КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Спор воздуха и воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Совместная деятельность направлена на расширение представлений детей о свойствах воздуха и воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (ОД) в средней группе по теме «Спор воздуха и воды»
Образовательные задачи
- Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей:
- расширять представления о свойствах воздуха (без цвета, без формы, без запаха, без цвета, не замерзает, не растворяет, легкий, не льется) и воды (без цвета, без формы, без запаха, без цвета, замерзает, растворяет, тяжелая, льется).
- Задачи, ориентированные на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей:
- стимулировать интерес к экспериментированию с объектами окружающего мира.
3. Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей:
- формировать умение осуществлять разнообразные поисковые действия практического характера, приводящие к получению новой информации под руководством педагога;
- формировать умение выявлять и сравнивать признаки различных объектов познания (воздух и вода), выделять сходства, различия и обозначать их словом;
- способствовать усвоению способов представлять результаты эксперимента, используя условно-символические средства под руководством педагога;
- упражнять в умении обобщать информацию об объектах.
Материалы и оборудование
- Стимульный материал:
картинки или игрушка Фиксика – Нолик, файл «Звуковые загадки Нолика».
- Материалы для деятельности детей:
прозрачный пакет, по 2 стаканчика (чистые), по 2 кусочка сахара, по 1 ложке на каждого ребенка и педагога; вода в бутылке, емкость,
- Дидактический материал:
карточки для составления алгоритмов «Свойства воздуха» и «Свойства воды», мультфильм из серии «Смешарики» - «Лед»
- Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
ноутбук, колонки.
Ход ОД
- Ребята, смотрите, кто у нас в гостях. Нолик, долго ты к нам не приходил.
- (От лица Нолика) Здравствуйте, ребята. Столько дел было. Но вот я снова у вас. И не просто так, а с загадками. А загадки звуковые. Хотите послушать? (да)
Педагог на ноутбуке включает файл «Звуковые загадки Нолика». Включает запись звука журчащего ручья.
- Ребята, что вы слышите? Чей это звук? (ручья, реки, воды) – появляется картинка-отгадка. У Нолика еще одна загадка.
Педагог включает запись звука ветра.
- А это кто говорит, чей звук? (ветер, воздух). – появляется картинка-отгадка. Ну что, Нолик, отгадали мы твои загадки?
- (От лица Нолика) Все верно отгадали. Ребята, но я не просто так принес эти загадки. Мы с Симкой поспорили. Вот скажите, воздух и вода звучат по-разному или одинаково? (по-разному). Конечно, это ведь разные объекты и не похожи друг на друга. А Симка говорит, что похожи и очень. Рассудите, кто из нас прав.
- Ребята, как же мы можем помочь Нолику и Симке? (ответы детей). Я знаю, надо сравнить между собой воду и воздух. А для этого провести с ними опыты. Согласны? А чтобы Нолику все было понятно. Я предлагаю проводить опыты и заполнять вот эти пустые карточки - подсказки, где будем обозначать, что мы узнали.
На доске воспитатель показывает два пустых алгоритма, расположенных друг под другим и имеющими маркеры воды и воздуха. Под алгоритмами расположено много отдельных символов, обозначающих свойства.
- Ребята, что вы видите на столе? (пакеты) Помните, как мы в них воздух ловили? Я предлагаю вам его снова поймать. А себе в пакет я налью воды. У вас будет воздух, у меня вода.
Самостоятельная работа детей – захватывают воздух, сжимают и закручивают отверстие. Педагог наливает достаточное количество воды себе в пакет и тоже закручивает отверстие.
- Давайте, обсудим, что у нас получилось. Посмотрите и скажите, какая по цвету вода у меня в пакете? (невидимая, прозрачная, бесцветная) А у вас воздух? (невидимый, прозрачный, бесцветный). Возможные наводящие вопросы: какая, если мы ее не видим? она без цвета? через нее все видно? Значит вода и воздух одинаковые или разные? (одинаковые бесцветные)
- (От лица Нолика) У-у-у, значит Симка права, они правда одинаковые.
- Подожди Нолик, мы еще не все опыты сделали.
- А теперь я предлагаю вам подуть на свои пакеты. (Самостоятельная деятельность детей). Что с ними происходит? (они двигаются, поднимаются, хотят улететь). А почему они так легко подлетают? (воздух легкий) А сейчас подуйте на мой пакет? Что происходит? (он не двигается, остается на месте) Почему, мой пакет не подлетает? (он тяжелый, вода тяжелая). Значит, вода и воздух одинаковые или разные? (разные) Чем отличаются? (воздух легкий, а вода тяжелая)
- (От лица Нолика) Ура, теперь я прав, они разные.
- Раскройте свои пакеты и понюхайте воздух внутри. Пахнет чем-нибудь? (нет) Значит, воздух какой? (без запаха) А сейчас понюхайте у меня воду в пакете? Что скажете? (вода тоже без запаха). Что можно сказать о воде и воздухе? (они одинаковые ничем не пахнут, без запаха).
- Смотрите, что я сейчас сделаю.
Педагог струйкой выливает воду из пакета.
- Что делает вода? (льется, бежит, струится, выливается и т.д.) Попробуйте из своих пакетов также вылить воздух. Получается? (нет) Что можно сказать о воздухе? Что не может сделать воздух? (воздух не льется) А вода? (вода может литься).
