Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Приобщение младших дошкольников к истокам русской истории и культуры»
проект (младшая группа) на тему

Лисицына Анастасия Александровна

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение младших дошкольников к истокам русской истории и культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx61 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение младших дошкольников к истокам русской истории и культуры»

Информационно-познавательный проект для детей младшего

дошкольного возраста.

Автор проекта:

воспитатель ГБДОУ

детский сад N 52

Лисицына А.А.

2017

Проблема: Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Стоит задуматься, а достаточно ли мы сделали, для того, чтобы дети научились понимать свою родную культуру, свой народ. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре.

Цель проекта: Способствовать развитию патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей.

Задачи проекта:

- Создать развивающую среду в группе.

 - Знакомить детей с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской

   народной культуры.

 - Приобщить детей к традициям            

   народной культуры.

 - Формировать на доступном уровне развитие художественного вкуса,  

   любви к Родине, к родному краю.

-Вовлечь в проект родителей воспитанников

Вид проекта: познавательно-информационный

Разработчик проекта: воспитатель младшей группы А.А.Лисицына

Участники проекта: Воспитатель -А.А.Лисицына, воспитатель –Пшеничная Л.А., музыкальный руководитель Иванова С.И., дети младшей группы, родители.

Актуальность проекта: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Гипотеза

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание развития его духовного и культурного облика по данной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материал не только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но и самостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.

Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников с предметами быта и старинного русского костюма);

вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции,семейные традиции, климатогеографические особенности;

полифункциональность (обеспечение всех составляющих не только воспитательно-образовательного процесса, но и совместной деятельности);

интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды (музеи,костюмы,наглядности, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка по данной теме;

трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы, в соответствии данной темы, проведения итогового мероприятия)

Сроки реализации: 26.09.2017-30.11.2017

Этапы проекта:

I этап-подготовительный с 26.09.17-02.11.17

II этап-основной с 03.11.17- 20.11.17

III этап итоговый с 21.11.17 -30.11.17

 Продукт проекта:

-Мини-музей «Куклы в русских костюмах»

-Презентация на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

-Консультации для родителей «Сказки читаем — речь развиваем!», "Знакомьте малышей с народным фольклором"

- Картотека дидактических игр по приобщению к народной культуре

-Картотека потешек, закличек, считалок и загадок

-Картотека русских народных игр

-Итоговое мероприятие «В гостях у Петрушки»

Системная паутинка проекта

Прогнозируемый результат:

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
  • умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства;
  • бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;
  • научились видеть на предметах народного искусства вариативность элементов, сочетание цветов и разнообразие композиции.
  • Детско-родительские отношения будут носить партнерский характер в совместной творческой деятельности.

Перспективный план по реализации проекта

I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 26.09.17-02.11.17

1. Информационный и рекламный блоки.

2. Проведение опроса - анкетирование.

3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным играм .

4. Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русского быта и игрушки,подготовка декораций,костюмов и головных уборов

II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ –  с 03.11.17- 20.11.17

Название мероприятия

Цель, задачи мероприятия

1.НОД  «Как жили люди на Руси»

2.Конструирование  «Построим домик в деревне»

3.Чтение «По щучьему веленью» — русская народная сказка.

4.Презентация «Русский народный костюм»

 Рассматривание кукл в народных костюмах и кокошника

5. НОД  «Русские народные сказки»

6.ЧХЛ

Русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Репка», «Теремок», « Три медведя»

7.Интерактивная игра на Mimio «Сказка за сказкой»

8.Театрализованное представление «Теремок»

10.Чтение и заучивание народных поговорок по картотеке

11. Чтение загадок по картотеке

12. Русские народные пальчиковые игры по картотеке

13.Дидактические игры «Собери целое», «Что это?» по картотеке

1-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа;  доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

2.- формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить  с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;

- развить конструктивные навыки детей, смекалку, умение ориентироваться в пространстве, воображение.

учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей;

- закрепить знания о жанровых особенностях сказки;

- формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения;

- расширять словарный запас детей;

- учить детей понимать заложенный сказкой смысл;

- воспитывать в детях чувство прекрасного, красоту родного языка, гордость за народное творчество.

-закрепить знания о народых костюмах, видеть отличительные особенности русских костюмов

-Развивать умение слушать сказки, следить за развитием действий, сопереживать героям произведения, понять смысл сказки.

-дать понять , что сказка неотъемлемая часть наших традиций

Развивать образное представление, восприятие и воображение детей.

-проверить знания детей о сказках;

-закрепить полученные знания

-активизировать речь

-выявить творческие способности детей

14. НОД «Русская Матрешка»

15. Украсим матрёшке сарафан». Пластилинография.

16. Народные игры и хороводы «Колпачок» и пр

По картотеке

17.Слушание русских народных песен «Мишка косалапый», «Ах вы, сени, мои сени»

18. Дети И народная игрушка. Как играть в народные игрушки?

18.Подготовка к итоговому мероприятию

19 Работа с родителями

1.        Консультации для родителей:

         «Сказки читаем — речь развиваем!»

         «Знакомьте малышей с народным фольклором»

        2.        Картотека: «Русские народные игры для малышей»

3.        Анкетирование родителей

4.        Помощь родителей в создании мини-музея «Куклы в народных костюмах»

5.Подготовка родителей к мероприятию и созданию ими русских народных костюмов

-Познакомить  детей с  особенностями  народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

-Учить  внимательно, слушать  речь  воспитателя, отгадывать простые  загадки. Развивать связную речь.

-Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству и бережное  отношение к игрушкам.

Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

- Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

- Закрепить способы работы в технике « пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.

- Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

- Воспитывать интерес к народной игрушке

- Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.

-приобщать к народным традициям

-соблюдать и запоминать слова и правила

- Формировать и развивать эмоциональную сферу ребенка посредством интеграции через другие виды детской деятельности

III этап – ИТОГОВЫЙ – с 21.11.17-30.11.17

Итоговая беседа (анализ проделанной работы)

Анализ результативности.

Оформление стенгазеты.

Анализ:

  • - В группе была создана предметно-развивающая среда по теме
  •  - Дети познакомились с обрядами, ритуалами, играми, обычаями русской

   народной культуры.

  •  - Дети преобщились к традициям  народной культуры.
  •  -Родители воспитанников с удовольствием принимали участие в проекте
  • Дети получили ответы на интересующие их вопросы.  
  • В процессе проекта были задействованы все образовательные области.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Список литературы:

Используемая литература

1.О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2.О.Л. Князева «Как жили люди на Руси».

3.С.В. Бурдин «Народы мира».

4.В. Мазаев «Ковчежок»

5.В.И. Даль «Пословицы русского народа».

6.Журнал «Дошкольное образование» № 3, 2004 год.

7. Журнал «Дошкольник» № 6, 2005 год.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.maam.ru
  2. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Приобщение детей старшего дошкольного возрасталогопедического детского сада К истокам русской народной культуры...

Картотека стихотворений для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста на тему "Здоровый образ жизни"

Данный материал поможет при подготовке и проведении занятий, праздников на тему ЗОЖ.В конце материала есть пословицы на тему ЗОЖ.Материал можно распечатать и оформить в виде брошюры формата А 5....

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Cказка для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Ванечка и Светофор»

Сказка рассказывает о соблюдении правил дорожного движения пешеходами и водителями. Рекомендована для детей старшего дошкольного возраста.Ванечка и Светофор.        ...

Педагогический проект "Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Цель проекта: Приобщение старших дошкольников    к истокам, традициям   русской национальной, сибирской  культуры через знакомство с  играми, хороводами, народн...