ролик о воде.
(просмотр видео)
Воспитатель: Да, действительно, вода окружает нас повсюду в морях, реках, озерах, океанах…и без нее мы не сможем прожить. 
Воспитатель: Ребят а где же живет вода? (в морях, океанах, в реках) СЛАЙДЫ
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как называется вода в океане? Вода в океане называется океаническая. 
Воспитатель: А вот воду в реке как можно назвать по - другому? (речная). Воду в роднике? (родниковая) Какая вода в море? (морская).  Какая в болоте? (болотная).
Воспитатель: Что мы еще можем рассказать Гоше про воду? Подумайте, для чего нужна вода? Кому нужна вода? (Ответы детей: пьем, готовим, моемся, стираем, убираемся, поливаем цветы… Человеку, животным, растениям в общем всему живому на земле.)
Воспитатель: Для кого вода является– домом? (рыбы, лягушки, киты, тюлени и т.д.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете нужно ли беречь воду? (ответы детей).
Воспитатель: А как ее беречь? (закрывать кран, чтоб вода не утекала; не загрязнять водоемы…)
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: А давайте поиграем в игру. (подходят к доске)
Игра «Угадай кому нужна вода?»
Воспитатель: На доске карточки в виде геометрических фигур с разными изображениями, дети должны рассказать об этой карточке (цвет, форма, кому нужна вода), (после каждого ответа, воспитатель убирает карточку с доски).
Воспитатель: Ребята мы с вами поговорили, поиграли, а теперь давайте разомнемся. 
(выполняется физкультминутка под музыку)
 
1. (дети бегают) С неба капельки летели,
В ручейки попасть хотели,
И захватывая дух,
Капельки упали - бух! (присели)
Припев (2 раза): Капельки - прыг-прыг, (прыгают)
Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)
2. (бегут) С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки
Воспитатель: немного отдохнули. Предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.
Ребята , а вы знаете , что делают в лаборатории. (БЕСЕДА С ДЕТЬМИ) Лаборатория это специальное помещение, необходимое для опытов и экспериментов.
Проведение опытов – экспериментов под музыку
(дети сами берут фартуки, нарукавники и одевают)
Воспитатель: прежде, чем приступить к нашим опытам, повторим правила работы в лаборатории. (Дети повторяют правила по мнемотаблице; на доске прикреплена таблица, после ответа детей, воспитатель прикрепляет к таблице карточку). 
1. Не кричать.
2. Не трогать без разрешения.
3. Соблюдать осторожность.
4. Внимательно слушать.
5. Работать только на своем месте.
6. Ничего не пробовать на вкус.  
Опыт №1: (на столе стоят стаканы с водой) 
РАБОТА ПО МНЕМОТАБЛИЦАМ
Возьмите стаканы в руки и понюхайте. Вода пахнет? (ответы детей). 
Возьмите ложку и попробуйте язычком на вкус. Какая вода? (ответы детей). 
Посмотрим через стаканчики друг на друга. Вода какая? (ответы детей).
 Перед вами на тарелках сахар, возьмите ложку и насыпьте несколько ложек сахара в воду, размешайте, попробуйте теперь воду. (дети пробуют воду языком) Какая она стала? Почему? (ответы детей).
 Ребята значит получается вода – без запаха, без вкуса, прозрачная, может растворять.
Вода не имеет цвета но ее можно покрасить. Добавить в нее краску. (Дети подкрашивают воду) Какого цвета стала вода? (Красная, желтая, синяя)Цвет воды зависит от того ,  какого цвета краску добавили в воду. Вывод: Что может произойти с водой если в нее добавили краску? ( Вода легко окрашивается в любой цвет)
Молодцы ребята!
Опыт №2: 
Работа в парах. 
Сейчас мы узнаем еще одно свойство воды. У каждого из вас в корзинке приготовлены салфетки, фломастер карандаш и клей. Давайте мы возьмем салфетку, фломастером проведем линии по салфетке и накрутим ее на карандаш. По краю салфетки пройдем клеем. После заклеивания трубочки мы начинаем сжимать в гармошку. На столе у вас блюдца и одноразовые стаканы с водой. В первую очередь нам необходимо нашу гусеничку положить в блюдце и начинаем постепенно наливать водичку на гусеничку. (воспитатель спрашивает у детей, что начинает делать гусеничка?) Гусеничка начинает впитывать воду и как бы оживать. (Каждый ребенок делает самостоятельно гусеничку и проводит эксперимент). 
После работы нужно убрать за собой рабочее место.
Воспитатель: Ребята, ну что ж, мы побывали в нашей лаборатории, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, мы много узнали о воде ее свойствах, для чего и кому она нужна? Ребята , а как   вы думаете мы помогли  Гоше узнать про  воду на нашей планете ?
( ответы детей), Молодцы. А давайте отправим ему посылку с раскрасками!!!
Инопланетянин: Да ребята вы молодцы! Спасибо вам большое за посылку. Я узнал много нового и интересного. Я обязательно расскажу своим друзьям о вашей замечательной планете Земля и о воде. До свидания. (дети прощаются с Гошей) Получил посылку.
 
Самоанализ
 
Вашему вниманию была представленная непосредственная образовательная деятельность по  познавательному развитию с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Волшебница-вода».
Целью моего занятия было продолжить работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 
Поставленную цель решала через следующие задачи: 
Образовательные:
В ходе занятия дала  представление о предметах: их свойствах
и качествах , способность  определять взаимосвязи между предметами и
явлениями. Умение делать выводы, открытия.
С использованием ИКТ  посмотрели фильм о воде, показ слайдов.
Через выполнение заданий так же решались развивающие задачи  любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению
Воспитательные задачи: Создание дружеской атмосферы в группе во время исследований, умение работать в коллективе, усидчивости, аккуратности.
Занятие  проводилась в едином игровом сюжете, состояла из трех частей.
В водной части был использован элемент мотивации, что помогло создать нужный эмоциональный настрой, вызвать интерес к деятельности и поставить задачу занятия. (Детям прилетел инопланетянин Гоша).
Основная часть занятия представляла собой организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В ходе занятия использовала ИКТ, здоровьесберегающие технологии такие как смена видов деятельности:
Игровая деятельность (дидактическая  игра)
Словестная деятельность (объяснения, вопросы)
Наглядная деятельность (показ, работа с демонстрационным материалом на доске, телевизор)
Практическая деятельность (выполнение опытов)
Двигательная деятельность
что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего занятия.
В заключительной части дети отправили посылку Гоши .
Структура занятия соответствовала поставленным задачам, простроено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. При планировании подбирала материал на доступном для детей уровне.
Дети были активны, внимательны, поддерживали разговор, охотно брались за выполнение заданий.
Считаю, что выбранная форма организации занятия  детей была достаточно эффективной, поставленные задачи были выполнены.
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».

Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:•         закрепить представ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 4-5 лет «Волшебница- вода»

Цель: расширение представлений о свойствах воды. Задачи:1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, ...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «По страницам Сказки» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятияпо познавательному развитию с элементами экспериментирования «По страницам Сказки»в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в 1 младшей группе «Поможем кукле Маше…»

Занятие помогающее сформировать познавательный интерес у детей, посредством опытно – экспериментальной деятельности, через знакомство со свойствами камня и ваты....