Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительного возраста "Вода, её свойства и состояния"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Еремеева Елена Викторовна

Занятие позволит уточнить и расширить знания  о воде, обогатит  активный словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda_eyo_svoystva_i_sostoyaniya.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в группе ТНР

для детей подготовительного возраста.

Тема: «Вода, её свойства и состояния».

Цель: уточнение и расширение знаний о воде, обогащение активного словаря детей

Задачи:

- Познакомить детей со свойствами воды и незаменимостью её в нашей жизни; уточнить и расширить представления о приметах весны.

- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, учить размышлять, анализировать,  делать выводы.

-Активизировать  и обогащать словарь детей  глаголами и прилагательными (по теме занятия); развивать коммуникативные навыки.

- Воспитывать аккуратность при использовании воды, понимание необходимости бережного отношения к ней; продолжать воспитывать умение слушать, не перебивать говорящего.

Предварительная работа: выучить с ребёнком стихотворение Н. Рыжовой «Вы слышали о воде…», познакомить со значением слов: лаборатория, лаборанты, капель.

Оборудование:

-аудиозаписи звуков ручья и капели;  

-халаты на детей;

-на  столах:  

  • лёд в тарелке
  • вода в стаканах, чайные ложки,  сахарный песок,  соль  
  • стакан с молоком, стакан с водой, 2 чайные ложки
  • пластмассовые стаканы, тазы с водой, бумажные салфетки, соломинки-трубочки в стаканах с питьевой водой
  •  акварель, кисточки
  • мяч с шипами, раскраски «капелька».

Ход занятия:

Звучат аудиозаписи звуков ручья и капели.

Воспитатель: «Что услышали? Где мы  можем увидеть воду?

Как вы думаете, для чего нужна вода»?  (для умывания, для стирки, для питья, для приготовления еды и т.п.)

Воспитатель: «Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, сегодня мы познакомимся с её свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты в нашей научной лаборатории».  Предлагает  детям надеть белые халаты.

Опыт 1: вода замерзает и тает. «Дети, вы видели, что утром я принесла в группу лёд. Какой он был? (твёрдый, холодный, прозрачный). Подойдём и посмотрим, что же с ним происходит (тает или полностью растаял, превратился в воду). Как вы думаете, почему лёд растаял? А вода может снова превратиться в лёд? Что для этого надо?

Опыт 2: вода не имеет запаха.  Дети нюхают воду. «Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха».

Опыт 3: вода безвкусная.  Предложить детям попробовать  воду. Есть ли у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. «Что может изменить вкус воды»? (сахар, соль) Дать (по желанию) детям для сравнения попробовать сладкую и солёную воду, растворив в ней соль или сахар.

Опыт 4: вода прозрачная.  На столе стоят два стакана: один с водой, другой с молоком.  Воспитатель опускает по ложке в каждый стакан.  «Ребята, что вы увидели»? (ложки в стакане с молоком не видно – молоко не прозрачное; в стакане с водой ложку видно – вода прозрачная).

Опыт 5: вода – это жидкость.  Дать детям пустой пластмассовый стакан. Предложить аккуратно набирать воду в тазу и выливать обратно. «Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана».

Опыт 6: вода движется. Предложить детям:

- подуть в трубочку,  опущенную в стакан с водой;

-  льют воду в таз из стакана;

-дуют на воду в тазу;  

 «Скажите, что вода делает»?   ( бурлит, течёт, льётся, шумит, журчит,  брызжет, разливается, рябит). 

Опыт 7: вода может менять цвет.   Воспитатель: «Возьмите кисточки и подкрасьте воду в стакане акварелью любого цвета».

Физминутка:

Солнце стало пригревать,
(руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.
(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва,
(щёлкают пальцами)
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!
(бег на месте)

Воспитатель: «Уважаемые лаборанты, садитесь.  Несмотря на то, что воды на планете много, но не вся она пригодна для питья. Подойдет ли растениям, животным и человеку соленая морская или океаническая вода? А какая нужна? Что значит пресная? 

Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А нам  нужна пресная вода, вода поступает в краны из рек, озёр. Но сначала воду очищают на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Её запасы не безграничны. Человек без еды может прожить до 100 дней, а без воды меньше 10 дней.  Как мы  можем помогать в сохранении  воды»? (закрывать кран после умывания, зря не выливать воду, не  мусорить  в водоёмы, на природе и т.д.)  Мусор,  пластиковые и целлофановые предметы отравляют нашу планету и всё живое на земле.

Ребёнок читает стих:

 Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране. 

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить! 

 «Вставайте полукругом. Сейчас надо подумать и постараться подобрать правильное слово в игре с мячом «Скажи наоборот».

Чай горячий – чай холодный

Вода замёрзшая – вода растаявшая

Лужа грязная – лужа чистая

Вода мутная – вода прозрачная

Одежда намокнет – одежда просохнет

Озеро глубокое – озеро мелкое

Вода солёная – вода пресная

Ручей широкий – ручей узкий

Капель громкая – капель тихая

Итог: «Дети, вы сегодня меня порадовали. Вы были активными и внимательными.  Где мы сегодня побывали? Кем мы были? Что мы узнали в лаборатории? Хотели бы вы ещё раз посетить лабораторию? Что бы хотели исследовать?

Для вас сюрприз – раскраска «капелька».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «День защитников Отечества»

Задачи:1.     Образовательные:- дать детям знания о Российской Армии;- уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов.2. ...

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему:«23 Февраля день Защитника Отечества »

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему:«23 Февраля день Защитника Отечества »...

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию для детей подготовительной группы. Рисование "Дымковская барышня"

Цель: расширять представления о разнообразии художественных промыслов. Продолжать знакомить с народными игрушками.Задачи:Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и ее росписи;Знакомить ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы на тему: "Веточка мимозы"

Цель: научить  детей рисовать  веточку мимозы с  использованием нетрадиционной техники рисования -  « тычок» ватными палочками.Задачи:  учить детей рисовать в...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы «Красочная осень»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной группы«Красочная осень»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительного к школе возраста «Улетает наше лето»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительного к школе возраста«Улетает наше лето»...

Конспект занятия НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «День защитников Отечества».

Дать детям знания о Российской Армии; - уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов...