Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Две вазы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Марина Николаевна Порошина

Закрепляет умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Подготовительная группа

Тема: « Две вазы»

Программное содержание. Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

Материал. Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка, два цветных керамических шарика. Натуральные цветы — роза и гвоздика. Глина, дощечки, алгоритм лепки посуды, чашечки с мыльным раствором, трубочки.

Ход занятия

На столе у воспитателя лежат цветы — роза и гвоздика.

Педагог предлагает детям поставить цветы в вазы с водой: один цветок — в стеклянную вазу, другой — в керамическую.

В одной вазе видны вода и стебель цветка, в другой — ничего не видно. Дети определяют, что одна ваза сделана из стекла, она стеклянная; другая ваза сделана из керамики, она керамическая.

Потом определяют прозрачность стекла и керамики:  кладут в них цветные керамические шарики

Педагог предлагает ребятам назвать предметы, которые делают из стекла (окна, очки, стекла для автомобилей, аквариумы);

Затем предметы, которые делают из керамики (вазы, чашки, тарелки, блюдца, горшки для цветов).

«Как вы думаете, почему люди делают керамические горшки для цветов? (Корням не нужен свет.) Почему человек делает из стекла и керамики посуду? (Керамика и стекло не пропускают воду.)

Воспитатель предлагает детям обследовать керамические и стеклянные предметы и охарактеризовать их. Выясняется, что эти предметы хрупкие, их нельзя ронять, бросать — они могут разбиться. Воспитатель показывает осколки керамики и стекла, предупреждает детей об опасности.

Рассказ о том, как появилось стекло. Опыт.

Поход в изумрудный город. Танцевальные движения.

Дорога, вымощенная кирпичом. Загадки о стеклянных предметах.

Дом – стеклянный пузырек

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажгется

Для питья он предназначен

Хрупок, из стекла, прозрачен

Можно сок в него налить

С удовольствием попить

Его не видишь, а потрогать можно

Есть у нас стеклянный дом

Поселились рыбки в нем

Даже рыбка золотая

В нем живет

Забот незная

Наведет стеклянный глаз

Щелкнет раз и помним вас

Маковое поле. Игра: «Звучащая посуда»

Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных  ложек и т.д.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему такой разный звук?

Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.

Воспитатель: - Так из каких же материалов делают посуду?

Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

Иллюстрация  стеклодува.

Дети вспоминают и рассказывают, как делают стекло: соду и песок смешивают, добавляют в них немного других веществ, затем расплавляют в больших печах при очень высокой температуре и в результате получают прозрачную, тягучую смесь; стеклодув берет палочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов стеклодув делает различные изделия.

Гимнастика на дыхание: Педагог раздает детям трубочки и чашечки с мыльным раствором, предлагает попробовать выдуть мыльные пузыри.

Воспитатель:

Вы знаете, что такое посуда?

И как без нее нам приходится худо?

Отвечайте без промедления.

(Посуда – это предмет для приготовления и подачи пищи, для хранения припасов)

Воспитатель: Попробуй поесть без тарелки и ложки…

Без миски никак не накормишь и кошки!

Какая посуда была первой?

(Из глины, глина хорошо поддается лепке, глины везде много.)

А позже какая посуда появилась?

(Фарфоровая, она тоже из глины, но белого цвета.)

Чем интересна фарфоровая посуда?

(Она легкая, красивая. Но фарфор хрупкий материал, при легком ударе фарфоровая посуда разбивается. Эта посуда не нагревается от горячего, ею нельзя обжечься.)

Далее воспитатель предлагает ребятам вспомнить, кто и из чего изготавливает керамические изделия. (Керамические изделия делает из глины гончар.)

Видеоролик

Этюд( инсценируем движения):

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!

Воспитатель раздает ребятам глину и предлагает им стать гончарами — вылепить глиняные тарелки.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковую гимнастика «Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (удары кулачками друг о друга)

В конце занятия дети организуют выставку вылепленной керамической посуды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....