Проект для детей младшего дошкольного возраста "насекомые"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Паспорт  предназначен для организации проектной деятельности с детьми младшей группы на тему "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 

Название проекта.

«Наши друзья - насекомые»

Полное и сокращенное название учебного заведения.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №47

Колпинского района Санкт-Петербурга

Сведения о руководителе проекта, участниках (Ф.И. возраст воспитанников).

Руководители: Костылева В.В., Киселева Т.А – воспитатели;

Участники – воспитанники первой младшей группы 2-3  лет;

Родители  воспитанников;

Цели и задачи проекты.

Цель:

  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Формирование  представлений воспитанников об окружающем мире, о разнообразии царства насекомых, воспитание у них гуманного отношения к природе, формирование чувства сопричастности ко всему живому на Земле.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием мира насекомых, с его значимостью для всего живого на планете;
  • Формировать навыки исследовательской деятельности;
  • Учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики);
  • Стимулировать и активизировать совместную деятельность и сотрудничество детей, их родителей и педагогов.

Развивающие:

  • Развивать умение наблюдать;
  • Знакомить с насекомыми нашего края;
  • Развивать воображение, мышление;
  • Развивать умение передавать свои чувства от общения с живыми существами в рисунках, поделках;
  • Развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
  • Воспитывать бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предполагаемый результат:

  • Дети научатся узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
  • У детей сформируются простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); научатся находить сходство и отличия;
  • Овладеют обобщающим понятием «насекомые»;
  • Узнают о том, какую пользу и вред приносят людям насекомые;
  • Смогут использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях; самостоятельно наблюдать за насекомыми; бережно обращаться с насекомыми на участке;
  • Сформируется положительное отношение к природе.

Тип проекта:
- Познавательно-творческий

Аннотация проекта (Актуальность и значимость проекта на уровне учебного заведения и социума, личностная значимость, воспитательный аспект, краткое содержание).

Актуальность проекта: 

Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Во время прогулок дети с интересом наблюдают за насекомыми. В ходе наблюдения и бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых: названия, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Не знают о зависимости жизни насекомых от изменений в природе. Боятся безобидных насекомых, испытывают перед ними страх или норовят раздавить. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду. В ходе реализации проекта дети будут учиться любить природу, понимать, что насекомые - её часть, без которой не может существовать наша планета.

Предварительная работа:

  • Пополнение РППС по теме проекта: подбор иллюстраций, альбомов, картинок  на тему: «Насекомые».
  • Подбор произведений К. Чуковского, В. Сутеева, В. Бианки о насекомых.
  • Подготовить дидактические игры и задания по лексической теме.
  • Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.
  • Рекомендации для родителей: наблюдать с детьми за жизнью насекомых.

Содержание проекта.

Беседы:

  1. Беседа  «Насекомые вокруг нас»

Цель: формировать  представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых.

  1. Беседа «Что дают нам пчелки?»  

Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком, развивать  познавательный интерес,  представление о пользе продуктов пчеловодства для человека.

  1. Беседа «Кто живет в муравейнике?»

Цель: познакомить детей с образом жизни и средой обитания муравьев, развивать зрительное и слуховое восприятие, обогащать лексикон.

 

  1. Беседа «Как появляется бабочка?» 

Цель: познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете.

  1. Беседа «Осторожно - опасные насекомые!»

 Цель: формировать знания о защите от насекомых, сознательное отношение к собственному здоровью, развивать внимание, память, речь.

  НОД

1. Познание
Тема: «Насекомые».
Цель: Формировать представления о многообразии мира насекомых, знакомить с некоторыми его представителями (муравей, стрекоза, божья коровка, бабочка, муха, комар, пчела, кузнечик), обогащать и активизировать словарь по теме, развивать любознательность.

2. Развитие речи 

Тема: Рассматривание сюжетной картинки «На лугу»     

Цель: формировать представления о луге как месте обитания множества насекомых, закрепить их названия, развивать наблюдательность, зрительное восприятие, способствовать появлению связной речи; активизировать словарь.