- Давайте подойдем к доске, мы так много узнали о воде и воздухе. Чтобы не забыть предлагаю составить карточки подсказки, где знаками обозначим какой воздух, а какая вода. Вспомните по цвету они какие? (бесцветные, прозрачные).
Педагог предлагает на каждое свойство двоим детям найти картинки, которыми можно его обозначить свойство и поместить их окошки алгоритмов описания воздуха и воды.
- А по весу? Что скажете об их запахе? Кто из них льется, а кто нет?
- Подойдем к другому столу, расскажите, что вы видите? (стаканчики с водой и пустые стаканчики). А эти стаканчики точно пустые? Может в них что-то есть невидимое? Что есть везде, вокруг нас, и в этих стаканчиках тоже? (воздух) Скажите, раньше вода и воздух были в пакетах, а теперь в стаканчиках, они полностью заполняли предметы разные по форме. У них своя форма есть? Может быть вода и воздух квадратные или круглые? (нет) У них форма есть? (вода без формы и воздух без формы).
- А давайте попробуем воду и воздух на вкус. Попейте немного воды. Что можете сказать о вкусе, есть он? (нет, вода без вкуса). А как нам воздух попробовать на вкус? (предположения детей). Захватите ротиком немного воздуха, есть вкус? (нет, воздух тоже без вкуса).
- Наши опыты продолжаются, на тарелочках лежат кусочки сахара. Возьмите 2 штуки и бросьте – по одному в стаканчики с воздухом и водой. Можно помешать ложечкой и там и там. Расскажите мне, что у вас получилось? (в воде сахар растворился, в стакане с воздухом нет). Значит, что может делать вода? (растворять предметы) А воздух? (воздух не может растворять предметы).
- Сейчас предлагаю посмотреть одну интересную историю, которая произошла со Смешариками.
Просмотр отрывка мультфильма из серии «Смешарики» - «Лед» (с 3 мин. 33 сек. до 5 мин. 15 сек.)
- Да, весело покатались Смешарики. Скажите, а где они катались на коньках? (на озере, на катке) Как называется скользкая поверхность, по которой они катались? (лед) Откуда он появился зимой на озере? (вода замерзла и превратилась в лед). Ребята, мы только что выяснили, вода может делать что? (замерзать, превращаться в лед). Подумайте и скажите, а воздух может замерзнуть и превратиться в лед? (нет, не может). Вот оно последнее отличие воды и воздуха. Давайте повторим еще раз, чтобы Нолик понял, что вода умеет делать, а воздух нет? (ответы детей).
- Давайте вернемся к доске и до конца заполним наши карточки-подсказки. Есть у воды и воздуха форма?
Педагог предлагает на каждое свойство двоим детям найти картинки, которыми можно его обозначить свойство и поместить их окошки алгоритмов описания воздуха и воды.
- Какие вода и воздух на вкус? Кто из них растворяет предметы, а кто нет? Что может превращаться в лед воздух или вода?
- Ребята, что мы можем сказать о воде и воздухе? Одинаковые они или разные? (ответы детей). В чем-то одинаковые, очень похожи друг на друга, а чем-то отличаются.
- (От лица Нолика) Ребята, какие вы молодцы. Помогли решить наш спор с Симкой. Теперь я и сам все вижу. Но все-таки вода и воздух больше похожи друг на друга или больше отличаются? Как узнать? (варианты ответов детей)
- А давайте посчитаем одинаковые свойства и разные, не зря же мы составляли алгоритмы-подсказки. А заодно еще раз повторим все свойства.
Дети с педагогом вспоминают и проговаривают свойства воды и воздуха, опираясь на алгоритмы, считают одинаковые и разные. Подводят итоги.
- (От лица Нолика) Ничья у нас с Симкой, четыре свойства одинаковые и четыре разные. Побегу Симке все рассказывать. До свидания. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «Путешествие в сказку»
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):- грамматический строй речи (образовании прилагательных с помощью аффиксов (суффиксов, окончания);- развитие связной речи (монологическая речь: пе...
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «А. С. Пушкин – великий русский поэт»
Конспект содержит конструктор совместной деятельности педагога и детей, а также полный информационный материал с иллюстрациями....
Конспект совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «Я в мире человек"»
Методическое обеспечение формирования направленности ребенка на мир семьи у детей 3-4 летпо теме «Я в мире человек»...
КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Кукла-закрутка»
Методическая разработка занятия по ручному труду....
Конспект совместной деятельности педагога и детей (ООД) по теме "Волшебница вода"
В данной образовательной деятельности у детей закрепляются представления о свойствах и признаках воды, о значении воды в жизни человека и живой природы, об использовании воды и водных ресурсов ч...
Спортивное развлечение для детей старшего возраста. Тема: " Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!"
Назначение: Сценарий для детей дошкольного возраста. Может быть, интересен для инструкторов по физической культуре, воспитателей. Цель: Приобщать детей к здоровому образу жи...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в группе детей с ЗПР Тема: «Свойства воздуха» Образовательная область : познавательное развитие
Цели: 1. Способствовать формированию знаний детей о воздухе, его свойствах, способах его обнаружения , о значении воздуха для жизни человека.2. Развивать у детей интерес к исследовательской деятельнос...