3. Конструирование
Тема: «Улей для пчелки»
Цель: формировать умение детей  последовательно строить заданное изображение по образцу , обогащать конструктивные навыки, развивать пространственное мышление.


4. Рисование
Тема:  «Паутинка».

 Цель: формировать умение детей рисовать длинные линии в разных направлениях, развивать умение пользоваться красками и кистью, формировать бережное отношение к окружающей среде.

5. Коллективная аппликация

Тема: «Кто живет на лугу?».
Цель: развивать творческое воображение, умение вырезать, правильно располагать и последовательно наклеивать детали аппликации, обогащать навыки коммуникации и взаимодействия со сверстниками.

6. Лепка
Тема: «Божья коровка».
Цель: формировать умение воспитанников применять ранее приобретенные навыки в пластилинографии, развивать творческое воображение, мелкую моторику, закрепить знания о красном цвете.

Подвижные игры:

«Веселые пчелки»; «Карусели»; «Поймай бабочку».

Дидактические игры:

- Д/и «Найди мою тень»

Цель: Уточнять и углублять знания воспитанников об объектах живой природы; развивать наблюдательность, внимание, память;

-Д/и «Собери картинку»

Цель: совершенствовать умения детей собирать целое из частей, развивать основы логического мышления, зрительной памяти, внимания.
- Д/и  «Покажи и назови».

Цель: закреплять знания о внешнем виде и названиях насекомых, обитающих в нашей местности.

- Д/и «Кто где живёт?»

Цель: Вспомнить с детьми названия среды обитания разных видов животных: воздушная среда, водная, наземная.

- Д/и «Угадай насекомое».

Цель:  Обогащать детей знаниями о мире насекомых, его многообразии, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с произведениями о жизни насекомых; воспитывать познавательную активность, способствовать развитию фразовой речи, активизации словаря.

- К. Чуковский «Муха – Цокотуха»
- А. Барто «Комары»
- И. Токмакова «Бабочка».
- В. Сутеев  «Под грибом»
- В. Бианки «Приключения муравьишки»

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок)
- рисование на крупе «Жучки»
- индивидуальная работа по развитию речи – речевое упражнение «Пчелка»  

Предполагаемый продукт и ожидаемые результаты.

Ожидаемый результат:

-  узнают и называют насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);

- сформированы простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);

- развитие активной, самостоятельной, творческой личности.

Предполагаемый продукт:

  1. Коллективная работа «Кто живет на лугу?»
  2. Оформление папки-передвижки «Наши друзья - насекомые».
  3. Совместное изготовление с родителями дидактических игр.

Длительность проекта.

 Краткосрочный  (1 неделя)

Этапы работы над проектом.

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей по теме.
2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы по теме проекта, картинок, фотографий, плакатов.

2 этап

1. Проведение НОД  в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация бесед, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап

1.Коллективная работа «Кто живет на лугу?»

2.Оформление папки-передвижки «Наши друзья - насекомые».

3.Совместное изготовление с родителями дидактических игр.

Конспект НОД по ФЦКМ

в первой младшей группе

Тема: «Насекомые».

Цель: формирование у воспитанников знаний о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

  • Познакомить детей с насекомыми: бабочкой, муравьём, пчелой;
  • Учить выделять их главные признаки: лапки, усики, крылья, голова;
  • Формировать умение отгадывать загадки по описанию;
  • Закрепить основные цвета.

Материалы: игрушка муравья, картинки с насекомыми, бумажные цветы, бабочки, баночки с горохом и бобами, магнитофон, звуки насекомых, мольберт, модель муравейника.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Друзьям всем: "Привет!"

Пальчиковая игра «Пошли  пальчики гулять»

Пошли пальчики гулять,

(руки сжаты в кулаки, большие пальцы «бегут» по столу)

А вторые догонять.

(по столу «бегут» указательные пальцы)

Треть пальчики бегом,

(средние пальцы)

А четвертые пешком.

(безымянные пальцы)

Пятый пальчик поскакал

(касаться стола ритмично обоими мизинцами)

И в конце пути упал.

(хлопнуть в ладоши)

2. Основная часть.

В.- Давайте закроем глаза и представим, что мы с вами попали на зелёную лесную полянку. (Звучит мелодия со звуками насекомых. Воспитатель раскладывает бумажные цветы)

В.- Открываем глазки. Что вы услышали? Кто издаёт эти звуки? Правильно, и мы с вами попали на полянку к маленьким жителям. Ребята, что мы видим на полянке?

Д.- Цветы

В.- Какого они цвета? Послушайте внимательно загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Кто это? (На мольберт прикрепляется картинка)

В.- Что есть у бабочки? У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий нектар. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

В.-  Предлагаю поиграть в игру «Бабочка и цветок». Возьмите по одной бабочке.

Какого цвета твоя бабочка? А у тебя? А твоя? Послушайте внимательно задание. Посадите бабочек на цветок такого же цвета, как у вас бабочка.

Дети сажают бабочек на цветы.

Воспитатель: Ты на какой цветок посадил свою бабочку? А ты? Почему?

Ответ ребёнка.

В.- Замечательно, все бабочки на своих цветочках. Давайте присядем на полянке и послушаем следующую загадку:

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдёт,

И приготовит вкусный мёд.

(Кто это?)

На мольберт прикрепляется картинка пчелы.

В.- Да это пчела, она летит собирать сладкую пыльцу с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный мед.

В.- Ребята, посмотрите, пчела ярко окрашена. Эта окраска говорит: «Не подходи! Ужалю!», ведь трогать пчёлку очень опасно, она может ужалить. Что есть у пчелы?

Правильно - крылья, лапки, тело, голова, усики.

В.- Ребята, посмотрите, а это кто выглядывает из-под цветка? Правильно, муравей! Давайте его рассмотрим. Что это у муравья? (усики, голова, лапки, тело) Какого цвета муравей? Как называется его дом?

В.-  В самом начале весны муравейник больше похож на кучу мусора и старой хвои, чем на муравейник (показ модели муравейника). Но как только сойдёт снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели. Но пройдёт ещё несколько дней, и муравьи примутся за работу. Муравьиная кислота может быть опасна для человека. Поэтому муравейники не нужно тревожить.

В.- Муравьи очень любит порядок, но за длинную зиму у них в муравейнике все перемешалось.  Давайте мы им поможем навести порядок. Подойдите к столам и разложите по коробочкам фасоль и горох.

Игра «Перебери горох с фасолью»

В.- Муравей говорит вам спасибо! Теперь нам пора возвращаться домой. Присаживайтесь на стульчики возле мольберта.

Воспитатель закрепляет с детьми названия и характерные особенности внешнего вида каждого насекомого.  Знакомит с обобщающим словом, с опасными насекомыми и правилами поведения на природе.

Рефлексия:

Что вам больше всего запомнилось?

Кого мы встретили на лесной полянке?

Чем пьёт бабочка?

Почему же пчела так ярко окрашена?

Как называется дом у муравья?

Как их можно назвать одним словом?

Каких насекомых вы еще знаете?

Конспект НОД по развитию речи

в первой младшей группе

Тема:  «Кто живет на лугу»

Цель: формирование у воспитанников знаний о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

  • Обогащать лексикон  детей новыми словами по теме.
  • Установить отличия и сходства у бабочки и жука.
  • Учить сочетать речь и движения; развивать артикуляционную и интонационную выразительность речи.
  • Подвести к обобщенному понятию – насекомые.
  • Активизировать словарь, побуждать к диалогу с воспитателем.

Материалы: Сюжетные картинки  с насекомыми на лугу, цветы, картинки улья и норки.

Предварительная работа:

 рассматривание иллюстративного материала по теме «Насекомые»

 - знакомство с литературными произведениями  В. Зотов из книги «Лесная мозаика» «Божья коровка», «Майский жук», К.Чуковский Муха – Цокотуха», А. Барто «Комары», И. Токмакова «Бабочки»

 - пальчиковая гимнастика «Бабочка-коробочка», «Кузнечики»…

Ход занятия:

Организационный момент:

В.- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся друг с другом.

Здравствуй, солнышко – дружок,                                                   (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок                              (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки                                                                                    (показываем губки)

Здравствуйте, зубки                                                                                    (показываем зубки)

Губками «почмокали»                                                                                            («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»                                                                                            («щелкаем»)

Ручки вверх подняли                                                                         (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали                                                                                         (машем ладошками)

А теперь все вместе – «Здравствуйте!» – сказали.                                 (хором здороваемся)

Основная часть.

В.- К нам пришла весна-красна! Что происходит весной в природе? Подойдите к окну, посмотрите - ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается их теплых стран птицы, а ёще весной появляются насекомые. Посмотрите, кто это к нам прилетел? Жуки, бабочки, пчелки….

Дети рассматривают сюжетную картинку «На лугу», отвечают на вопросы воспитателя о внешнем виде, цвете, размере разных насекомых, стремятся правильно произносить их названия.

В.- На моем Волшебном цветочке написаны загадки про этих насекомых, а на листках ромашки – отгадки. Давайте поиграем в игру «Отгадай».

1.Всех жучков она милей

Спинка красная у ней

А на ней кружочки –

Чёрненькие точки.

(божья коровка).

2. Сок цветов душистых пьёт.

Дарит нам и воск и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её …..

(пчела)

3. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её….

(Стрекоза)

4. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Кто это? (бабочка).

5. Я лечу, лечу, лечу

Очень громко я жужжу  (жук).

В.- Какие вы молодцы! Всех отгадали. Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.

Физкультминутка «Кузнечики»

Расправляйте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Травушку покушайте,

Тишину послушайте.

Дети повторяют движения, имитируя кузнечиков.

Пальчиковая гимнастика:

Прилетела к нам вчера                        (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек                   (на каждое название насекомого дети загибают

И веселый мотылек                               один палец)

Два жука и стрекоза                                                                       

Как фонарики глаза                              (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали                         (машут ладошками).

От усталости упали                              (роняют ладошки на стол).

Воспитатель предлагает поиграть в речевую игру «Пчелы и шмели», направленную на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха и правильное произношение звуков.

Речевая игра «Пчелы и шмели»

 В.-Девочки будут пчелками, будут жить в улье, вот здесь (картинка улья). Когда мы их позовем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж – ж – ж. А мальчики будут шмелями, будут жить в норках, вот здесь (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: з – з – з. Если пойдет дождик, надо быстро спрятаться к себе в домик.

В.- Молодцы ребята! Вот какие разные насекомые нас окружают: одни – радуют глаз ( бабочка, стрекоза), другие – помогают людям (пчела, муравей). И чтобы все эти насекомые всегда были рядом с нами, надо быть другом всему живому и беречь природу.

Рефлексия:

Что вам больше всего понравилось сегодня?

Как пчелы и муравьи помогают людям?

Нужно ли беречь насекомых?

Конспект НОД в первой младшей группе

по конструированию из счетных палочек

Тема:  «Улей для пчелки»

Цель: формирование у воспитанников представлений детей о насекомом – пчела, познакомить детей с местом его обитания – ульем.

Задачи:

  • формировать умение детей  последовательно строить заданное изображение по образцу
  •  обогащать конструктивные навыки
  •  развивать пространственное мышление
  • способствовать формированию представления о том, что пчёлы – полезные насекомые.

Предварительная работа: Чтение книг о весне, о насекомых, рассматривание насекомых на картинках.

Материалы: конструктор для каждого ребёнка«ульи» из напольного конструктора на стульчиках, модели пчелок из бумаги по количеству детей, сюжетные картинки с ульями, пчёлами, цветами, игрушка пчела.

Организационный момент:

Выходи скорей, дружок,

И вставай со мной в кружок!

За руки возьмемся!

Друг другу улыбнемся!

Сюрпризный момент.

Воспитатель находит на столе картинки, рассматривает их, удивляется. Подзывает детей.

В.- Ребята, посмотрите, какие красивые картинки нашла я у себя на столе. Что вы на них видите? Красивые картинки, правда? Очень яркие, красочные. А как вы думаете, кто бы мог их тут оставить? Наверное, их оставил тот, кому цветы не только нравятся, но и приносят пользу. Ребята, вы слышите, кажется, кто-то к нам просится в гости?

Под запись жужжания пчёл воспитатель вносит игрушечную пчелу.

В.- Кто это? А вы знаете, для чего люди разводят пчёл?

Дети. Предполагаемые ответы.

В.-  Пчела садится на край цветка и медленно заползает в его глубину. Заползла и слизывает сладкий сок – нектар. Высосет сок и глотает его в свой медовый желудочек. Долго летает пчела с цветка на цветок, пьет сок, переносит на себе цветочную пыль.  За это время цветочный сок у пчелы в желудке перерабатывается в душистый, сладкий, густой мед и она летит в улей, откладывать мёд в соты.

Вот и живут пчелы большими семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет. Каждая семья живёт в своём улье. Посмотрите, пчёлка прилетела к вам не одна, а со своими подругами. Они хотят создать семью, но не знают где им жить. Как же мы можем помочь пчёлам? Предложения детей.

 В.- Правильно! Мы можем для них построить ульи, чтобы было много пчелиных семей!

 Из чего мы будем строить ульи?Описание: Хочу такой сайт Ульи мы построим из конструктора.

Воспитатель приглашает детей за столы, на которых разложены детали конструктора для каждого ребёнка. У доски на столе готовый «улей». На доске иллюстрации с ульями и пчелками.

В.- Дети, вот такие «ульи» мы с вами будем строить, давайте рассмотрим, какие детали конструктора нам понадобятся? 

 Дети рассматривают образец и с помощью воспитателя называют и выбирают нужные детали. Воспитатель последовательно объясняет и называет детали, необходимые для постройки (кирпичик, кубик, пластина). Дети повторяют названия, начинают строить по образцу с помощью воспитателя (при необходимости)

Дети строят «ульи» за столами.

Физкультминутка «Пчелка – пчела»

Пчёлка – пчела                                      (машем руками как крыльями),

Маленькая голова                                 (руки положить на голову)

На цветке сидела                                   (не убирая рук с головы, покрутить ею

Головой вертела                                    из стороны в сторону),

В траву свалилась                                  (уронить руки на колени)

В яму провалилась                                 (убрать руки с колен и уронить их в «яму»).

В.- Чудо-чудо-городок,

Шумных домиков рядок!

Целый год янтарный мед

В сотах не кончается!

А пчелиный народ

На цветках качается.

В.- Ну, что-же, ребята, нашей пчелке пора улетать.  Ей очень понравилась ваша работа. А вам понравилось играть? Но чтобы вам было ещё интересней она оставляет своих подруг поиграть с вами. Воспитатель раздаёт детям пчёлок, которых дети расселяют по изготовленным ульям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей младшего дошкольного возраста Тема: "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста"

АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста "Наши младшие друзья"

Дошкольный возраст-это яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с такой сферой бытия, как природа.  Животный мир – важная часть наш...

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Приобщение младших дошкольников к истокам русской истории и культуры»

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение младших дошкольников к истокам русской истории и культуры"...

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Как мы лук сажали» в младшей группе « Ромашка»

Проект для детей младшего дошкольного возраста «Как мы лук сажали»Подготовила воспитатель: Мельниченко Надежа Васильевна 2020 г.Название проекта: «Как мы лук сажали»Вид пр...

Проект для детей младшего дошкольного возраста «День победы!» в младшей группе «Ромашка»

Краткосрочный педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста «День Победы» Паспорт проекта Вид проекта:  творческий. Продолжительность проекта:...

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"...